III Международный молодежный форум «Школа молодого теолога»
С 1 по 7 октября 2024 года на базе санатория «Каспий» (Республика Дагестан, Карабудахкентский район, пос. Манас) проходил III Международный молодежный форум «Школа молодого теолога», в работе которого приняла участие делегация студентов направления подготовки – Теология под руководством доцента кафедры философии, теологии и религиоведения Змихновского С.И.
Организаторами мероприятия выступили Муфтият Республики Дагестан, Дагестанский гуманитарный институт (г. Махачкала), Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА). Среди партнёров мероприятия значится и наш университет.
Первое место в Секции №1 «Теология и философия: столкновения и взаимодействия» заняла студентка 2 курса Галимова Катерина Ринатовна, выступившая с докладом «Проблема развития человека в религиозно-философской мысли В.В. Зеньковского». Оценивали конкурсные работы ведущие специалисты в области теологии и религиоведения: Гимазова Р.А. (зав. каф. теологии Российского исламского института, г. Казань) и Ярцев А.Б. (преп. каф. теологии Московского государственного лингвистического университете). Председательствовал – Змихновский С.И.
Организаторы и эксперты отметили высокий уровень подготовки кубанских студентов, выдержавших конкуренцию со стороны коллег из Московской духовной академии, Вологодской духовной семинарии, ИГСУ РАНХиГС (г. Москва) и других ВУЗОВ, обучающих будущих теологов.
Наши студенты проявили себя не только в науке. Например, завоевавшая диплом первой степени Катерина Галимова прибавила к нему медаль на третье место в соревнованиях по волейболу. Все участники данной образовательной программы получили соответствующие сертификаты, а Змихновский С.И. – благодарности от министра по национальной политике и делам религий Республики Дагестан Муслимова Э.С. и ректора Дагестанского гуманитарного института Бахмудкадиева Н.Д. Организаторы и гости форума сошлись во мнении, что он способствует усилению межконфессионального диалога, укреплению межнациональных и международных связей, профилалтике экстремизма в молодёжной среде и повышению качества преподавания религиоведческих дисциплин.
СТУДЕНТЫ ФИСМО В ШКОЛЕ №20
В эту субботу активисты факультета истории, социологии и международных отношений посетили Среднюю общеобразовательную школу №20 в рамках профориентационной работы.
Ребята рассказали будущим абитуриентам о направлениях подготовки на факультете, Профсоюзной организации обучающихся и Студенческом совете, а также ответили на все интересующие вопросы выпускников.
Надеемся, что наша работа помогла ребятам определиться с выбором!
ФИСМО И НОЧЬ МУЗЕЕВ В КРАСНОДАРЕ
20 мая в Краснодаре прошла уже традиционная общероссийская акция «Ночь музеев», привлекшая невероятно большое количество горожан и гостей кубанской столицы. Наш факультет поддержал эту масштабную акцию и принял активное участие в локациях Краснодарского Художественного музея им. Ф.А. Коваленко. Студенты-регионоведы 2 курса подготовили небольшое представление, рассказывающее о греческих музах, вдохновлявших издавна великих деятелей культуры. Красивый танец и увлекательный рассказ привлекли внимание посетителей разного возраста, вызвали восторженные аплодисменты и одобрение.
А уже в завершении этого грандиозного мероприятия в одном из выставочных залов музея прошла открытая лекция канд.ист.наук, доцента кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения О.А. Перенижко, во время которой посетители могли узнать о жизни и деятельности кубанских архитекторов братьев Ивана и Елисея Черников, а также Василия Андреевича Филиппова.
Старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Константин Гусев выступил в качестве соведущего программы по истории Екатеринодара из цикла «От крепости до мегаполиса» на канале «Краснодар»!
Со всеми эпизодами можно ознакомиться на сайте канала
Серии:
1. Бандитский Екатеринодар (места съемок: Сенной рынок, ул. Пашковская и ул. Октябрьская)
2. Интересные факты истории города (место съемки: Научная библиотека КубГУ)
3. Городская мистика: легенды Краснодара (места съемок: Шуховская башня, ул. Красная, кинотеатр «Аврора», Мост поцелуев)
4. История печати и прессы на Кубани (место съемки: Некрасовская библиотека)
5. Кладбища Екатеринодара (места съемок: Всесвятское кладбище, Фоминское кладбище, Дубинское кладбище)
6. Храмы Екатеринодара (места съемок: Свято-Екатерининский храм, Собор Александра Невского, часовня Александра Невского)
7. Высшее образование на Кубани
8. Памятники Екатеринодара-Краснодара
Состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса чтецов между студентами Кубанского государственного университета и Чэндуского института при Сычуаньском университете иностранных языков.
Победителей в режиме онлайн в торжественной обстановке наградили декан факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ Александр Евтушенко и директор отделения языков стран Центральной и Восточной Европы Чэндуского института при Сычуаньском университете иностранных языков госпожа Ян Лю.
В конкурсе чтецов приняло участие более 110 студентов из двух городов. Учащеся КубГУ отдали предпочтение стихотворениям таких китайских авторов, как Ли Бо, Ду Фу, Мао Цзедун. Студентам из Дуцзянъяня пришлась по душе поэзия Константина Симонова, Анны Ахматовой, Константина Бальмонта
Победителями среди студентов ФИСМО убГУ стали Екатерина Табатадзе и Герман Куцепов.
2 место заняли — Олеся Прокопович, Ева Погудина и Екатерина Никандрова.
3 место разделили — Ирина Моисеенко, Анастасия Иванова, София Саакян, Марк Атомас.
• Карелина Кристина стала победителем в номинации «Самое трогательное прочтение»
• Брысина Кристина победила в номинации «Сложное стихотворение»
• Виноградова Инесса стала лучшей в номинации «Костюмированное представление»
• Панкова Вера показала лучшее «Пейзажное представление».
Международный проект был организован при содействии отделов зарубежных связей городов Дуцзянъян и Краснодар. Стороны намерены в дальнейшем продолжить двусторонние обмены и реализацию совместных проектов с целью укрепления российско-китайской дружбы на муниципальном уровне .
Все фото вы можетет посмотреть по ссылке.
Мирмекий - уникальный археологический памятник Боспора
14 марта Александр Бутягин, археолог, заведующий сектором античной археологии Северного Причерноморья Государственного Эрмитажа, преподаватель СПбГУ, руководитель экспедиций в Керчи и под Неаполем, прочел лекцию «Мирмекий - уникальный археологический памятник Боспора»
Александр Михайлович рассказал об античном городище Мирмекий, которое находится на территории современной Керчи, показал интересные фотографии и ответил на вопросы слушателей
Посмотреть фотографии с мероприятия можно в альбоме.
Студентка ФИСМО вошла в топ-6 конкурса «Лучший профорг КубГУ — 2023»
С 16 по 18 марта в Кубанском государственном университете прошел конкурс «Лучший профорг КубГУ»
Наш факультет представляла Татьяна Кузьминская, которая вошла в топ-6 лучших профоргов Профсоюзной организации обучающихся КубГУ
Поздравляем Таню, желаем дальнейших успехов в профсоюзной деятельности.
Акция «Весна на ФИСМО»
В честь Международного женского дня Профорганизация ФИСМО провела традиционную акцию, в которой девушки факультета получили сладкие презенты с приятными словами и пожеланиями. Атмосфера весны и счастья царила во время нашей «Весны на ФИСМО»
Посмотреть все фотографии с мероприятия можно по ссылке.
В новом году профориентационная работа возобновилась с новыми силами. 11 февраля студенты-востоковеды и регионоведы под руководством преподавателей Коврижных Олеси Анатольевны и Сантретовой Екатерины Сергеевны посетили гимназию номер 87. Активисты 4-го курса поделились с нами своими впечатлениями о данном мероприятии.
Сафонцев Матвей: " Для меня это был первый опыт подобного рода, однако могу с уверенностью заявить о том, что он однозначно оказался позитивным, ведь мы заронили зерно неподдельного интереса и ясных стремлений в души гимназистов ".
Прокопович Олеся: " Встреча вызвала море положительных эмоций и откликов. Школьники многое узнали о факультете истории, социологии и международных отношений, каждое из направлений которого вызвало неподдельный интерес у абитуриентов. Кроме того, мы познакомили ребят с китайской культурой, рассказав о китайском Новом годе и Празднике фонарей. Такие встречи повышают интерес к профессии, стимулируют задуматься над выбором дальнейшего пути и расширяют кругозор."
Фестиваль китайской культуры и церемония награждения победителей и призеров краевого конкурса китайской каллиграфии и культуры
5 февраля 2023 года в день празднования традиционного китайского Юаньсяо на базе Кубанского государственного университета прошел фестиваль китайской культуры и церемония награждения победителей и призеров краевого конкурса китайской каллиграфии и культуры. Организаторами выступили факультет романо-германской филологии, факультет истории, социологии и международных отношений, департамент по международным связям КубГУ, а также отдел зарубежных связей и протокола администрации города Краснодара.
Жюри конкурса, состоящее из ведущих специалистов в области китайского языка КубГУ, после тщательной проверки более 200 работ школьников и студентов Краснодарского края определили победителей в 3 возрастных категориях: 1) школьники до 12 лет; 2) школьники с 12 до 18 лет; 3) студенты старше 17 лет. Победителями и призёрами среди студентов стали ребята, обучающиеся по направлению «Востоковедение и африканистика», факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ. Среди них: 3 место — Баздырева Ольга Дмитриевна, Раман София Сайфурамановна, Гапочкина Полина Ивановна; 2 место разделили между собой Саакян София Эдуардовна, Малиевская Маргарита Витальевна, Еремина Анна Сергеевна; победителями стали: Островерхова Ангелина Сергеевна, Тертычко Дарья Дмитриевна, Никандрова Екатерина Алексеевна.
В первой половине дня гости фестиваля и участники конкурса познакомились с китайской культурой и традиционным китайским творчеством: каллиграфией кистью, росписью фонариков, узелковым творчеством, вырезанием из бумаги, а также смогли посетить мастер-класс от инструкторов регионального отделения Всероссийской федерации Цигун по Краснодарскому краю.
В концерте на торжественном закрытии конкурса китайской каллиграфии и культуры приняли участие талантливые студенты факультета истории, социологии и международных отношений, а также специально приглашённые иностранные студенты из Китая Кубанского государственного института культуры.
Конкурс встретили с особой теплотой и в различных уголках Китая. Города-партнеры Дуцзянъянь (пров. Сычуань) и Харбин (пров. Хэйлунцзян) направили видео-обращения к участникам и организаторам с приветствиями и поздравлениями с Китайским новым годом.
Больше фото смотрите в фотогалерее
22 января состоялся день открытых дверей в Кубанском государственном университете!
И.о. декана – Александр Сергеевич Евтушенко и кураторы направлений рассказали о вузе, факультете истории, социологии и международных отношений. Также будущие абитуриенты и их родители ознакомились с ключевыми изменениями, которые произойдут в рамках грядущей приемной компании 2023 года.
Мы надеемся, День открытых дверей прошел с пользой и вам удалось ощутить семейную атмосферу ФИСМО!
Факультет истории, социологи и международных отношений с нетерпением ждёт новой встречи с вами, будущие абитуриенты, но уже в качестве первокурсников.
Министерство образования, науки и молодежной политики наградило Благодарственными письмами преподавателей ФИСМО
19 января 2023 г. в Кубанском государственном университете состоялось торжественное награждение преподавателей, принимающих участие в подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников
Церемония вручения Благодарственных писем министерства прошла в торжественной обстановке и на ней присутствовали заместитель министра образования, науки и молодежной политики Краснодарского края О.А.Грушко, проректор по довузовскому и дополнительному профессиональному образованию С.Ю.Кустов, главный консультант отдела общего образования в управлении общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края А.В.Колчанов, директор «Центра развития одаренности» М.Г.Корниенко, заместитель директора «Центра развития одаренности» А.Н.Бойко
Работа вузовских преподавателей со школьниками — это не прямая профессиональная обязанность, поэтому таких людей в университете немного, но на нашем факультете совершенно другая атмосфера. Наш факультет истории, социологии и международных отношений занимается со школьниками по 5 предметам - традиционно по истории, а также по искусству, китайскому языку, итальянскому языку и испанскому языкам.
Благодарственными письмами Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края были награждены:
- доктор исторических наук, доцент кафедры истории России Лилия Геннадьевна Степанова,
- старший преподаватель кафедры всеобщей истории и международных отношений Роман Александрович Николаенко,
- кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Оксана Алексеевна Перенижко,
- старший преподавателя кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Константин Дмитриевич Гусев,
- кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Ольга Леонтьевна Бутто,
- кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Екатерина Михайловна Рокицкая.
Представление новой образовательной программы подготовки бакалавров по истории и культуре казачества России – 44.05.03. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки - История. Казачество в истории России.)
В рамках реализации Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на 2021–2030 годы факультет истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета 14 января 2022 года представил новую образовательную программу подготовки бакалавров по истории и культуре казачества России – 44.05.03. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки - История. Казачество в истории России.)
На встречу приехали учащиеся выпускных классов и педагоги-наставники Ейского казачьего кадетского корпуса, Кропоткинского казачьего кадетского корпуса имени Г.Н. Трошева, Новороссийского казачьего кадетского корпуса, Бриньковского казачьего кадетского корпуса имени сотника М.Я. Чайки.
Для кадетов была организована ознакомительная экскурсия по территории университета, которая началась с посещения спортивных площадок – стадиона, плавательного бассейна, поля для мини-футбола и пляжного волейбола. Также учащимся подробно рассказали о студенческом кампусе, в котором совмещаются жилые помещения, творческие мастерские, а также «Точка кипения КубГУ» - пространство, в котором в комфортных условиях можно проводить лектории, мастер-классы и обмениваться идеями о дальнейшем развитии науки.
В научной библиотеке КубГУ кадеты ознакомились с уникальными изданиями XVIII-XIX веков по истории традиционной культуры казачества и народов Северного Кавказа, а также посетили основные библиотечные отделы.
На официальной встрече перед кадетами выступили заместитель руководителя департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Администрации Краснодарского края Александр Владимирович Кравцов, заместитель атамана Кубанского казачьего войска Максим Владимирович Медянников, проректор по учебной работе, качеству образования - первый проректор доктор социологических наук Темыр Айтечевич Хагуров, заведующий кафедрой истории России доктор исторических наук, доктор социологических наук Валерий Васильевич Касьянов., начальник отдела координации деятельности казачьих кадетских корпусов департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Администрации Краснодарского края Анна Викторовна Дорофеева. Все выступающие подчеркнули важность непрерывности казачьего образования и сотрудничества кадетских корпусов с Кубанским государственным университетом.
Подробно о новом профиле подготовки рассказала его руководитель кандидат исторических наук, доцент Людмила Михайловна Галутво. Предлагаемый инновационный проект нацелен на подготовку:
- профессиональных педагогических кадров для образовательных организаций всех уровней, реализующих «казачий компонент»,
- специалистов по методическому обеспечению казачьих обществ и объединений в подготовке грантовых проектов и реализации государственных и муниципальных программ в сфере образования и культурно-просветительской деятельности,
- исследователей истории и культуры российского казачества как неотъемлемой части отечественной истории.
Основным преимуществом программы является сочетание фундаментальности классического исторического образования с практическими навыками популяризации истории и культуры казачества России и зарубежья.
В 2023 году на программу бакалавриата 44.05.03. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки - История. Казачество в истории России.) запланированы 15 бюджетных мест и 10 договорных. Вступительные испытания – история, обществознание, русский язык.
В завершении встречи кадеты получили ответы на все заданные вопросы и было принято решение продолжить добрую традицию сотрудничества Кубанского государственного университета с кадетскими казачьими корпусами.
Студенты ФИСМО провели урок по профориентации в Гимназии №88
26 декабря студенты второго и третьего курсов итальянского отделения направления Зарубежное регионоведение ФИСМО провели урок по профориентации в гимназии № 88 г. Краснодара. Урок был посвящен празднованию Рождества и Нового года в Италии. Студенты-итальянисты в увлекательной игровой форме рассказали о рождественских и новогодних традициях Апеннинского полуострова в период с 1 декабря до 6 января: Адвент, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии, Санта Лучия, Сочельник, Рождество, Новый год, Эпифания (Бефана). Под руководством студентов школьники с большим удовольствием выучили первые итальянские слова, нарядив рождественскую елку, подписали открытки на итальянском языке и посмотрели видео, посвященное итальянскому отделению кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения. Урок-путешествие, подготовленный студентами-итальянистами, позволил школьникам проникнуться волшебной атмосферой рождественских праздников Bel Paese.
Студент ФИСМО принял участие во Всероссийском патриотическом форуме с церемонией вручения Национальной премии «Патриот – 2022»
«Патриот-Центр» Объединённого совета обучающихся Кубанского государственного университета принял участие во Всероссийском патриотическом форуме с церемонией вручения Национальной премии «Патриот – 2022», который с 9 по 12 декабря 2022 года проходил в культурной столице России — городе Санкт-Петербурге.
Форум объединил более 600 представителей сферы патриотического воспитания — руководителей и членов патриотических организаций, студенческих организаций, клубов военно-исторической реконструкции, поисковых отрядов, волонтерских организаций, учебных учреждений. Кроме того, более 5000 человек со всех уголков России приняли участие в онлайн-формате.
Для участников форума работало более 30 площадок по 4 блокам: образование, эффективные практики, проектные сессии, партнёрские программы.
«Патриот-Центр» ОСО КубГУ был представлен на форуме председателем клуба и студентом 4 курса факультета истории, социологии и международных отношений Рамазаном Исмаиловичем Урусовым.
Патриотом может быть каждый!
Студенты ФИСМО в финале Всероссийского студенческого конкурса «Твой Ход»
С 11 по 17 декабря в Москве прошёл Всероссийский студенческий форум «Твой Ход». 5 000 студентов принимали участие в работе форума, который объединил несколько площадок: Слет победителей и амбассадоров Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход», стратегическая сессия «Студенческое будущее», Российская национальная премия «Студент года – 2022» и Общероссийский образовательный форум «Россия студенческая».
Магистрант направления «История» Куров Нурбий стал победителем трека «Создаю».
Студент направления «Международные отношения» Ацегейда Владимир с командой прошел в финал трека «Участвую».
Студенты КубГУ побывали в Александро-Невском соборе
Студенты факультета истории, социологии и международных отношений прибыли на экскурсию в собор в формате изучения предмета история культуры в сопровождении своего педагога Перенижко Оксаны Алексеевны.
Экскурсантов встретил настоятель собора протоиерей Иоанн Гармаш. Знакомство с собором отец Иоанн начал с притвора. «Притвор – это особое место в храме", - сказал батюшка - "Раньше именно здесь могли находиться оглашенные — те люди, которые только готовились принять крещение, дальше ступать в храм им нельзя было. Но сейчас уже не принято ходить по несколько месяцев в храм, чтобы принять крещение, поэтому правила стали не такие жесткие».
По ходу экскурсии отец Иоанн провел группу по всем частям собора, обращая внимание молодежи на иконы и святыни, расположенные в храме.
Будущие историки и культуроведы увидели главную храмовою икону – образ святого благоверного Александра-Невского, в честь которого и был освящён войсковой собор, а также чудотворную икону Божьей Матери Казанская, чудеса которой батюшка особо отметил.
В рамках экскурсии отец Иоанн коснулся страниц истории строительства войскового собора, возрождения Кубанского казачества, рассказал о современном укладе храма и его роли в жизни казаков и Кубанской столицы.
Больше фото в источнике
Факультет истории, социологии и международных отношений продолжает сотрудничество с Краснодарским художественным музеем им. Ф.А. Коваленко
15 декабря в рамках в рамках выставки "Романовы. Три века русской культуры" доцентом кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения О.А. Перенижко была прочитана публичная медиалекция "Император и Архитектор в культурном пространстве России первой половины XIX века". А в воскресенье, 18 декабря группа инициативных студентов-регионоведов посетила временные выставки. От лица всей группы свой отзыв оставила студентка 2 курса Елизавета Коновалова:
«18 декабря нашей группе молодых ценителей культуры посчастливилось попасть на последний день двух чудесных выставок: "10 тысяч шагов" Дмитрия Сеника и "В станице..." Фёдора Алексеенко. Фотовыставка работ Дмитрия Сеника дала нам возможность окунуться в мир современного фотоискусства и взглянуть на него по-новому. Дмитрий провёл невероятно душевную и содержательную экскурсию, рассказал почти про каждую свою работу, историю создания кадра, его идею. Все мы остались под большим впечатлением, будем ждать с нетерпением новых выставок!
После фотовыставки мы посетили зал с работами кисти и карандаша Фёдора Алексеенко и прониклись невероятной атмосферой станичной тихой умиротворенной жизни... Его пейзажи родного уголка и запечатленные на полотнах домашние животные обдали нас таким теплом, что мы по выходе из здания и холодного ветра на улице более в тот день не ощутили.
Хочется выразить огромную благодарность Дмитрию и Фёдору за их творчество и возможность им насладиться. Отдельное большое спасибо хотелось сказать также и работникам музея им. Ф.А. Коваленко, благодаря которым в стенах этого чудесного здания проходят такие ценные мероприятия!».
Студенты ФИСМО победители Открытой международной интернет-олимпиады
Оргкомитет Открытой международной интернет-олимпиады подвёл итоги состязаний по дисциплинам гуманитарного цикла. Нам есть, что отметить: два талантливых студента-социолога стали победителями!
Аркадий Моргун стал абсолютным победителем олимпиады по социологии по гуманитарно-юридическому профилю и удостоился золотой медали.
Анастасия Лабутина стала бронзовой медалисткой сразу двух олимпиад — по социологии и правоведению.
Поздравляем наших победителей и желаем им дальнейших успехов, ведь сезон студенческих олимпиад только начинается!
День востоковеда 2022
17 декабря в актовом зале КубГУ прошел День востоковеда.
Студенты, преподаватели направления «Востоковедение и африканистика» и руководство факультета показали свои творческие номера.
«На нас лежала большая ответственность – передать дух Дня востоковеда ребятам, для которых это было впервые. Судя по волне улыбок, смеха, танцев и объятий, захлестнувших всех присутствующих в этот день, у нас получилось! Вишенкой на торте стало выступление преподавателей», - комментирует один из организаторов.
Встреча и. о. декана ФИСМО со старостами и профоргами
15 декабря прошла встреча и.о. декана ФИСМО Александра Сергеевича Евтушенко со студентами-старостами и профгруппоргами факультетских групп.
На встрече декан и его заместители дали ответы на вопросы студентов: от учебной и научной деятельности до общественной. Также обсудили планы на будущее, были выслушаны предложения от представителей академических групп.
Как подчеркнул Александр Сергеевич, цель таких встреч, которые было решено сделать регулярными – установить прочный контакт между руководством факультета и студентами.
Студент ФИСМО на форуме «Нити Идентичности»
Студент 3 курса международных отношений Владимир Ацегейда в ноябре этого года подал заявку на форум «Нити Идентичности», в повестке которого значилось: «участникам предстоит разобраться в вопросах общероссийской гражданской идентичности». Эта тема близка Владимиру, как будущему специалисту-международнику и как участнику и активисту «Союза армян России».
На форуме участники перерабатывали старые и формировали новые идеологические концепты, способствующие консолидации российского общества для их использования как во внутрироссийском пространстве, так и в сфере публичной дипломатии.
Встреча ФИСМО школьниками 10 и 11 классов г. Усть-Лабинска
В рамках реализации Госзадания Министерства науки и высшего образования по организации мероприятий, направленных на реализацию Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 гг. факультет истории, социологии и международных отношений провел встречу со школьниками 10 и 11 классов г. Усть-Лабинска.
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Оксана Алексеевна Перенижко рассказала об истории факультета, важных событиях сегодняшней жизни студентов, о направлениях подготовки, набор на которые открыт в 2023 г.
Особое внимания было уделено новому профилю подготовки – «История. Казачество в истории России».
Школьники в гостях у ФИСМО
3 декабря на кафедре зарубежного регионоведения и востоковедения встречали важных гостей - школьников Гимназии 88. Студентами направления «Востоковедение и африканистика» под руководством доцента Олеси Анатольевны Коврижных и старшего преподавателя Екатерины Сергеевны Сантретовой был организован квест "Восточные традиции", посвященный знакомству учеников 10-х классов с культурой Китая, Японии, Кореи и Индии. Студенты познакомили ребят со множеством интересных фактов, которыми так манит Восток.
Ученики успели:
1. Научиться искусству оригами
2. Поговорить на корейском языке
3. Пройти викторину и открыть для себя тонкости Индийской символики
4. И даже написать свой первый китайский иероглиф!
В конце мероприятия школьники получили небольшие призы в восточной традиции.
День социолога
26 ноября в стенах университета прошел традиционный праздник - День социолога!
Кафедре социологии уже 30 лет, отсюда была выбрана «божественная тематика» как дань уважения нашим мудрым преподавателям.
«Радует, что несмотря на два карантинных года и проведение этого праздника в дистанционном формате, сейчас все курсы и преподавательский состав вновь смогли окунуться в семейную атмосферу Дня социолога», - комментирует один из организаторов.
Культурный вечер «Вавилон»
29 ноября прошел культурный вечер «Вавилон», организованный Профорганизациями ФИСМО и РГФ.
Гости поучаствовали в увлекательной викторине по культуре стран (их было семь – Англия, Греция, Германия, Испания, Италия, Россия, Франция) и показали свою эрудицию. Они отвечали на вопросы о кино, музыке, кухне и многом другом. Команда победителей получила призы от профкома КубГУ.
В завершении мероприятия участников ждало караоке на языках стран, задействованных в мероприятии. Эта часть вечера была особенно атмосферной.
Старший преподаватель ФИСМО выступил в качестве эксперта на канале "Краснодар"
Старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения КубГУ Константин Дмитриевич Гусев выступил в качестве эксперта на канале "Краснодар". В первом блоке с точки зрения историка были разобраны сюжеты о "Золоте Кубанской Рады" и "Золоте Колчака".
Студентка ФИСМО делится своими впечатлениями об обучении с абитуриентами
В ходе встречи с абитуриентами, студентка 3 курса факультета истории, социологии и международных отношений Ксения Байкалова рассказала о своей научной и общественной деятельности:
«В апреле 2022 года я стала участницей Московской международной модели ООН, прошедшей на базе МГИМО и собравшей студентов из многих стран мира.Я была делегатом России в комитете ЮНЕСКО, заседания которого проходили на испанском языке. В течение недели мы создавали проект резолюции по одному из важнейших вопросов в современном мире: Mejorando la accesibilidad de la educación en América Latina - улучшение доступности образования в Латинской Америке. Со своей стороны я рассказывала, какие действия предпринимает Российская Федерация в решении данного вопроса. Модель ООН - возможность не только почувствовать себя настоящим делегатом, но и познакомиться со студентами из других стран. Со многими ребятами я продолжаю общение и жду встречи на Московской международной Модели ООН 2023!
С 19 по 21 июля я находилась в Майкопе на окружном форуме добровольцев Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Основной целью форума было объединение добровольцев (волонтеров) и руководителей волонтёрских движений регионов России. На протяжении нескольких дней мы участвовали в форсайт-сессиях, изучали способы взаимодействия в командах, общались со спикерами и погружались в культуру гостеприимной республики. Отдельно я хочу отметить встречу с заместителем председателя правления Общероссийской общественной организации «Российский красный крест» - Александром Плаксиным, который рассказал нам о том, как «Российский красный крест» организовывал работу пунктов распределения беженцев Донбасса, о взаимодействии волонтеров в чрезвычайных ситуациях, о выгорании.
7-11 сентября форум «Ростов 2022», организованный при поддержке Росмолодежи. Я поехала на трек «Сообщества», так как являюсь руководителем волонтёрского отряда и членом молодежного совета при главе района. Мне важно уметь организовывать работу в команде, правильно выстраивать связи и взаимодействовать с каждым членом объединения. На протяжении нескольких дней наш трек создавал новые форматы взаимодействия сообществ и проведения мероприятий. Форсайт-сессии, мероприятия в формате Open Space, Хакатоны и TEDx встречи - мы научились по-новому представлять то, что кажется известным всем.
Очередной форум в копилке - ЮФОРУМ, прошедший в Краснодаре с 26 по 29 сентября. Несколько дней мы занимались созданием и редактированием наших проектов, чтобы в дальнейшем получить возможность выиграть Грант Росмолодежи на его реализацию. Почетными гостями форума стали Вениамин Иванович Кондратьев и Анна Алексеевна Минькова, которые ответили на все наши вопросы. Кроме того, на форуме произошло объединение Кубсомола с Российским союзом молодежи!
Совсем недавно - 15-16 ноября я стала участницей очередной формулой кампании «Территория», прошедшей в формате Хакатона. Проект, реализованный Центром молодежных инициатив нашего края, объединил лучших добровольцев Краснодарского края. Мы разобрали основные проблемы добровольчества в крае, пообщались со спикерами и разработали новые форматы добровольческих мероприятий, актуальные в нынешней ситуации».
День открытых дверей на ФИСМО
20 ноября в Кубанском государственном университете прошел День открытых дверей. На факультете истории, социологии и международных отношений выступил и. о. декана – Евтушенко Александр Сергеевич, а также кураторы направлений подготовки.
Абитуриенты узнали многой полезной информации о вступительных испытаниях, процессе поступления и направлениях подготовки на факультете.
Мы искренне надеемся, что День открытых дверей прошел с пользой для вас, будущие абитуриенты. Будем ждать вас в качестве первокурсников ФИСМО в новом учебном году.
В КубГУ прошёл Первый образовательный форум казачества юга России с участием профессорско-преподавательского состава и сотрудников ФИСМО
В Кубанском государственном университете 18 ноября 2022 г. прошел Первый образовательный форум казачества юга России. Мероприятие было организовано при поддержке Кубанского казачьего войска в рамках реализации Госзадания Министерства науки и высшего образования по организации мероприятий, направленных на реализацию Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 гг.
Целью Форума являлся обмен опытом, обсуждение основных достижений, проблем и перспектив развития казачьего компонента в образовании и разработка практических рекомендаций.
- Это исключительно важное мероприятие, поскольку впервые на одной площадке мы объединили казачьих педагогов, наставников, представителей казачьего образования, - отметил проректор по учебной работе, качеству образования – первый проректор КубГУ Темыр Айтечевич Хагуров. - Это первая попытка консолидировать педагогическую казачью общественность и наметить пути совместного развития многоуровневого казачьего образования, начиная от школ, заканчивая вузом и послевузовской траектории выпускников этих направлений.
Работа Форума проходила сразу на трех площадках. Это научно-практическая конференция «Историческое наследие и государственная миссия казачества юга России», круглый стол «Подготовка кадров для реализации казачьего компонента в региональной образовательной системе: проблемы и пути решения» и интерактивная мастерская «Эффективные практики воспитательно-патриотической работы с казачьей молодежью».
Участники, а их более 250 человек - представители вузовского и научного сообщества юга России, члены Ассоциации казачьих вузов, специалисты управлений образованием муниципальных образований Краснодарского края, курирующих реализацию казачьего компонента и работу с молодежью, учителя и наставники общеобразовательных организаций Краснодарского края, реализующих казачий компонент, представители общественных организаций и объединений обсудили ряд актуальных вопросов.
В рамках Форума затронули темы, касающиеся кадрового потенциала реализации казачьего компонента, механизмов взаимодействия структурных элементов системы образования в регионе, духовно-нравственных и патриотических основ воспитательной работы, предпрофильной и профильной подготовки в рамках педагогических классов и многое другие.
Социологический диктант
Ежегодно 14 ноября российские социологи отмечают свой неофициальный профессиональный праздник — День социолога!
Социология как наука возникла в 19 веке. Ее родина — Франция, а отец-основатель — философ Огюст Конт. Он сформулировал первую в мире социально-научную концепцию, которую назвал социальной физикой, позднее — социологией. В нашей стране эта наука появилась еще в дореволюционные времена и с тех пор прошла долгий и непростой путь.
День социолога в России впервые отметили в 1994 году в узком кругу студенты и преподаватели кафедры социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Основателем торжества выступил декан факультета Асалхан Бороноев — профессор, доктор философских наук, автор многих научных трудов.
Дата выбрана не случайно, ведь в это день в 1901 году в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук. При ней был сформирован один из первых в мире социологических факультетов.
Поздравляем всех причастных к празднику и желаем профессиональных успехов!
В связи с этим Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в третий раз провел общероссийский социологический диктант, приуроченный ко дню социолога.
Организатором данного мероприятия выступила кафедра социологии.
В диктанте приняли участие студенты 1,2,3 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры социологии, а также студенты других направлений подготовки, ребята смогли проверить свои знания по социологии и узнать, что—то новое.
По итогам прохождения диктанта каждый участник получил сертификат с печатью ВЦИОМ и подписью генерального директора В.В. Федорова.
Мастер-классы преподавателей ФИСМО в рамках проекта «Российское движение школьников»
12-13 ноября 2022 г. старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения КубГУ Константин Дмитриевич Гусев в лагере «Смена» (Анапа) провел серию мастер-классов о проблемах и возможностях исторического образования в современных школах.
В течение всего года для школьников–победителей различных проектов проводятся бесплатные выездные мероприятия! Это интересный, активный и содержательный отдых для школьников всей страны на тематических и профильных сменах во Всероссийских детских центрах «Орлёнок», «Океан» и «Смена» и в Международном детском центре «Артек».
Школьники получают возможность приобрести новый образовательный, интеллектуальный, лидерский и творческий опыт, получить яркие эмоции, завести друзей со всей России, а также активно отдохнуть в лучших оздоровительно-образовательных центрах страны!
Сайт «Российского движения школьников» и перечень актуальных проектов
Студент-философ - победил в I Всероссийском конкурсе научных работ "Музыкальное искусство: теория, история, исполнительство"
В Краснодарском государственном институте культуры 11 ноября 2022 г. состоялся I Всероссийский конкурс научных работ "Музыкальное искусство: теория, история, исполнительство" для бакалавров учебных заведений.
В конкурсе приняли участие студенты ВУЗов из Белоруссии, Адыгеи, Барнаула, Нижнего Новгорода, Орла, Ростова-на-Дону, Таганрога, Петрозаводска, Уфы.
Кубанский государственный университет на этом конкурсе представлял студент кафедры философии факультета истории, социологии и международных отношений Гусак Сергей, который по итогам конкурса в номинации "Научная статья (музыковедение) занял I место с работой "Рефлексия событий Второй Мировой войны в академическом авангарде", написанной под научным руководством кандидата философских наук, доцента кафедры философии Деминой Ирины Владимировны.
Студенты-теологи приняли участие в школе молодого теолога в Дагестане
В период с 4 по 10 ноября делегация бакалавров-теологов Кубанского государственного университета стала участником «Школы молодого теолога» в Республике Дагестан. Организаторами Школы выступили ассоциация образовательных организаций «Научно-образовательная теологическая ассоциация» - НОТА, Дагестанский гуманитарный институт, централизованная исламская религиозная организация «Муфтият Республики Дагестан», Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. На базе санатория «Каспий», в удивительном природном ландшафте Каспийского моря, песчаного морского берега и горных, покрытых лесами хребтов проходили мероприятия Школы.
Торжественное открытие Школы молодого теолога состоялось 5 ноября и было приурочено к празднованию Дня народного единства, начавшись с утреннего приветствия, знакомства и флэшмоба – участники форума развернули на площадке санатория «Каспий» российский триколор.
Распорядок Школы молодого теолога состоял из событий, которые в своей последовательности и регулярности отвечали классическим традициям всестороннего воспитания и образования личности: соблюдение режима дня, утренний подъем, гимнастическая/силовая утренняя зарядка, лекции в кинозале санатория, командообразующие занятия, круглый стол, интеллектуальные игры, тренинги, спортивные занятия и состязания, насыщенные экскурсионные программы. Все это создало действенную площадку для коммуникации, межкультурного, межконфессионального диалога и подразумевало межличностное общение участников форума, в ходе которого обнаруживалась и находилась истина.
Лекторами в Школе молодого теолога выступили приглашенные в составе групп участников эксперты и спикеры Школы, а также специально приглашенные гости: заместитель муфтия Республики Дагестан Ахмад Магомедов, председатель Комитета по делам религии Дамаска и Дамасского района (Сирия) Хизри Шахрур, депутат Парламента Ливана, председатель партии «Исламский фронт» (Ливан) Зухейр Аль-Хейр Аль-Джуайд, доктор шариатских наук, профессор (Йемен) Шейх Саиф Али Мохамед Аль-Асри, доктор хадисоведения, декан факультета хадисоведения, профессор университета аль-Азхар (Египет) Абдулмуталиб Юсуф. В своих выступлениях приглашенные гости мероприятия отмечали значимость разума в приобретении знаний, и что несмотря на то, что есть различия в религиях в канонической части, миссия у всех одна и едина – созидать мир на Земле. В рамках Школы молодого теолога также был проведен круглый стол для участников форума «Культура научного мышления», состоявший из двух секций: «Религиозные, философские и образовательные аспекты культуры научного мышления теолога» и «Теология в условиях современных вызовов». В секциях круглого стола студентами-участниками в выступлениях поднимались вопросы, вызвавшие оживленный интерес, диалог, дискуссию, в ходе которых наметились пути их решения.
Важно также отметить, что Школой для участников была организована и проведена интеллектуальная викторина «Россия – это мы», участники Школы молодого теолога приняли участие во Всероссийском гражданско-патриотическом диктанте «Моя любовь, душа моя – Россия!», который состоялся в рамках мероприятий «Молодежной политики» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Организаторами Всероссийского диктанта выступили Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС при содействии Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА).
Стоит отдельно сказать о спортивных мероприятиях школы молодого теолога: вместе с ежедневной зарядкой участники состязались в спортивных соревнованиях: турнире по шашкам, шахматам, чемпионате по мини-футболу, волейболу, перетягивании каната, настольном теннисе, стрельбе из лука, заодно узнавая от мастеров спортивного искусства азы подлинно старинных умений в спорте. Спортивные мероприятия Школы в своей совокупности способствовали укреплению духа и настрою всех участников к постижению и приобретению новых знаний, умений.
Школой молодого теолога была предусмотрена и насыщенная экскурсионная программа, позволившая окунуться в атмосферу межкультурного, межконфессионального взаимопонимания и диалога, стать причастными святыням древности. Участники форума посетили древнейший город России – Дербент, в городе–музее под открытым небом состоялось посещение цитадели Нарын-кала. Далее участники прошли узкими улочками по древней исторической части Дербента, посетили древнейшую Джума-мечеть, Армянскую церковь Святого Всеспасителя, кладбище Кырхляр. Православные теологи, в том числе и студенты делегации Кубанского государственного университета, посетили храм Покрова Пресвятой Богородицы в Дербенте, где участвовали в богослужении. Представители КубГУ также посетили историко-краеведческий музей с. Хучни Табасаранского района Республики Дагестан, крепость «Семи братьев и одной сестры».
Делегация Кубанского государственного университета проявила деятельное участие в событиях Школы молодого теолога. Приняв участие в открытии Школы исполнением песни «У Казанской Божьей Матери», приуроченной ко Дню народного единства, участники группы теологов Кубанского государственного университета стали активными соучастниками диалогов в сфере теологической образованности, диспутов, проявляли заинтересованность в раскрытии и решении поднимаемых в ходе лекций проблемных вопросов теологической науки, теории и практики. Так, студентка 4го курса ФИСМО направления подготовки «Теология» Панфилова А.Д. успешно выступила в работе секции «Теология в условиях современных вызовов» круглого стола «Культура научного мышления» с докладом «Темная сторона интернета: потеря духовности» и была удостоена грамотой за второе место …; студент 3го курса ФИСМО направления подготовки «Теология» Моздор А.В. выступил в той же секции круглого стола с докладом «Культура православного мышления в современной России», что вызвало оживленную дискуссию, подняло ряд актуальных вопросов – спикер стал обладателем зрительских симпатий и грамоты за …
Интенсивная программа Школы молодого теолога позволила участникам реализовать свой творческий, научный, спортивный потенциал, что нашло отражение и в результатах, которые принесли студенты-теологи КубГУ: Михальский В.А. (4ый курс) занял первое место в интеллектуальной викторине, третье место в командном чемпионате по волейболу; Моздор А.В. (3ий курс) – первое место в командном перетягивании каната, третье место – за командную игру в шашки; Мордовец В.Д., Перунов А.А. (3ий курс) стали обладателями второго места в интеллектуальной викторине; Панфилова А.Д. (4ый курс) принесла второе место в командной игре в шашки.
Руководитель группы теологов Кубанского государственного университета, ассистент кафедры философии, теологии и религиоведения ФИСМО КубГУ, Дмитрова И.Ю. выступила экспертом в Школе молодого теолога, в частности - в работе круглого стола, и провела для ее участников предусмотренную программой мероприятия лекцию по теме: «Учение о сущности православия в русской философии».
В целом, деятельность делегации теологов КубГУ в работе Школы молодого теолога отмечена Благодарностью ректора Дагестанского гуманитарного института Н.Д. Бахмудкадиева за популяризацию теологического образования в России и укрепление взаимодействия с Дагестанским гуманитарным институтом; каждый из студентов-теологов КубГУ был удостоен сертификатом участника Школы молодого теолога.
В завершение работы II Международного молодёжного форума «Школа молодого теолога» каждый из ее участников имел возможность высказаться. Делегация КубГУ выразила благодарность всем участникам, организаторам мероприятия и выразила готовность к дальнейшему сотрудничеству в сфере теологической образованности и межвузовского взаимодействия. Исполнительный директор НОТА Г.И. Теплых произнесла слова о том, что «основная цель форума – духовное объединение в рамках диалога…Наша миссия – рассуждать, общаться в рамках диалога, настраивать волны взаимодействия основных конфессий России». В завершении закрытия Школы ректор ДГИ Нухкади Джалалович Бахмудкадиев поблагодарил всех за организацию и проведение форума на высшем уровне.
Важно сказать, что в рамках II Международного молодёжного форума «Школа молодого теолога» прошла особая акция: форумчане из свечей выстроили светящуюся букву Z в знак поддержки проведения СВО, солидарности с ВС РФ и курса, проводимого Президентом РФ В. Путиным.
Особую значимость в рамках мероприятий Школы молодого теолога приобрел изданный в период ее проведения Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», содержание которого стало предметом особого рассмотрения в диалоговой культуре Школы и нашло отклик у участников форума.
Отметим, что в КубГУ на кафедре философии, теологии и религиоведения факультета истории, социологии и международных отношений реализуется программа бакалавриата направления подготовки «Теология», КубГУ ранее принимал участие в Первом всероссийском форуме теологов; в рамках теологического образовательного процесса осуществляет свою деятельность Теологический клуб КубГУ, на базе которого регулярно проводятся, организуются соответствующие мероприятия теологической направленности и к участию в деятельности которого приглашаем всех заинтересованных в изучении теологии желающих.
ХVI-я Международная научно-практическая конференция Центра славянских исследований Кубанского государственного университета
29 октября 2022 г. в Кубанском государственном университете состоялась ХVI-я Международная научно-практическая конференция Центра славянских исследований факультета истории, социологии и международных отношений «Германия и Славянский мир: вопросы международных отношений и историко-культурных связей (к столетию Рапалльского договора)». Организаторами конференции были соруководители Центра славянских исследований КубГУ д.и.н., профессор Вартаньян Эгнара Гайковна и д.и.н., профессор Матвеев Олег Владимирович.
Конференция состояла из пленарного заседания и двух секций: «Германия и славянские народы: вопросы историко-культурного взаимодействия», под руководством Матвеева Олега Владимировича, и «История и культура славян и их соседей», под руководством Вартаньян Эгнары Гайковны.
В ходе пленарного заседания состоялись выступления доктора исторических наук, профессора Иванова Александра Гавриловича по теме: «Была ли альтернатива советско-германскому пакту о ненападении в 1939 г.», доктора исторических наук, профессора Иващенко Александра Стефановича с докладом «Советско-германские договоры 1939 г. в отечественной историографии», а также доктора исторических наук, профессора Баранова Андрея Владимировича с работой: «Немцы на Юге России в 1920-ч гг. и особенности советской этнополитики».
Заседания секций, проходившие как в очном, так и в онлайн формате, открылись выступлениями их руководителей с докладами «Из наследия А.Л. Зиссермана» д.и.н., профессора О.В. Матвеева и «Болгары и Болгария в представлениях европейцев (по описаниям путешественников XV–XVIII вв.)» д.и.н., профессора Э.Г. Вартаньян.
Среди участников конференции помимо маститых ученых было немало молодых исследователей – аспирантов, магистрантов, студентов, участвовавших в научных грантах кафедр.
В конференции приняло участие 30 ученых из трех славянских стран: России, Болгарии и Белоруссии. К началу работы конференции был издан сборник материалов участников, ознакомиться с которым можно в библиотеке КубГУ.
Профориентационная работа кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения
Золотая осень в стенах нашего факультета проходит активно и эффективно! Начиная с сентября 2022 года было установлено тесное сотрудничество университета и гимназии 88 им. героя Советского союза Андрея Черцова г. Краснодара в рамках профориентационной работы и проекта университета "Школа выходного дня". Студенты 3-го и 4-го курса ФИСМО под руководством доцента кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Коврижных О.А. и старшего преподавателя Сантретовой Е.С. уже несколько раз посетили учащихся 10 и 11 классов гимназии. Была проведена презентация факультета и всех его направлений, а также презентация кафедры. Ребята также были приглашены на День открытых дверей в КубГУ.
Данное направление работы позволяет выпускникам школ получить необходимую информацию о представленных направлениях, задать интересующие вопросы непосредственно представителям кафедры и определиться с выбором. Кроме информационных выступлений, также запланирован познавательно- развлекательный контент, как например проведение квеста "Восточные традиции" на базе факультета, а также проведение праздничного мероприятия "Итальянские каникулы" в стенах гимназии. Студенты принимают активное участие в данных мероприятиях, делятся своим учебным опытом со старшеклассниками, доносят информацию в простой и понятной форме, вызывая неподдельный интерес и внимание к нашему факультету. Планируется посещение и других школ города.
О современном внимании к истории на Первом радио
2 ноября 2022 г. преподаватель кафедры истории России факультета истории, социологии и международных отношений Алена Александровна Дубиковская стала гостьей программы «Самое время» на Первом радио (102.7). В прямом эфире вместе с ведущей Валентиной Дьячковой обсудили ключевые проблемы истории как науки, современное состояние исторического образования в России, а также важность просветительской и популяризаторской деятельности в области истории. Разговор вызвал живой отклик слушателей - во время эфира поступило много вопросов, мнений, предложений, а также благодарностей за освещение столь важных тем.
Актуальность данных вопросов лишь подтвердило вышедшее на следующий день заявление В.Р. Мединского, помощника президента РФ, председателя Российского военно-исторического общества (РВИО), о том, что преподавание истории нужно сделать интересным и неформальным, уйти от "зазубривания", синхронизировать с литературой, географией и обществоведением, тогда молодежь будет хорошо разбираться в истории и сумеет отличать фейки от правды.
День народного единства глазами историка
На протяжении вот уже семнадцати лет 4 ноября Россия отмечает самый молодой в своей истории государственный праздник – День народного единства. Этот день символизирует начало преодоления Смуты, выздоровления и последующего возрождения Российского государства. В основе этого преодоления лежало единение людей всех слоев общества. Во многом именно «народное единство» стало залогом выживания страны в один из самых тяжелых периодов своей истории.
Согласно Владимиру Далю, Смута – это «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Социальная эпидемия, обернувшаяся деградацией государственных структур и утратой людьми нравственных ориентиров в начале XVII в., поставили Россию на грань исчезновения.
Почему же столь масштабный кризис вообще стал возможен? Ведь совсем недавно в правление Федора Иоанновича основывались многочисленные города на Волге (Самара, Саратов, Царицын), была одержана победа в войне со Швецией, отбит поход крымского хана, построены мощные стены Смоленского кремля и Белого города. Будущее казалось безоблачным – ничего не предвещало надвигавшейся катастрофы…
Однако вскоре Россия столкнулась с комбинацией неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Загадочная гибель наследника престола царевича Дмитрия в Угличе, смерть царя Федора и пресечение династии Рюриковичей, страшный голод начала XVII в., погубивший репутацию реформатора Бориса Годунова, воцарение харизматичного самозванца Лжедмитрия I и начало открытой интервенции со стороны Польши и Швеции… Ни один из этих факторов сам по себе не носил фатального характера, однако сложившись в единое целое, они запустили обвальный процесс гражданской войны и начала распада государства.
К 1612 г. в России не было царя (низложенный Василий Шуйский умер в плену), после почти двухлетней обороны пал «ключ-город» Смоленск, московские бояре признали правителем Владислава – сына польского короля и впустили оккупационный гарнизон в Кремль, а исторический русский Север с центром в Новгороде был занят шведами. Казалось, Россия перестала существовать… и с европейских карт она действительно исчезла! В этот сложнейший исторический момент появились люди из абсолютно разных слоев общества, сумевшие самоорганизоваться «у бездны на краю». Это и 23-летний князь Михаил Скопин-Шуйский, и крестьянин Иван Сусанин, и патриарх Гермоген, и князь Дмитрий Пожарский, и земский староста Кузьма Минин. Последний выступил с красноречивым призывом «жен и детей заложим», став организатором II ополчения в Нижнем Новгороде, которое вскоре начало освободительный поход на Москву.
Что же произошло 4 ноября 1612 г.? По старому стилю это 25 октября 1612 г., когда в Москве никаких значимых событий не было. Однако авторы законодательной инициативы о введении государственного праздника ссылаются на 22 октября. По всей видимости, здесь закралась ошибка при переводе дат. Дело в том, что разница между старым и новым стилем составляла 13 дней в XX веке, а в XVII веке она ограничивалась только 10-ю днями, чего не учли авторы закона, неправильно осуществив перевод дат.
Так или иначе, но 22 октября 1612 г. силы Второго народного ополчения взяли укрепления Китай-города, которые защищал польско-литовский гарнизон. Это было последнее крупное столкновение русских с неприятелем, что определило скорое падение оккупированного поляками Кремля. В обозе наступавших находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, заступничеству который был приписан успех штурма. Во многом это иррациональное событие сделало день особым в глазах религиозных современников, став точкой коренного перелома событий Смуты. Именно помощь Богородицы, а не капитуляция польского гарнизона в Кремле спустя 5 дней отмечалась впоследствии молебнами и торжественным крестным ходом с участием царя и патриарха.
Несмотря на очевидный успех по освобождению Москвы, Россия все еще находилась в плачевном состоянии: не было царя, западные и северные территории оставались под оккупацией неприятеля, мирный договор с Польшей вовсе удастся заключить лишь в 1618 г. Но именно 22 октября 1612 г. начался процесс возрождения России, которая менее чем через полвека сумеет взять реванш за унижения Смутного времени и начнет воссоединение восточнославянских земель. Произошло это в первую очередь благодаря людям, забывшим о своих личных амбициях и обидах, поставивших спасение России на первое место и добившихся воскресения государства из пепла тяжелейшей Смуты.
Работа преподавателей ФИСМО с одаренными детьми
24 октября 2022 г. старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения КубГУ Константин Дмитриевич Гусев стал гостем эфира Радио.Маяк. Вместе с директором «Центра развития одаренности» Мариной Генриховной Корниенко осветили огромные возможности мира олимпиад, которые получают современные школьники!
Всероссийская Олимпиада школьников (ВСОШ // Всерос) – главная, но не единственная олимпиада:
В данный момент олимпиадная система работает лучше, чем в советское время. Тогда существовали Всесоюзные олимпиады только по предметам естественно-научного цикла (математика, химия, физика, биология).
Была неразвита система гуманитарных олимпиад – ограничивались школьным и городским уровнем.
Олимпиадная система в современном виде начала формироваться в 1990-е и продолжает развиваться сейчас.
Это объективно честная система. Как и ЕГЭ, Региональный и Заключительный этап невозможно списать.
Проводится по 24 предметам (все предметы школьного цикла – русский язык, математика, история + многие другие: ОБЖ, МХК, испанский, итальянский, китайский языки, экология, право, экономика, физическая культура).
Кто принимает участие в олимпиаде? В школьном этапе, который проходит во всех школах в сентябре-октябре в начале учебного года, может принять участие абсолютно любой желающий ученик, а не тот, кого отправил учитель.
1-8 классы: школьный и муниципальный этапы.
Система льгот действует для старшеклассников.
Ученики 9-11 классов.
4 этапа олимпиады: школьный, муниципальный (городской), региональный (краевой или областной), заключительный (всероссийский).
Региональный и Заключительный этап – только для учеников 9–11 классов.
Для 8 классов в Краснодарском крае существует аналог Регионального этапа – Всекубанская олимпиада восьмиклассников.
Ключевая льгота для призеров Заключительного этапа – поступление в университет без вступительных испытаний (то есть без ЕГЭ и дополнительных экзаменов), если предмет профильный // 100 баллов ЕГЭ, если предмет непрофильный.
Призерами становятся 40-45% участников Заключительного этапа – это около 110 человек. Все они получают БВИ (право поступления «без вступительных испытаний»).
Дополнительные призы для учеников: премия Краснодарского края (50 тыс.), возможность получать президентский грант (20 тыс. руб в месяц в течение всего периода обучения в вузе – 1 млн руб) // другие повышенные стипендии размером небольшой зарплаты.
Призы для учителей: школьный учитель, наставник призера Заключительного этапа 1 раз в год получает 50 тыс. рублей от Профсоюза.
Но во Всеросе побеждают все равно лучшие из лучших. Что делать просто лучшим? Участвовать в Перечневых олимпиадах!
Перечневые олимпиады
Ключевая сложность: во многих школах об этих олимпиадах не знают! Ученик самостоятельно осуществляет регистрацию на сайтах олимпиад!
Проводятся по всем возможным предметам.
Существуют 2 министерских перечня, где перечислены олимпиады, которые организуются ведущими вузами страны (МГУ – Ломоносов, Покори Воробьевы горы, Высшая школа экономики – Высшая проба, олимпиада СПБГУ, РАНХиГС, МГИМО, РГГУ, Многопрофильная олимпиада КубГУ).
Кто принимает участие? Все желающие школьники старших классов. Особенно те, кто сдает ЕГЭ по данному предмету. Не обязательно быть гением! Практически любой призер Регионального этапа может затащить Перечневую олимпиаду. Также заинтересованный в сдаче ЕГЭ школьник может это сделать.
Состоят из 2 этапов, при этом 1 этап пишется заочно в дистанционном формате.
Призовые места – это не только первые 3 позиции в рейтинге, призерами могут стать несколько десятков человек!
Можно регистрироваться прямо сейчас – в октябре-ноябре.
Практический совет для ученика: зарегистрируйтесь во всех перечневых олимпиадах, это не займёт много времени. Затем участвуйте в олимпиадах по мере возможностей. Если примите участие в 6–7 олимпиадах, то высока вероятность, что хотя бы в одной станете призером!
Важно!
Льготы для поступления от перечневых олимпиад действуют только для учеников 10–11 классов, однако необходимо начинать участвовать как можно раньше, чтобы набираться опыта (с 7 класса)!
Олимпиада конкретного вуза может предоставлять льготу при поступлении в другой университет. Например, призер олимпиады «Высшая проба» может поступить в Финансовый университет без вступительных испытаний!
Перечневые олимпиады делятся на 3 уровня:
Олимпиады 1 уровня.
Льгота: условное поступление БВИ (Без вступительных испытаний).
Если вы занимаете призовое место на Заключительном этапе, этот диплом позволяет поступить в любой ВУЗ страны на соответствующую специальность без вступительных испытаний. Если же предмет непрофильный при поступлении, то диплом приравнивается к 100 баллам ЕГЭ по данному предмету.
– Для подтверждения льготы нужно набрать 75 баллов на ЕГЭ по данному предмету.
Реальный случай: ученику не хватило 1 балла для выхода на Заключительный этап Всероса. Он стал призером Олимпиады «Высшая проба» (1 уровень) и поступил в Финансовый университет, сдав только ЕГЭ по истории на 75+ баллов.
Олимпиады 2 уровня.
Льгота: условные 100 баллов ЕГЭ по данному предмету.
– Нужно подтвердить льготу, сдав ЕГЭ по предмету не менее чем на 75 баллов.
Реальный случай: ученик в этом году не очень хорошо написал ЕГЭ по истории (на 78 баллов), но он являлся призером олимпиады РАНХиГС (2 уровень). Поэтому при поступлении ему засчитали 100 баллов по истории.
Олимпиады 3 уровня.
Льгота: за призёрство вы можете получить дополнительные баллы (от 3 до 10).
Какие нематериальные возможности дает олимпиада:
Знания, существенно превышающие среднестатистического школьника, что позволяет:
– Поступить в вуз мечты.
– Если не выиграл Всерос, то затащил Перечневую олимпиаду, если не получилось и там, то отлично сдал ЕГЭ! В итоге абсолютное большинство наших одаренных детей все равно поступают в ведущие вузы страны.
– В университетах они учатся намного лучше «отличников ЕГЭ».
«Лучшие студенты – это олимпиадники» (академик С.П.Карпов)
– Многие олимпиадники затем работают в сфере подготовки одаренных детей.
Социализация одаренных детей в лагерях.
– Находят там настоящих друзей из одной сферы интересов. В школе зачастую испытывают интеллектуальный голод и не могут реализовать свой потенциал.
– Многие затем остаются с ними во взрослой жизни!
Андеграундная олимпиадная субкультура (сообщества – «Типичный олимпиадник» – 40 тыс. подписчиков, Олимпиады по истории»; терминология – Всерос).
Союз олимпиадников Кубани (СОК) структура была создана самими олимпиадниками Краснодарского края и активно развивается. Почти 1 тыс. подписчиков ВКонтакте с очень интересным и полезным контентом! Есть актуальная информация о всех Перечневых олимпиадах!
Работа «Центра развития одаренности» с 1991 г.: для школьников края организуются дистанционные курсы «Юниор» и «Интеллектуал», очные учебно-тренировочные сборы в Краснодаре, профильные смены «Интеллектуал Кубани» (8 классы), «Летний университет старшеклассников» (9-11 классы).
– Все занятия проводятся бесплатно!
Подготовка учеников:
– Задача школьного учителя – побудить учеников участвовать в олимпиадах, ввести школьников в олимпиадную систему, рассказать о возможностях, пройти с ними школьный и муниципальный этап.
– Учитель – консультант-наставник, который направляет ученика, но большую часть работы он делает самостоятельно.
– Задача наставника – создать условия для неограниченного развития ребенка.
– На уровне Регионального и Заключительного этапов занимаются уже преподаватели ведущих университетов.
– Главное качество для успеха – мотивация ученика, умение работать самостоятельно. Из-под палки добиться результатов невозможно.
– Ключевую роль для успеха на олимпиаде играет самоподготовка.
– Олимпиадная система требует «взрослого подхода» (ответственность, регулярная работа, эмоциональная устойчивость).
Среди существенной части людей распространен комплекс мифов и заблуждений об олимпиаде:
Якобы олимпиада ничего не дает, кроме грамот и престижа (так действительно было, но в 1990-е и 2000-гг., а не сейчас)
Есть только школьный и городской этап Олимпиады. На самом деле их еще 2 – Региональный и Заключительный.
Олимпиада для «ботаников», которые зубрят учебники все свободное время. Такие ребята, конечно, есть. Но, как правило, побеждают не они.
В олимпиаде выигрывают единицы (первые три места – действует принцип спортивных соревнований с призовым подиумом из трех человек). «Я точно в них не попаду! В чем смысл вообще участвовать?»
Психология
– Неуверенность в себе. Многие дети боятся трудностей, которыми полна олимпиада.
– «Я не буду в этом участвовать. Это слишком сложно для меня».
– Нет стрессоустойчивости. При столкновении с поражением ученики перегорают, вместо того, чтобы по-спортивному разозлиться.
– Проблема психологической поддержки учеников – для учителя. Нужно создавать условия конкурентной борьбы. Учиться принимать не только победы, но и поражения.
Просветительские уроки для школьников от волонтёров ФИСМО
24 октября волонтёры факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета провели профориентационные и экологические занятия для обучающихся средней общеобразовательной школы №65 города Краснодар.
В интерактивном формате десятиклассникам рассказали о направлениях деятельности и структуре факультета истории, социологии и международных отношений, а также ответили на интересующие вопросы. Для учащихся 6 классов волонтёры КубГУ подготовили и провели увлекательный экологический урок. Студентам удалось вовлечь детей в экологичный образ жизни и вместе исследовать решения глобальных проблем. На уроке ребят в игровой и занимательной форме познакомили с темой сортировки мусора.
Просветительская деятельность наших добровольцев позволяет не только развивать эковолонтёрство, но и приносить большую пользу обществу!
"Фанагория" с выставкой мастер-классов в рамках фестиваля NAUKA 0+
Сотрудники музея-заповедника "Фанагория" приняли участие во Всероссийском фестивале NAUKA 0+ в КубГУ.
Факультет истории, социологии и международных отношений совместно с музеем-заповедником "Фанагория" организовали 21 октября в Точке Кипения архерлогическую выставку с лекциями, мастер-классами и интерактивами в рамках Фестиваля NAUKA 0+.
Для студентов были подготовлены 5 тематических станций:
- Лекция «Объекты культурного наследия»;
- Станция с интерактивом «Керамика древности, как ценный материал для изучения»;
- Мастер-класс «Введение в нумизматику»;
- Лекция «Инновация в современной археологии»;
- Лекция «Проектная деятельность».
Студенты не только познакомились с деятельностью музея-заповедника "Фанагория", но и сами попробовали себя в роли археологов, изучив особенности обьектов культурного наследия, поработали со специальный нумизматическим оборудованием и познакомились с методами обработки.
Доцент ФИСМО приняла участие в конференции Московского государственного лингвистического университета
18-19 октября 2022 года в Московском государственном лингвистическом университете прошла Международная научно-практическая конференция «Векторы развития современного итальянского языка», посвященная роли итальянского языка и культуры в современном мире. Почетными гостями конференции стали лингвист, один из ведущих специалистов по преподаванию итальянского языка как иностранного, профессор Университета «Ка Фоскари» (г. Венеция, Италия) Паоло Бальбони; Генеральный секретарь Общества Данте Алигьери (г. Рим, Италия) Алессандро Мази; специалист в области русской филологии, профессор Университета г.Триеста (Италия) Маргерита Микел; доктор филологических наук, профессор, заведующая отделом индоевропейских языков Института языкознания РАН И.И. Челышева; кандидат филологических наук, доцент РГГУ, приглашенный профессор Римского университета «Ла Сапьенца» Р.А. Говорухо; кандидат филологических наук, доцент Литературного института имени А.М. Горького, переводчик А.В. Ямпольская и др.
На конференции были представлены интересные доклады по актуальным проблемам итальянистики: особенности преподавания итальянского языка, жанровая палитра современной итальянской литературы, перевод в эпоху цифровизации, социодиалекты и диалекты Италии, инновации в фонетике, грамматике и лексике итальянского языка, а также итальянский язык в цифровом пространстве.
В рамках секции «Жанровая палитра современной итальянской литературы» свой доклад на итальянском языке на тему «Учитель и писатель Марко Лодоли и его педагогическая проза» (“Marco Lodoli, insegnante e scrittore, è il maestro delle storie di formazione” представила кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения ФИСМО Кубанского государственного университета Бутто Ольга Леонтьевна.
Доцент ФИСМО прочла лекцию в краевом музее
В Краснодарском краевом художественном музее им. Ф.А. Коваленко состоялась открытая лекция доцента кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения Кубанского государственного университета, кандидата исторических наук Оксаны Алексеевны Перенижко на тему «Италия в творчестве русских художников XIX в.». Мероприятие прошло 13 октября в рамках выставки «Излюбленный солнцем, пленительный край».
Собравшиеся, – представители студенчества, академической и художественной среды г. Краснодара, – имели возможность подробно узнать об итальянском периоде в жизни и творчестве таких выдающихся русских мастеров живописи, как А.А. Иванов, И.Е. Репин, В.И. Суриков. В своем выступлении О.А. Перенижко сопоставила биографический материал из архивных источников с уникальными художественными работами из закрытых фондов российских музеев.
Открытая лекция прошла в рамках развития сотрудничества между факультетом истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета и Краснодарским краевым художественным музеем им. Ф.А. Коваленко. Принимая во внимание положительный отклик и интерес со стороны слушателей, руководство факультета и музея договорились о продолжении в будущем практики открытых лекций.
Студенты-историки познакомились с регалиями и реликвиями Кубанского казачьего войска
Студентов факультета истории, социологии и международных отношений 11 октября посетили историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д. Фелицина, где побывали на выставке, посвящённой регалиям и реликвиям Кубанского казачьего войска.
На экскурсии студентам рассказывали не только о значительной роли императрицы Екатерины Второй в переселении казаков на Кубань, но и о других исторических деятелях, которые помогали осваивать казакам новые земли. В залах музея представлены бесценные для казачества реликвии: дары императоров и императриц, символы власти атаманов, боевые награды и знамена, оружие и одежда, документы, привезённые из США и переданные в дар музею потомками казаков-эмигрантов.
Студенты, которые в будущем собираются преподавать историю и кубановедение с интересом расспрашивали экскурсовода о судьбах тех или иных казаков, об истории их костюмов, о произошедших событиях и самое главное — все это связано с нашей малой родиной. Ещё долго после окончания экскурсии они делились положительными впечатлениями и обсуждали увиденное. Экскурсия пошла на пользу будущим педагогам, они собственными глазами увидели и смогли окунуться в события Кубани со времен императрицы Екатерины Второй и вплоть до революции 1917 г., что позволит им подробно рассказать об этих событиях подрастающему поколению.
Выступление старшего преподавателя ФИСМО на радио
10 октября 2022 г. старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения КубГУ Константин Дмитриевич Гусев стал гостем эфира Радио.Маяк. Вместе с руководителем поискового отряда Александром Владимировичем Шепелевым обсудили тему битвы за Кавказ в ходе Великой Отечественной войны.
Студенты ФИСМО посетили экскурсию «Екатеринодар - град казачий»
Проект «Екатеринодар-град казачий» заинтересовал не только школьников. Группа студентов факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ прошла туристическим маршрутом от Войскового храма до историко-археологического музея-заповедника им. Фелицина, чтобы узнать необычные факты об истории города, а также увидеть регалии и реликвии кубанского казачества.
В первых числах октября будущие историки прогулялись по знакомому Краснодару с экскурсией. Студенты-первокурсники на улицах нашего города получили возможность в живой интерактивной форме приобщиться к историко-культурным достопримечательностям краевой столицы.
Инициатором экскурсии выступил исторический клуб "Общество любителей изучения казачества на Кубани" при поддержке Кубанского казачьего войска и Союза казачьей молодёжи Кубани. На предложение коллег поучаствовать со студентами в проекте, откликнулась доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения, кандидат исторических наук Оксана Алексеевна Перенижко.
Оценивая пользу проведения подобных образовательных экскурсий для обучающихся, Оксана Алексеевна отметила, что живые экскурсии как раз помогают понять и ярко представить прошлое:
«Мы привыкли считать исторические события чем-то прошедшим и очень далёким. Изучая страницы истории нашего города только в теории можно легко уйти в виртуальное пространство прошлого, которое очень трудно совместить с сегодняшним днем. Сегодня Андрей Викторович своими рассказами буквально воссоздал прошедшее время, помог представить нам как великие исторические деятели, обычные обыватели Екатеринодара ходили по этим же улицам, что и мы с вами».
Проявила интерес к проекту и сама молодёжь. Сегодня реалии таковы, что псевдознатоки и дутые эксперты пытаются переписать страницы истории в мире. На вопрос, как же новое поколение историков нашей страны, может способствовать борьбе с искажением исторических фактов, ответила студентка 1 курса Сабрина Калалва:
«В первую очередь это защита памятников, знаковых мест, чтобы не придавать забвению события из истории нашей и не только нашей истории, ответила девушка. - Во-вторых, работать с молодёжью и детьми, проводить публичные лекции, мероприятия, посвящённые событиям из истории страны, при этом освещать эти события с разных углов и сторон, не трактовать все с одной конкретной позиции, - поделилась студентка».
Не забыла первокурсница и о необходимости работать с соцсетями, сделав акцент на оформлении и "мобильности".
- Молодёжь и дети большую часть времени проводят в сети, они обращаю внимание на оформление социальных страниц. Красивое оформление и интересные мероприятия вызывают больший интерес и желание посетить его, - говорит Сабрина.
Ещё один участник экскурсии Игорь Монин рассказал, что экскурсия очень доступная и интересная.
- Было много интересных фактов, которых я не знаю. Они помогут мне лучше узнать о городе, в котором я живу, о личностях, которые в нём жили. Это очень здорово, узнать историю зданий в городе, мимо которых ты проходил ни один раз, - объяснил Игорь.
Эти студенты в самом начале знакомства с профессией, которую выбрали для себя. И Кубанское казачьей войско вместе с Союзом казачьей молодёжи Кубани в общении с молодёжью делают ставки именно на такие культурно-просветительские проекты как «Екатеринодар – град казачий». Это возможность познакомить молодёжь с казачьей культурой, увлечь и показать перспективы развития этой темы для их будущих научных статей, магистерских диссертаций и грантовых проектов.
Ксения СТРЕЛЬЦОВА
фото автора
День российского флага
22 августа 2022 г. старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения КубГУ Константин Дмитриевич Гусев стал гостем эфира Радио.Маяк. Специально ко Дню российского флага были освещены основные вехи его истории.
Прошлое российского флага противоречиво и запутано, вызывая по сей день дискуссии даже в профессиональной научной среде.
1. В Древней Руси флагов не было, однако существовали их предшественники – стяги, знамёна, хоругви, прапоры. Их использовали князья во время битв, чтобы осуществлять координацию войск.
2. История современного флага связана с возникновением русского флота. В 1668 г. на воду был спущен первый отечественный корабль «Орел», построенный голландцами. Точных данных нет, но, возможно, на нем был поднят голландский флаг, давший впоследствии цвета отечественному триколору.
3. Следующий этап истории флага тесно связан с личностью Петра I. В 1693 г. на корабле «Святой Петр» был поднят бело-сине-красный триколор с нашитым на него золотым двуглавым орлом. Этот флаг сохранился по сей день и находится в Центральном военно-морском музее Петербурга. Затем Петр I лично нарисовал схему триколора, который в начале XVIII в. стал флагом Торгового флота России, а Андреевский флаг – военного флота.
4. Однако официального флага у России не было еще почти 150 лет.
5. Лишь в 1858 г. Александр II сделал таковым черно-желто-белый флаг, который сейчас называют «имперским». Его цвета взяты с первого российского герба времен Ивана III: черный орел на желтом фоне. Белый цвет символизировал Георгия Победоносца. Однако этот флаг не прижился, поскольку напоминал символику Германской и Австро-Венгерской империй и не мог считаться подлинно национальным.
6. Александр III и Николай II восстановили бело-сине-красный триколор в качестве официального, однако во время Первой мировой войны разрешалось использовать интересную комбинацию двух флагов: черный орел на желтом фоне в левом верхнем углу триколора.
7. В 1917 г. Временное правительство применяло традиционный бело-сине-красный флаг.
8. После Октябрьской революции флагом стало красное полотнище с надписью РСФСР в левом верхнем углу. С 1924 по 1991 гг. официальным являлся красный флаг с серпом, молотом и звездой.
9. Традиционно День российского флага отмечается 22 августа, поскольку именно тогда в 1991 г. сразу после провала путча ГКЧП президентом Б.Н.Ельциным было принято решение о восстановлении бело-сине-красного триколора, активно применявшегося его сторонниками. Именно этот флаг был поднят вместо советского над Сенатским дворцом Кремля 25 декабря 1991 г.
10. Однако современный вид флаг принял 11 декабря 1993 г. накануне введения новой Конституции: изменился размер соотношения полос, светло-голубой цвет поменялся на насыщенный синий, а ярко алый – на красный.
11. Существует около десятка вольных трактовок цветов российского флага, но нет ни одной официальной. Одна из популярных версий – это символы 3 славянских народов (русского, украинского и белорусского).
Экскурсионная поездка студентов ФИСМО в Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь
Волонтёрское движение: поездка студентов в школу-интернат №1
Экскурсия в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь
Поездка студентов ФИСМО в Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь
Студент ФИСМО обнаружил уникальный археологический памятник каменного века.
Студенты ФИСМО обсудили кризис на Украине
Студенты ФИСМО на встрече с Послом Республики Руанда Мужавамария Жанна д'Арк
Студентки ФИСМО на Международном Средиземноморском молодёжном фестивале
В КубГУ обсудили взаимоотношения России и Турции
Фестиваль исследовательских и творческих работ "Vivo historia: Живая история в КубГУ"