45.04.01 Филология - это направление подготовки магистров реализуется на филологическом факультете в трех профилях.
«Актуальные проблемы русской и зарубежной литературы»
Единственная магистерская программа в КубГУ, полностью ориентированная на изучение художественной словесности в ее историческом развитии, жанровом своеобразии и прагматическом использовании. Программа нацелена на подготовку магистра, способного к объемной аналитической работе. Все практические занятия посвящены научному чтению, интерпретации художественных текстов, их истолкованию в разных традициях. Осваивая принципы анализа прозы и поэзии, студенты получают возможность творчески работать с любым информационным объектом, будь то изобразительное искусство, пост в социальных сетях или бизнес-план. Основная задача программы − формирование личности, знающей ключевые сюжеты русской и зарубежной литератур, способной на их основе создавать устные и письменные тексты, востребованные в разных профессиональных сферах.
Основные изучаемые дисциплины: Поэтика литературы русского зарубежья; Дидактика художественного текста; Русская поэзия: история и современность; Современный роман: зарубежный и русский; Смысловые доминанты художественного произведения; Фольклоризм русской литературы; Религиозно-философские проблемы мировой литературы; Типология реализма новейшей русской прозы; Поэтика западной драмы.
«Современная филология в преподавании русского языка, русского языка как иностранного/неродного и литературы в школе и вузе. Организация учебного процесса»
Название магистерской программы максимально точно представляет ее педагогическую специфику в контексте современной филологии. Во-первых, студенты рассматривают отечественную словесность как ключевую дисциплину в школьном обучении и воспитании детей. Во-вторых, не остается без внимания платформа вузовская: преподаватели в разных курсах делают специальный акцент на той важной границе, которая отделяет высшее образование от среднего. В-третьих, магистранты становятся специалистами в преподавании русского языка как иностранного/неродного, получают новые возможности в международных сферах филологии. Наконец, в-четвертых, педагогический аспект взаимодействует с аспектом управленческим.
Основные изучаемые дисциплины: Современная методика обучения РКИ; Актуальные проблемы преподавания литературы в школе и вузе; Дидактика художественного текста; Новейшие методы лингвистического анализа в практике РКИ; Подготовка школьников к итоговой аттестации и интеллектуальным соревнованиям по литературе; Цифровизация современной образовательной среды: проблемы и перспективы; Филология в системе современного гуманитарного знания; Принципы вузовского преподавания лингвистических дисциплин.
«Текст в различных профессиональных сферах: создание и аналитика»
Программа демонстрирует большие возможности по соединению аналитического и прагматического векторов современной филологии. Текст − ключевое понятие образовательного проекта, и он рассматривается в различных функциональных аспектах: как художественное и научное, публицистическое и сетевое, устное и письменное, анализируемое и создаваемое, классическое и маргинальное. Эта программа нацелена на освоение двух ключевых компетенций в области филологии: студенты учатся понимать любой текст и создавать текст в согласии с теми или иными жанровыми правилами. Магистранты способны свободно взаимодействовать с разными субъектами текстовой реальности, двигаясь от корректуры и редактуры к познанию философии текста.
Основные изучаемые дисциплины: Теория текста как лингвистическая дисциплина; Художественный текст и актуальные проблемы сравнительного культуроведения; Корректура и редактирование текстов различных типов; Научный текст: семантико-стилистические разновидности и способы создания; Текст как отражение национальной картины мира; Языковая личность и ее проявление в письменной и устной коммуникации; Прагматика и риторическая презентация текста; Интернет-дискурс: виды сетевых текстов.