Рожков Александр Юрьевич

Заведующий кафедрой социологии, доктор исторических наук, профессор

Область научных интересов:

социальная история; историческая социология; социология и история повседневности; историческая антропология; история, социология и антропология детства; культурная история эмоций в раннесоветском обществе. В центре научных интересов находятся проблемы повседневной жизни молодого человека в периоды социальных трансформаций.

Образование:

Кубанский государственный университет (исторический факультет), 1989. Квалификация – преподаватель истории и обществоведения.

Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище им. Маршала Советского Союза Бирюзова С.С., 1979. Квалификация – офицер с высшим военно-политическим образованием.

Повышение квалификации и переподготовка:

Кубанский государственный университет, повышение квалификации по программе "Использование ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя в условиях развития электронной информационно-образовательной среды вуза", 2018.

Участник онлайн-семинаров по ресурсам Clarivate Analytics для научных исследований, 2018.

Кубанский государственный университет, профессиональная переподготовка по программе "Теория и методика преподавания профессиональных дисциплин по направлению подготовки "Социология" в образовательных организациях высшего образования",  2017.

Кубанский государственный университет, повышение квалификации по программе "Эффективные формы интеграции образовательной и научной деятельности при реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре", 2016.

Российский университет кооперации (Краснодарский филиал), повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Инновационные педагогические технологии и современные достижения науки (философия, социология, политология)", 2016.

Профессиональный опыт, преподавание:

С 2012 – Кубанский государственный университет, ФИСМО, кафедра социологии: профессор, заведующий.

1998-2012 Краснодарский государственный университет культуры и искусств, кафедра рекламы и маркетинга: доцент; профессор.

1998-2011 Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, кафедра социальной работы: доцент; профессор.

1975-1998 Прохождение действительной военной службы в частях и вузах РВСН, подполковник запаса.

Актуальные курсы:

  • Социология молодежи (бакалавриат)
  • Социология управления (бакалавриат)
  • Научно-исследовательский семинар (магистратура)
  • Социологические исследования социальных процессов в молодежной среде (аспирантура)
  • Основы научно-исследовательской работы (бакалавриат)
  • Анализ городских сообществ (магистратура)
  • Социология повседневности (практикум) (бакалавриат)
  • Социология города (бакалавриат)
  • Культурная история детства и молодости в Советской России 1920-1930-х годов (бакалавриат)
  • Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-1930-х гг. (бакалавриат )
  • Антропология советской школы и вуза в 1920-1930-е годы (бакалавриат)

Грантовые исследовательские проекты:

1997-1998 - "Молодой человек на переломном этапе российской истории. 1920-1929 гг.: (На материалах Юго-Востока России)". Индивидуальный грант Московского общественного научного фонда. № 033 междисц./97, № 161 междисц./98

2000 - "Кубанская молодёжь 20-х годов: Традиционная культура и модернизация". Индивидуальный грант Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation, № 1006/2000.

2001-2003 - “Социальные проблемы кубанской молодежи в условиях изменяющегося общества  1920-х и 1990-х годов: общее и особенное в процессе адаптации (сравнительно-исторический анализ)”. Коллективный грантРГНФ и Администрация Краснодарского края, № 01-01-38006 а/Ю (руководитель проекта)

2004-2006 - “Беспризорность в советской России 1920-1930-х годов как социально-исторический феномен: власть, общество, жизненный мир беспризорника (на материалах Северного Кавказа)”. Коллективный грант РГНФ и Администрация Краснодарского края, № 04-01-38013 а/Ю (руководитель проекта)

Взаимоотношения молодежи и власти на Кубани в 1928 г. сквозь призму микроистории: «Дело Г. Синдаровского»”. Индивидуальный грант American Council of Learned Societies (ACLS), 2006

2006 - “Человек на исторических поворотах XX века: Юг России в историко-антропологическом измерении”. Коллективный грант РГНФ и Департамента образования и науки Краснодарского края, № 06-01-38180 г/Ю (подготовка Региональной научной конференции) – руководитель проекта.

2006-2007 - “Молодежь и власть в меняющейся России накануне «великого перелома»: взаимоотношения «крупным планом»”. Индивидуальный грант РГНФ, № 06-01-00430а

2008-2009 - “Трансформация коллективной памяти о Великой Отечественной войне в воспоминаниях детей военного времени (1940-е – 2000-е гг.)”. Коллективный грант РГНФ, № 08-01-00511а (руководитель проекта)

2010-2013 – «Ребенок в изменяющейся России ХХ века: образы детства, повседневные практики, “детские тексты”». Коллективный грант РГНФ, № 11-01-00345а (руководитель проекта).

2014-2015 – Научная подготовка к изданию сборника документов «Великая Отечественная война в письменных и визуальных эго-документах» (в серии «Библиотека Кубанского края»). Коллективный грант РГНФ, № 14-11-23005 а(р), зам. руководителя проекта.

2014-2016 – Чувства под контролем: повседневность провинциального города 1920—1930-х годов в ракурсе культурной истории эмоций. Коллективный грант РГНФ, № 14-01-00239а (руководитель проекта).

2018-2020 – Письма студентов "во власть" в Советской России 1920-х годов: научная подготовка комментированного издания. Коллективный грант РФФИ, № 18-09-00289 (руководитель проекта).

Членство в научных организациях и изданиях:

С 2018 – журнал «Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина» (член редколлегии).

С 2018 – лектор Российского общества «Знание».

С 2017 – член Российского профессорского собрания.

С 2013 – журнал «Голос минувшего» (член редколлегии).

С 2009 – Международная ассоциация гуманитариев (IAH).

С 2002 – Международная ассоциация исторической психологии им. В.И. Старцева.

Почетные звания и награды:

Лауреат премии администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры (2015).

Индексы цитируемости:

HI (индекс Хирша), РИНЦ – 11. Суммарное число цитирований публикаций автора – 763; число публикаций, процитировавших работы автора – 590.

Научные и учебно-методические труды:

Опубликовано свыше 220 трудов, в том числе в ведущих научных журналах «Социологические исследования», «Вопросы истории», «Родина», «Клио», «Россия XXI», «Новое литературное обозрение», Ежегоднике «Военно-историческая антропология», в зарубежном научном сборнике (Эссен, Германия). Наиболее значимые работы:

Монографии:

  • 1917–1922 гг.: революция, кризис, провинция: коллективная монография / отв. ред. Н.В. Липатова, С.А. Прокопенко. Ульяновск: АНО "Центр стратегических исследований Ульяновской области", 2020.
  • В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2014 (2-е изд. – в 2016).
  • Наука и власть: кубанский контекст (1917-1941). Краснодар : Кубанькино, 2010 (в соавт. с А.Н. Еремеевой и М.Р. Струговой).
  • Социальные проблемы кубанской молодежи в условиях изменяющегося общества 1920-х и 1990-х гг. Краснодар : ИЭиУ МиСС, 2004 (в соавт. с А.Н. Деминым и И.В. Самаркиной, под ред. А.Ю. Рожкова).

Сборники статей и документов (редактор, соредактор):

  • Город и горожане в Советской России 1920-1930-х годов: мир эмоций и повседневных практик: сб. науч. ст. Краснодар: Традиция, 2017 (ред.-сост.).
  • Это и моя война: Великая Отечественная в письменных и визуальных эго-документах : сб. документов. Краснодар : Традиция, 2016. (соредактор с И.Г. Тажидиновой).
  • Вторая мировая война в детских «рамках памяти» : сб. ст. Краснодар : Экоинвест, 2010.
  • Человек на исторических поворотах ХХ века : сб. ст. Краснодар : Кубанькино, 2006 (соредактор с А.Н. Еремеевой).
  • Молодежь в меняющейся России: исторический опыт и современность : сб. мат-лов межвуз. науч. семинара. Краснодар : ИЭиУ МиСС, 2005.
  • Другие времена : межвуз. сб. ст. к 70-летию проф. В.Е. Щетнева. Краснодар, 2004 (соредактор с А.А. Зайцевым).

Учебники и учебные пособия:

  • Социальная безопасность современной России: уч. пособ. / под ред. И.П. Скворцова. Краснодар, 2020. 210 с. (в составе авторского коллектива).
  • Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х гг. : практикум. Краснодар: КубГУ, 2018. 169 с.
  • Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х гг. Юность: мир студента: уч. пособ. Краснодар: КубГУ, 2018. 145 с.
  • Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х гг. Детство: мир школьника: уч. пособ. Краснодар: КубГУ, 2017. 138 с.
  • История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века : в 2 ч. / А.В. Баранов, А.Н. Еремеева, А.В. Жинкин и др. Краснодар : Перспективы образования, 2011. (в составе авторского коллектива).
  • Социальная политика региона: теория и практика / под ред. И.П. Скворцова. М.: Кнорус, 2010. (гриф УМО по специальности «Социальная работа»), в составе авторского коллектива.
  • Социальная политика региона: теория и практика / под ред. И.П. Скворцова. Краснодар : Советская Кубань, 2006. (гриф краевого Департамента образования и науки), в составе авторского коллектива.
  • История Кубани с древнейших времен до конца ХХ века : учеб. для вузов.  Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования», 2004. (гриф краевого Департамента образования и науки).

Научные статьи:

  • (De)constructing letters to leaders: Analysis of students’ appeals to the authorities in the 1920s // Perm University Herald – History: journal. Vol. 50. Is. 3. Permskii Gosudarstvennyi Natsional'nyi Issledovatel'skii Universitet, 2020. Р. 163-174.
  • «Довольно кокошить Кокошами...»: к вопросу о цензуре детской литературы в довоенном СССР // Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследования: сб. ст. / ред. - сост. А.И. Слуцкий, Е.Д. Ломановская. Вып. 10. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2020. С. 75-97.
  • В память об Аркадии Иосифовиче Слуцком (11.10.1940 – 27.12.2019) // Книжное дело на Северном Кавказе: методы, источники, опыт исследования: сб. ст. / ред. - сост. А.И. Слуцкий, Е.Д. Ломановская. Вып. 10. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2020. С. 482-490.
  • Штрихи к портрету учителя: Валерий Евгеньевич Щетнёв // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. 2020. № 1–2. C. 48-70.
  • Dichotomy "Our/Others" in the mass media discourse of feminism // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. International Conference on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019). vol. 374. Atlantis Press, 2019. Р. 22–26.
  • Феномен суда и кассации в Советской России на закате нэпа: микроисторический анализ случая // Наследие веков. 2019. № 1. С. 54-66.
  • Письма «во власть» как исторический источник изучения социальных проблем студенчества в Советской России 1920-х гг. // Общество: философия, история, культура : научный журнал. 2019. № 1 (57). С. 85-93. (в соавт.).
  • «Чем обязан советский вуз баронессам Корф?»: из опыта подготовки комментированного издания студенческих писем «во власть» // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина: науч. журн. № 4. 2018. С. 7–20. https://elibrary.ru/item.asp?id=36635414
  • Молодежь о социокультурной интеграции Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации: оценки, мнения, перспективы // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология : науч. журн. Т. 4 (70). Спецвып. 2. Симферополь, 2018. С. 174–179. (в соавт.). https://elibrary.ru/item.asp?id=36474128
  • Язык революции и революция в языке: дискурсивные практики молодого поколения Советской России (1920-е годы) // Антропология конфликта и мира: Революции и перевороты ХХ в. в исторической и культурной памяти народов Юга России : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 24 ноября 2017 г.) к 100-летию Октябрьской революции /науч. ред., сост. Н.И. Бондарь, А.И. Зудин. Краснодар : [б. и.] 2017. С. 158-169.
  • Читая «Дневник Кости Рябцева»: школьная действительность 1920-х годов глазами историка // Детские чтения. 2017. № 2 (012). С. 298-324. https://elibrary.ru/item.asp?id=34963766
  • Визуальные образы «советскости» в школьном букваре 1920–1930-х гг.: контент, структура, динамика // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 45. С. 57-72. https://elibrary.ru/item.asp?id=29369157
  • Трансформация ценностных ориентаций сельской молодежи Кубани в условиях межпоколенческого разрыва (1920-е гг.) // Голос минувшего. 2016. № 3-4. С. 164-182. https://elibrary.ru/item.asp?id=28856748
  • Студенческий протест в Краснодаре в 1928 г.: эмоциональные нормы власти и молодежи // Человек. Сообщество. Управление: научно-информационный журнал. 2016. Т. 17. № 3. С. 103-122.
  • Эмоциональные нормы власти и молодежи в ракурсе краснодарского случая (1928 год) // Город и горожане в Советской России 1920-1930-х годов: мир эмоций и повседневных практик : сб. науч. ст. / ред.-сост. А.Ю. Рожков. Краснодар : Традиция, 2017. С. 68-111. https://elibrary.ru/item.asp?id=35260737
  • Провинциальный город как пространство «эмоциональной» повседневности в 1920-е годы: методологические подходы и проблемы изучения // Город и горожане в Советской России 1920-1930-х годов: мир эмоций и повседневных практик : сб. науч. ст. / ред.-сост. А.Ю. Рожков. Краснодар : Традиция, 2017. С. 68-111.  https://elibrary.ru/item.asp?id=35260738
  • «Большой эрудиции и большого опыта»: биографическое эссе о профессоре Э.П. Цытовиче // Голос минувшего. 2015. № 3-4. С. 180-201. (в соавт.). https://elibrary.ru/item.asp?id=25899288
  • Эго-документы о Великой Отечественной войне как эмотивное средство традирования прошлого  // Наука Кубани. 2015. № 3. С. 67-71. (в соавт.).
  • «Эмоциональный поворот» в исторической науке: основные понятия и подходы // Голос минувшего. 2014. № 3-4. С. 101-106. https://elibrary.ru/item.asp?id=22636902
  • Иммунизация «советскости»: северокавказский букварь как транслятор идеологии (1927-1932 гг.) // «Начало учения детъм»: Роль книги для начального обучения в истории образования и культуры : сб. ст. / под ред. В.Г. Безрогова, Т.С. Маркаровой. М. : Канон-Плюс, 2014. С. 277-307.
  • Социальные интересы молодежи г. Краснодара в условиях трансформирующегося общества: опыт социологического анализа // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов. Т. 2. К 20-летию открытия социологического образования в КубГУ. Краснодар : Просвещение-Юг, 2014. С. 78-92.
  • Реклама как фактор социализации детей: концептуальные подходы и исследовательская практика // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов. Т. 2. К 20-летию открытия социологического образования в КубГУ : сб. ст. Краснодар : Просвещение-Юг, 2014. С. 62-77.
  • Репрессивные техники  власти в отношении учащейся молодежи накануне "великого перелома": микроисторический подход // История сталинизма: жизнь в терроре. Социальные аспекты репрессий : мат-лы Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 18-20 октября 2012 г. М. : РОССПЭН, 2013. С. 185-195.
  • «Я хочу быть киноартисткой»: размышления по поводу одной пионерской дискуссии (1929 год) // Вестник Пермского университета. Серия "История". Пермь, 2013. Вып. 2 (22). С. 126-137. https://elibrary.ru/item.asp?id=20308280
  • К осмыслению научного наследия В.Е. Щетнева // Историки, научные школы и исторические сообщества Юга Российской Империи, СССР и постсоветского пространства: мат-лы Междунар. науч. конф. : сб. науч. ст. Краснодар, 2012. С. 193-205.
  • «Бог есть, но я в него уже не верю»: детские религиозные/антирелигиозные представления и практики в 1920-е годы // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 4. С.101-104. https://elibrary.ru/item.asp?id=18273758
  • У истоков Кубанского пединститута: Петр Николаевич Колотинский  // Голос минувшего. 2011. № 1 (4). С. 30-37. https://elibrary.ru/item.asp?id=21395975
  • «It is quiet in class while students are writing»: motivation, academic performance, live projects of students from 1920s // European researcher. 2011. №9. С.1280-1288.
  • «Кровный союз» в краснодарской школе: практики коллективной идентичности учащихся 1920-х годов // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4. С.107-110. https://elibrary.ru/item.asp?id=17104983
  • Георгий Синдаровский: исповедь в камере ОГПУ // Ad augusta per angusta. Chelm, 2011. S. 393-412.
  • Школа южно-российского города на закате нэпа: «микрофизика власти» в смысловом пространстве криминального казуса // Антропология советской школы: Культурные универсалии и провинциальные практики : сб. ст. Пермь, 2010. С. 19-54. 
  • Международная конференция "История детства как предмет исследования: наследие Ф. Арьеса в Европе и России" // Новое литературное обозрение. 2010. № 103. (в соавт.)
  • «Вместо сияющего будущего – участь рабыни»: Репрезентация переживаний в период оккупации в нарративах краснодарских школьников (1945 год) // Вторая мировая война в детских «рамках памяти» : сб. науч. ст. Краснодар : Экоинвест, 2010. С. 264-316.
  • Неформальные сообщества школьников: уникальное и типичное в обретении коллективной идентичности в 1920-е годы // Ребенок в истории и культуре : тр. семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики».  М., 2010. Вып. 4. С. 344-369.
  • «Я сам знаю, что не жил»: исповедь арестанта кубанского ОГПУ // Кубанский сборник : сб. науч. ст. и материалов по истории края / под ред. А.М. Авраменко, Г.В. Кокунько. Краснодар, 2008. Т. III (24). С. 369-409.
  • «Казарма хуже тюрьмы»: Жизненный мир красноармейца 1920-х годов // Военно-историческая антропология: Актуальные проблемы изучения: Ежегодник 2005/2006. М., 2007. С. 257-284.
  • «Лучше хулиганом быть, чем любовь разводить» // Родина. 2004. № 9. С. 60-65. https://elibrary.ru/item.asp?id=17898224
  • Кубанская молодежь и ОГПУ: «Дело Синдаровского»: Опыт микроисторического исследования // Другие времена : межвуз. сб. ст. к 70-летию проф. В.Е. Щетнева. Краснодар, 2004. С. 188-212.
  • Die Jugend im Kuban-Gebiet in den 1920er Jahren zwischen Tradition und Modernisierung // Sowjetjugend 1917-1941: Generation zwischen Revolution und Resignation. Essen: Klartext, 2001. S. 195-216.
  • Под диктовку политруков: Мир и мирок красноармейца 20-х гг. // Родина. 2001. № 4. С. 60-65.
  • "В Москве я слышал одно, здесь вижу другое...": Красноармеец 1920-х годов: картины мира и социальный облик // Социологические исследования. 2000 №10. С.76-83.
  • Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. № 1. С.134-139.
  • Интернационал дураков // Родина, 1999. № 12. С. 61-66.
  • Бунтующая молодёжь в нэповской России // Клио. 1999. № 1. С. 139-154.
  • Народные острословы о жизни в "большевизии" // Родина. 1999. № 10. С. 60-64.
  • Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 107-114.
  • Студент как зеркало Октябрьской революции // Родина. 1999. № 3. С.68-74.
  • Народное сопротивление антирелигиозной политике советской власти на юго-востоке России в 1918-1929 гг. // Голос минувшего. 1997. № 2. С.З-12.
  • Беспризорники // Родина. 1997. № 9. С.70-76.
  • Первая смерть вождя: Болезнь и кончина В.И.Ленина в общественном восприятии // Россия XXI. 1995. № 5-6. С. 130-157.