ПИСЬМА СТУДЕНТОВ «ВО ВЛАСТЬ» в Советской России 1920-х гг.: научная подготовка комментированного издания
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ № 18-09-00289а
Поддержан грантом РФФИ (2018–2020)
(Руководитель – А.Ю. Рожков, д-р ист. наук, проф.)
- О проекте
-
- Фото студентов 1920-х годов
Проект представляет собой комплекс научно-исследовательских мероприятий по выявлению, отбору, обработке, систематизации и подготовке к документальной публикации писем студентов советских вузов, адресованных в органы государственной власти и управления, руководителям партии и государства, высших учебных заведений в 1920-е гг.
Актуальность проекта обусловлена тем, что издание сборника писем студентов "во власть" необходимо в качестве широкой документальной основы для проведения новых аналитических исследований взаимоотношений студенческого сообщества и власти в раннем советском государстве, формирования и развития новых научных направлений в исторической науке.
Научная новизна проекта состоит в том, что до сих пор в научной литературе отсутствуют комплексные документальные публикации студенческих писем "во власть" в пореволюционный период, поэтому предлагаемый сборник писем априорно уникален. Абсолютное большинство публикуемых в сборнике документов будет впервые введено в научный оборот в полном объеме.
Публикация разнообразных по форме (заявления, просьбы, жалобы, доносы, благодарности, приглашения и т.д.) и содержанию писем студентов позволит сформировать многомерное представление о пореволюционном обществе и власти, периоде становления высшей школы в ее «человеческом» измерении, станет источниковой базой для последующих эмпирических исследований, что определяет научную значимость проекта. В сборник документов будут включены письма различных категорий: студентов разного пола и возраста, социального происхождения и этнической принадлежности, учащихся столичных и провинциальных вузов, коммунистов, комсомольцев и беспартийных, участников Гражданской войны и недавних выпускников школ и гимназий. Это позволит исследователям иметь в своем распоряжении сконцентрированный в одном издании источниковый материал, отображающий социальный портрет студенчества первых лет советской власти.
Конечный результат проекта: отредактированная рукопись и макет сборника документов объемом не менее 20 а.л.; предварительная публикация серии документов, отобранных в сборник, научных статей в печатных изданиях и на Интернет-ресурсах для широкого доступа (не менее 4,0 а.л.).
Цель проекта заключается в составлении и подготовке комментированного издания сборника писем студентов советских вузов, адресованных органам власти и управления, государственным и партийным руководителям в 1920-е гг.
Задачи исследования:
- разработать модель документальной публикации;
- выявить и отобрать в архивохранилищах сохранившиеся и доступные документальные отложения писем, написанных студентами вузов, расположенных на территории европейской части РСФСР в период 1920-х гг.;
- обработать и систематизировать собранные документы;
- осуществить "конвоирование" (подготовить научно-справочный аппарат) документов;
- провести научное редактирование рукописи сборника и полностью подготовить его к изданию (создать макет комментированного сборника документов).
На разных этапах выполнения проекта в состав исполнителей входили:
- Еремеева Анна Натановна, д-р ист. наук, проф., главный научный сотрудник ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва»
- Студеникина Елена Станиславовна, канд. соц. наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
- Микулёнок Юлия Андреевна, канд. ист. наук, преподаватель ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
- Темиров Станислав Григорьевич, директор ГКУ КК «Государственный архив Краснодарского края»
- Пасилецкая Александра Сергеевна, аспирант кафедры истории России ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
- Рунаев Тимофей Александрович, аспирант кафедры социологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
- Студенты и власть в 1920-е годы
-
- Фото вождей
1920-е гг. – особенный, переломный период новейшей отечественной истории. Процесс социальной трансформации в Советской России протекал болезненно и хаотично. Были утрачены прежние идеалы, разрушена сложившаяся система ценностей; на смену им пришли абстрактные лозунги и мечты о "светлом будущем". Рушился сложившийся уклад жизни, разрывались связи между поколениями «отцов» и «детей». Вместе с тем это был период активной формовки новой советской элиты и "нового человека", предназначавшихся для решения грандиозных задач по переустройству общества. Программа РКП(б) (1919 г.) декларировала "широкий доступ" к высшему образованию "для всех желающих учиться", оставляя при этом приоритет за пролетарской молодежью. Классовый подход возобладал во всех сферах общественно-политической жизни, включая и высшую школу. Все это не могло не отразиться на ее жизнедеятельности, в том числе и на положении студентов вузов.
Состав студентов был очень неоднороден, особенно в первой половине 1920-х. Каждый из них, в зависимости от социального происхождения, по-своему воспринимал происходящие в стране перемены. Многие студенты, впитав дух революционной свободы и испытывая возросшие притязания, стали проявлять повышенную гражданскую активность в отстаивании своих прав и свобод. Они нередко протестовали открыто – на митингах, уличных демонстрациях и манифестациях. Одной из самых распространенных форм выражения недовольства, своих чувств и мыслей были письма "во власть" – лидерам партии и государства, руководителям парторганов и наркомпроса. В то же время студенты присылали вождям письма с выражением любви и благодарности, заботы и сочувствия. Таким образом, письма студентов "во власть" – важнейший источник для изучения общественного сознания в раннем советском обществе, процессов в высшей школе, жизненного мира студентов первых советских лет.
Краткая библиография по теме проекта
Амалиева Г. «Сочувствую РКП (б), так как она дала мне возможность учиться в вузе…»: Социальная поддержка и контроль студентов Казанского университета в 1920-е годы // Советская социальная политика 1920–1930-х годов: идеология и повседневность / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М., 2007.
Андреев Д.А. «Красный студент» и политика пролетаризации высшей школы // Новое литературное обозрение. 2008. № 90.
Андреев Д.А. Советский студент первой половины 1920-х: особенности самопрезентации // Социологический журнал. 2007. № 2.
Волков В. Концепция культурности, 1935–1938 годы: советская цивилизация и повседневность и повседневность сталинского времени // Социс. 1996. № 1-2.
Всемиров В.В. Российское студенчество в первое десятилетие пролетарской диктатуры (1917 -1927). Саратов, 1994.
Данилова Е.Б. Высшая школа: поиск путей реформирования в начале 1920-х годов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 4.
Дэвид-Фокс М. Наступление на университеты и динамика сталинского Великого перелома (1928—1932 годы) // Расписание перемен: Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи — СССР (конец 1880-х —1930-е годы). М., 2012.
Еремеева А.Н., Рожков А.Ю., Стругова М.Р. Наука и власть: кубанский контекст (1917–1941). Краснодар: Кубанькино, 2010.
Квакин А.В., Постников Е.С. Завоевание высшей школы: Профессорско-преподавательский состав и студенчество России в пореволюционное время (1917 - конец 1930-х годов). М., 2009.
Козлова Н.Н. Советские люди: Сцены из истории. М., 2005.
Красовицкая Т.Ю. Модернизация российского образовательного пространства. От Столыпина к Сталину (конец XIX — 1920-е годы). М., 2011.
Марков А.Р. Что значит быть студентом. Работы 1995-2002 гг. М., 2005.
Платова Е.Э. Жизнь студенчества России в переходную эпоху, 1917-1927 гг. СПб., 2001.
Постников Е.С. Российское студенчество в условиях новой экономической политики (1921-1927). Тверь, 1996.
Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов. М., 2014, 2016.
Рябченко О.Л. Студенты советской Украины 1920-1930-х годов: практики повседневности и конфликты идентификации. Харьков, 2012.
Шпаковская Л.Л. Советская образовательная политика: социальная инженерия и классовая борьба // Журнал исследований социальной политики. 2009. Т. 7. № 1.
Dunham V. In Stalin’s Time: Middleclass Values in Soviet Fiction. Cambridge, 1990.
Glowka D. Problems of access to higher education in the USSR // Western perspectives on Soviet education in the 1980s / Ed by J.J. Tomiak. L., 1996.
Gorsuch A.E. Youth in Revolutionary Russia: Enthusiasts, Bohemians, Delinquents. Indian-Michigan Series in Russia and Easten European Studies. 2000.
Konecny P. Builders and Deserters Students, State, and Community in Leningrad, 1917-1941. Montreal, 1999.
Fitzpatrick Sh. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921–1934. Cambridge etc., 1979.
Fitzpatrick Sh. The Cultural Front: Power and Cultural in Revolutionary Russia. Ithaca; L., 1992.
Tomiak J.J. Introduction // Western perspectives on soviet education in the 1980s / Ed by J. J. Tomiak. L., 1996.
Halfin I. Terror in My Soul. Communist Autobiographies On Trial. L., 2003; Hellbeck J. Revolution on My Mind: Writing a Diary under Stalin. Cambridge, 2006.
- Документы архивов
-
- Расшифровки некоторых писем студентов во власть
- Публикации по проекту
-
2018
Еремеева А.Н., Темиров С.Г. «Просим обратить соответствующее внимание»: письма «во власть» студентов южнороссийских вузов 1920-х гг. // Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности. К 75-летию битвы за Кавказ в годы Великой Отечественной войны : сб. ст. / отв. ред. А. А. Зайцев. Краснодар: Традиция, 2018.
Еремеева А.Н. “I Feel it’s my Duty tо Say the Following…”: Letters to the Main Department of Vocational Education about the Situation in the Kuban Polytechnic Institute in the Beginning of the 1920's («Считаю своим долгом сообщить следующее»: письма в Главное управление профессионального образования о ситуации в Кубанском политехническом институте в начале 1920-х гг.) // Русский архив. 2018. № 6.
Микуленок Ю.А. Жилищный вопрос в письмах студентов «во власть» в 1920-е гг. // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия : сб. ст. /отв. ред. А. А. Зайцев. Краснодар: Традиция, 2018.
Рожков А.Ю., Пасилецкая А.С. Письма студентов 1920-х годов «во власть»: краткий обзор историографии // Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности. К 75-летию битвы за Кавказ в годы Великой Отечественной войны : сб. ст. / отв. ред. А. А. Зайцев. Краснодар: Традиция, 2018.
Рожков А.Ю. «Чем обязан советский вуз баронессам Корф?»: из опыта подготовки комментированного издания студенческих писем «во власть». Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2018. № 4.
2019
Еремеева А.Н. Об одном студенческом письме "во власть" // Парадигма: философско-культурологический альманах (СПб). 2019. № 30.
Еремеева А.Н. Студенческие письма "во власть" 1920-х гг. о проблемах социальной адаптации сельской молодежи к жизни в городе и вузовской повседневности // Личность. Общество. Государство: проблемы развития и взаимодействия : сб. ст. / отв. ред. А.А. Зайцев. Краснодар: КубГУ, 2019.
Микуленок Ю.А. Жилищный вопрос в раннесоветский период в письмах студентов "во власть" // Общество: философия, история, культура. 2019. № 7.
Микуленок Ю.А. Эмоциональный мир студентов в раннесоветский период // Голос минувшего. 2019. № 3–4.
Рожков А.Ю., Мамонтова О.А. Письма «во власть» как исторический источник изучения социальных проблем студенчества в Советской России 1920-х гг. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1.
Студеникина Е.С., Кантемирова И.Б. Социальная мобильность молодежи с ограниченными возможностями // Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века (к 130-летию со дня рождения): Международная научная конференция, Сыктывкар, 10−12 октября 2019 г. : сб. научных трудов / гл. ред. О. А. Сотникова. Сыктывкар, 2019.
- Промежуточный отчет
-
Научно-популярный отчет о результатах выполнения проекта за 2018 год
В 2018 г. работа по проекту выполнялась по трем направлениям: 1) изыскания документов в центральных и региональных архивах, библиотеках; 2) работа с электронными базами данных в Internet; 3) интерпретация и апробация накопленного материала в научных публикациях и докладах на конференциях.
Сбор и анализ документов по теме проекта проводился в 12 архивах Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Ставрополя, Новороссийска, Владикавказа. Всего за год участниками проекта совершено 14 поездок (10 – в архивы, 4 – на конференции). Коллектив работал в 4 центральных (ГАРФ, РГАСПИ, ЦГА СПб, ЦГАИПД СПб) и 8 региональных (ГАКК, ЦДНИКК, ГАРО, ЦДНИРО, ГАСК, ГОПАНО, ЦГА РСО-А, архив МУ г. Новороссийск). Всего за год научным коллективом отработано 38 архивных фондов и описей, собрано 189 документов. Часть выявленных писем отобрана для работы в следующем году.
Для унификации персональных отчетов и систематизации выявленного документального материала был разработан и распространен среди исполнителей проекта единый каталог (реестр) выявленных в архивах писем студентов во власть. Разработана и согласована с коллективом проекта модель документальной публикации, составлен первичный план-проспект сборника документов.
Методика работы по составлению комментированного сборника писем включала в себя следующий алгоритм процедур с документами в документальном отложении: их выявление в местах хранения; отбор документов; подбор и систематизация документов для публикации; подготовка научно-справочного аппарата документальной публикации (предисловие, заголовки, примечания, комментарии, указатели и т.д.).
Коллектив проекта столкнулся с огромным массивом ранее не использованных документальных отложений по теме исследования. Основная сложность состоит в том, что письма студентов рассеяны по разным архивохранилищам, фондам и описям. Зачастую документы было очень трудно выявить по заголовкам единиц хранения (дел). Наибольшую сложность представляет выявление справочных документов для комментированного издания.
Проведенный контент-анализ собранных писем показал, что по гендерному признаку авторами обращений во власть в преобладающем большинстве были студенты-мужчины (66%); женских писем было обнаружено всего 26%, остальные 8% были анонимными либо коллективными с неустановленным составом авторов. По времени написания писем: 1920 гг. – 3%, 1921 г. – 6%, 1922 г. – 5%, 1923 г. – 7%, 1924 г. – 8%, 1925 г. – 20%, 1926 г. – 3%, 1927 г. – 5%, 1928 г. – 11%, 1929 г. – 29%, 1930 г. – 3%. Адресатами 13% студенческих обращений стали центральные партийные и государственные органы – ЦК партии и комсомола, Совнарком, ВЦИК, Наркомпрос и др. Апеллировали лично к вождям – М.И. Калинину, Л.Д. Троцкому, А.В. Луначарскому, А.И. Рыкову, К.Е. Ворошилову, Н.А. Семашко, Л.М. Кагановичу и др. – 34 % студентов. Почти столько же (33%) направляли свои письма региональным и местным органам власти и управления, в основном в бюро жалоб ЦКК–РКИ, уполномоченному Наркомпроса, областные и республиканские отделы народного образования. В адрес руководства вузов зафиксировано 20% письменных обращений студенчества. Таким образом, иерархия адресатов, куда студенты направляли свои письма, обобщенно выглядела так: центр – 47% обращений, регион – 33%, вуз – 20%.
По тематике значительно преобладали (38 %) письма, в которых студенты (а также абитуриенты) просили лидеров партии и государства, ректоров вузов, партийные и комсомольские органы направить их на учебу, командировать на рабфак или в вуз, перевести в другое учебное заведение и т. д. Следом идут примерно сопоставимые между собой по количеству письма-апелляции исключенных из комсомола и отчисленных из вуза студентов (включая «чистки») – 15% и обращения с просьбой решить материальные проблемы (14%). На третьем месте – проблемы в учебе, которые волновали только 9% корреспондентов. Что касается остальных тематизаций (жалобы лишенцев, доносы на студентов непролетарского происхождения и реакционную профессуру, просьбы помочь с трудоустройством после окончания вуза и др.), то они достаточно редко встречались в отобранных для анализа письмах, однако в совокупности составили 23%. Многие из писем содержат комплексное описание нескольких проблем.
Немаловажную роль в исследовании выявленных в архивах документов играет изучение жанра письма. Установлено, что обращения студентов 1920-х гг. в органы власти в большинстве случаев имели характер просьбы, жалобы, доноса, оправдания. В письмах-прошениях молодые люди выражали потребность в материальной поддержке, ходатайствовали о восстановлении в правах студентов, переводе в другой вуз либо просили не отчислять из состава студентов. Содержанием писем-жалоб могли стать плохие бытовые условия, нездоровая обстановка в вузе либо классово "неправильное" поведение отдельных студентов. В форме писем-доносов зачастую выражалась классовая напряженность в вузах, случаи нечестного приема в студенты, наличие студентов непролетарского происхождения, неправомерные действия со стороны органов власти и руководства вузов. Наконец, совсем небольшое количество писем было отнесено нами к категории писем-оправданий, где студенты стремились решить свои проблемы в форме опровержения написанного на них доноса или путем признания своей вины в антисоветской деятельности с одновременной просьбой о помиловании.
Работа с электронными базами данных в Internet носила вспомогательный характер, была связана с удаленным поиском необходимых для исследования фондов в архивах и научной литературы по теме проекта, а также иллюстративных материалов для сборника документов.
Третье направление работы за год – апробация накопленного материала. По итогам работы опубликованы некоторые документы, отобранные в сборник, сделано 4 доклада на 3 научных конференциях, опубликовано 5 научных работ (из них 1 – в журнале из Перечня ВАК РФ). Общий объем публикаций – 3,0 п.л.
Таким образом, план работы на 2018 г. выполнен в полном соответствии с ожидаемыми конкретными научными результатами и по ряду количественных показателей значительно перевыполнен.
- Графическое отображение результатов
-
Рисунок 1 – Распределение авторов писем по полу, в %
Рисунок 2 – Распределение писем по годам, %
Рисунок 3 – Адресаты студенческих обращений во власть, %
- Таблица 1 – Основные темы студенческих писем во власть
-
Тема письма
Количество писем
Поступление, перевод, восстановление, командировка в вуз
73
Отчисление студентов из вузов, исключение из комсомола
28
Материальные проблемы (паёк, стипендия, общежитие)
27
Учёба, корректировка учебных планов
17
Проблемы классовой дискриминации, лишенцы
10
Политический контроль, доносы о «чуждом» происхождении
10
Трудоустройство
10
Неблагополучная ситуация в вузе
8
Другое (приём в партию, недовольство нэпом и т.д.)
6
Итого
189
- Таблица 2 – Аргументация студентов с целью получения поддержки
-
Мотивировка студента
Количество писем
Активная общественная деятельность
36
Тяжелые материально-бытовые условия
27
Производственный стаж
17
Академическая успеваемость
15
Социальное происхождение
12
Служба в Красной Армии
12
Самостоятельное проживание и обеспечение себя необходимыми материальными благами
9
Разрыв связи с непролетарской семьей
8
Желание продолжить обучение в другом университете
4
Другое
9
Всего
149
- Таблица 3 – Жанры писем студентов во власть 1920-х годов
-
Жанр письма
Количество писем, всего
Письмо-прошение
(ходатайство, апелляция)
о восстановлении в правах студента
47
93
о материальной поддержке
27
просьба не отчислять из вуза
13
о разрешении перевода в другой университет
6
Письмо-жалоба
на тяжелые условия существования
23
56
на студентов
18
на ситуацию в вузе
15
Письмо-донос
(обвинение)
на социальное происхождение студентов
9
22
на нечестные условия приема в вузы
6
на работников государственных органов
3
на деятельность руководства вуза
4
Письмо-оправдание
опровержение доноса
14
18
раскаяние в антисоветской пропаганде
4
- Контакты
-
Электронная почта: avro14@mail.ru
Телефон (моб.): +7 995 005 7689
Телефон (служ.): (861) 219-9501 доб. 220