В КубГУ завершилась Школа ключевых исследователей MPI-2024
4 декабря на базе Кубанского государственного университета завершилась программа обучения для 120 руководителей и сотрудников научных лабораторий вузов и организаций НОЦ Юга России из Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского края, Луганской народной республики, Донецкой народной республики.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Школа ключевых исследователей «Наука 4.0: модели, стратегии и траектории развития ученых» (MPI-2024)» – это уникальная программа обучения, нацеленная на формирование и совершенствование профессиональных компетенций и надпрофессиональных навыков руководителей и сотрудников научных лабораторий, ориентированных на создание и коммерциализацию инновационных научно-технических разработок для обеспечения устойчивого развития Юга России, являющихся результатами фундаментальных и поисковых исследований.
Программа обучения была разработана в 2023 году Кубанским научным фондом и Кубанским государственным университетом. Тогда же при поддержке Межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня Юга России (НОЦ Юга России) прошли обучение 112 специалистов (сотрудников научных лабораторий Краснодарского края, Ростовской области и Волгоградскими коллегами), научные идеи которых воплотились в 15 готовых к реализации проектов развития научных лабораторий.
В 2024 году по заказу Межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня Юга России (НОЦ Юга России) и при содействии Кубанского научного фонда 120 слушателей прошли бесплатное обучение по программе. Среди них – специалисты по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, участвующие в организации и осуществлении деятельности научных лабораторий; эксперты и руководители научных лабораторий, развивающие команды по перспективным направлениям науки; научные сотрудники лабораторий и образовательных организаций, планирующие коммерциализацию научных разработок; начинающие научные сотрудники, заинтересованные в лучших инструментах и практиках развития ученых и науки.
Программа является сетевой и реализована совместно Кубанским государственным университетом и научно-технологическим университетом «Сириус», эксперты лабораторного комплекса которого во время организованной стажировки поделились со слушателями уникальными практиками организации работы лабораторного комплекса Университета «Сириус», проектными решениями, инструментами организации системы менеджмента качества и деятельности научных команд.
– На Конгрессе молодых ученых в Сириусе министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков анонсировал, что в рамках национального проекта «Молодежь и дети» до 2030 года будут созданы еще 800 молодежных лабораторий. И я очень надеюсь, что участников программы «Науки 4.0» мы увидим среди победителей данного конкурсного отбора, – сказал эксперт Школы ключевых исследователей, доцент, ведущий научный сотрудник КубГУ Артем Еремин. – Если говорить о тех проектах, которые были представлены в рамках нашей программы в этом году, то я уверен, что не только наш регион, но и наша страна, не останутся без качественных функциональных и полезных продуктов питания. И в целом, за продовольственную безопасность мы действительно можем не беспокоиться – наши коллеги ударно работают над ее достижением. Хотел бы отдельно поблагодарить коллег из наших новых регионов, из Донецкой и Луганской народных республик. Они активно включились в работу, задавали вопросы, замечательные презентации подготовили, и я желаю им, несмотря на всю сложность ситуации, больших успехов в достижении их научных и практических целей.
Программа в объеме 72 часов охватила 5 модулей, реализованных в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, экспертное сопровождение проектной работы слушателей, а также стажировку в лабораторном комплексе университета «Сириус». Обучающиеся изучили рынок прикладных научно-технических разработок в Российской Федерации и его потребности, приоритетные фундаментальные научные направления, спроектировали деятельность своих научных лабораторий в изменяющихся институциональных условиях, поработали инструменты развития человеческого капитала научных лабораторий, а также освоили инструменты управления жизненным циклом «продуктов» научной лаборатории.
На итоговой встрече участники представили свои результаты обучения – готовые к реализации проекты развития научных лабораторий. Среди них такие актуальные темы как: «Лаборатория селекции, сортоизучения и переработки субтропических культур», «Создание лаборатории ихтиопаразитологии Краснодарского края», «Питание для здравосбережения», «Формирование экономических условий и юридического сопровождения выпуска и внедрения беспилотных транспортных средств», «Компьютерное зрение в промышленных приложениях», «Создание лаборатории мирового уровня для высокопролуктивного и экологически чистого агро- и аквахозяйства», «Лаборатория по созданию функциональных сортов риса и здорового питания» и другие.
Все слушатели успешно завершили обучение, получили удостоверения о повышении квалификации и высоко оценили программу обучения.
– Самое главное, что мы приобрели эти дни – это новые знания по стратегии, вызовам современности, как эти вызовы необходимо решать, используя научные подходы, и, соответственно, грамотно подготавливать проекты для создания лабораторий мирового уровня по решению определенных проблем, – отметил заместитель директора по научной работе Краснодарского научно-исследовательского ветеринарного института обособленного структурного подразделения федерального государственного бюджетно-научного утверждения Краснодарский научный центр зоотехнии и ветеринарии Альберт Чернов. – Например, наша команда рассматривала вопросы, связанные с увеличением продолжительности жизни людей за счет создания экологически чистых и безопасных продуктов питания, которые могут воздействовать на определенные физиологические механизмы жизни человека на молекулярно-генетическом уровне.