Top.Mail.Ru

Вы здесь

Педагогическая династия Бондаревых: дед и внук - Александр Лазаревич и Петр Борисович

19 ноября отмечается День преподавателя высшей школы – праздник, учрежденный в России в 2021 году. Сама дата приурочена ко дню рождения одного из основоположников отечественного образования и создателя Московского государственного университета – Михаила Васильевича Ломоносова, который не только внёс огромный вклад в развитие естественных наук, но и отстаивал права всех сословий на получение образования. В этот день мы традиционно рассказываем про выдающихся преподавателей Кубанского государственного университета и их наследие, отраженное в студентах и членах семьи, вступивших на педагогическую тропу.

Александр Лазаревич Бондарев родился 19 ноября 1913 года, что символично совпадает с днем рождения Ломоносова. Его жизнь и деятельность тесно переплетается с Кубанским государственным университетом, а имя навсегда записано в историю вуза. После окончания школы поступил в Краснодарский педагогический институт (в будущем – Кубанский государственный университет) на физико-математический факультет, который закончил с отличием. Был призван в армию в 1942 году, где служил рядовым на капитанской должности. Пройдя через горнило войны, в 1944 году был откомандирован обратно институт из-за нехватки там преподавателей.

Александр Лазаревич читал лекции по математическому анализу, теории вероятностей, по методике преподавания математики, занимался методической и научной деятельностью, принимал участие в конференциях. В 1957 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Общее учение об уравнениях в курсе элементарной математики». В 1970 году на базе института был создан математический факультет, и Андрей Лазаревич стал его первым деканом. Там же возглавлял кафедру общей математики и долгие годы работал профессором. Имеет три боевые награды: «Орден Отечественной войны I степени», медаль «Участник боев за Северный Кавказ», почетный знак «Фронтовик 41-45 гг.», а также юбилейные медали и шесть трудовых наград: «Заслуженный учитель СССР», «Отличник Народного просвещения», медали: «За трудовую доблесть», «За долголетний доблестный труд», «За доблестный труд в Отечественную войну».

В архивах Кубанского государственного университета сохранилось множество сведений о деятельности и жизни Александра Лазаревича, но куда лучше и ярче об этом человеке могут рассказать свидетели его жизни – и не только университетской, но и личной, семейной.

Сегодня в Кубанском государственном университете трудится доцент кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики высшего образования, кандидат философских наук Петр Борисович Бондарев – внук Александра Лазаревича. Как он сам признается, огромный вклад в личностное развитие внесли родители – Борис Александрович Бондарев (аспирант кафедры теоретической физики КубГУ, один из первых программистов в СССР, участвовавший в создании программного обеспечения для Олимпиады-80 в Москве) и Нинель Евгеньевна Овчаренко (преподаватель иностранного языка КубГУ).


Много душевного тепла мне давали мои бабушки. Но в возрасте, когда я начал рассуждать об устройстве окружающего мира, складывать свои индивидуальные смыслы бытия, на меня огромное влияние оказывали именно мои деды – своими словами, жизненным опытом, совместными делами. Одним и них был Александр Лазаревич Бондарев, которому 19 ноября исполнилось бы уже 110 лет. Большую часть своей жизни он связал с Кубанским государственным университетом. Дома в разговорах обсуждались педагогические приёмы и подходы, способы продуктивного обучения студентов математическому мышлению, постоянно упоминались в хорошем смысле коллеги по работе З.И. Цалюк, Р.И. Тихомиров, А.С. Тихомирова, Г.В. Каймакчи, Ф.Р. Бурсук и др. И сегодня я, как и много лет назад, помню и уважаю коллег и учеников А.Л. Бондарева, работающих на факультете математики и компьютерных технологий, вспоминает Петр Борисович.


Однажды, будучи школьником, Петр Борисович пришёл к деду с вопросом, что означает цитата из М.В. Ломоносова, расположенная над доской в школьном кабинете математики: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Андрей Лазаревич пояснил, что главная мысль цитаты заключается не в самой школьной математике, которой учится его внук, а в математике смыслов и логических связей, выводов и умозаключений, которую изучал и преподавал сам Ломоносов. Этому принципу Андрей Лазаревич следовал всю жизнь – например, как вспоминает Петр Борисович, однажды бабушка укоряла деда: «Как же так, ты математик, а в магазине тебя обсчитали?», на что сразу получила ответ: «Хорошо считает кассир, математик же тот, кто правильно мыслит».


Я не стал профессиональным математиком, но стал философом, педагогом, психологом, ценю смысл слов, которые Платон повелел высечь на мраморной табличке у входа в его «Академию»: «Сюда не войдёт тот, кто не знает математики». Позже, уже работая в Краснодарском краевом Институте усовершенствования учителей, я часто преподавал основы педагогики и методики выпускникам математического факультета, которые всегда тепло принимали меня, узнав во мне внука Александра Лазаревича. В стиле преподавания моего деда они выделяли искромётный юмор и способность просто рассказывать о сложных вещах. Выпускники университета, вспоминая о моём деде, обычно сначала отмечали его личностные качества, будь то доброта, позитивность, трудолюбие, общительность, а уже затем – профессиональные. Это и глубина знаний, и широта кругозора, оригинальность педагогических подходов. Моему деду его студенты даже придумали прозвище АЛХЧ (Александр Лазаревич – Хороший Человек), и он им гордился, делится Петр Борисович.


Уже сегодня, имея за плечами многолетний педагогический опыт и множество заслуг, Петр Борисович определяет основные аспекты преподавательского искусства, оценивая жизненный путь своего деда. Обучение – это не цель, а только средство развития способностей; нет плохих студентов, есть преподаватели, которые не умеют понятно объяснять; очень сложные вещи всегда можно объяснить в понятной и приемлемой для каждого форме; человеческие качества важнее любых формальных заслуг и статусов; юмор помогает легче переносить даже самые трудные моменты в жизни; знания могут забыться, отношения остаются с человеком навсегда. Основной вывод, который внук вынес из общения со своим дедом: математика может быть гуманитарной наукой – ориентированной на развитие человека, являющейся ресурсом для личностного роста, и, прежде всего – формирования продуктивного и творческого мышления. Преподаватель может пробудить мотивацию студента к саморазвитию, поддержать его инициативу, организовать общение.


Я сделал для себя определённые открытия: общение с любым человеком может и должно вестись в позиции «на равных», важно уметь слушать и воспринимать суждения и мнения других людей, а также анализировать отклик, который в других людях производят твои высказывания и действия. Современный преподаватель развивается вместе со своими студентами. Он признает их личный опыт и умения. Он видит свою цель не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помочь студентам реализовать себя в деятельности. В образовательном диалоге отсутствует чёткое деление на преподавателей и студентов. Диалог предполагает свободное общение равноправных сознаний, взаимно обогащающих и созидающих друг друга, делает вывод Петр Борисович.


Память об Александре Лазаревиче Бондареве хранится не только в его трудах и благодарности учеников, но и в потомственном педагогическом пути – и это самая лучшая благодарность к 110-летнему юбилею.