Вы здесь

Всероссийская олимпиада школьников 2023: подготовка и результаты

Завершился сезон Всероссийских олимпиад школьников 2023 года. Для учеников Краснодарского края он стал наиболее результативным – было получено 38 дипломов, из которых 6 – победителей, 32 – призера.

Такие результаты зачастую зависят не только от талантов участников олимпиад, но и от их наставников. Преподаватели Кубанского государственного университета осуществляют подготовку финалистов по 20 предметам олимпиады из 24.

Самой результативной для Краснодарского края оказалась в этом году олимпиада по химии. В ней участвовали всего три школьника, однако все смогли добиться успеха. Девятиклассник Никита Маслюк (Гимназия №92, г. Краснодар) и ученик 10 класса Алексей Шарпило (СОШ №6, Кущевский район) стали победителями, а девятиклассник Аркадий Ежков (Лицей №90, г. Краснодар) – призером «всеросса».

Подготовкой школьников занимался заведующий кафедрой органической химии и технологий КубГУ Виктор Доценко и доцент кафедры Дмитрий Бурый.


У ребят были сборы по подготовке к заключительному этапу, на которых преподаватели факультета химии и высоких технологий проводили практические занятия, отвечали на вопросы, разбирали типовые задания олимпиады, – рассказал Виктор Викторович.


Сразу 10 дипломов, из которых 2 победителя и 8 призеров, взяли школьники Кубани по истории и искусству (МХК). В команду края вошли 14 школьников из разных уголков региона. Победителем среди 11 классов стал Артем Панькович (СОШ №3, г. Анапа), а дипломы призеров получили Артём Назаренко (10 класс, СОШ №12, г. Армавир), Анастасия Амельченко (10 класс, СОШ №19, г. Армавир) и Ольга Кремененко (9 класс, СОШ №19, г. Краснодар).

Одним из их наставников ребят выступила кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения КубГУ Оксана Перенижко.


Поздравляю ребят-историков и искусствоведов, с которыми мы прожили этот год в творческом порыве подготовки. С уверенностью могу сказать, это золотая молодежь, которая глубоко проживает историю и дышит искусством! Очень вас всех люблю и глубоко уважаю ваш труд, – написала на своей странице ВКонтакте Оксана Алексеевна. – Хочу от всей души поздравить педагогов, которые своим неравнодушием и любовью к своей профессии зажгли огонь знаний в детских душах. У нас очень сильный педагогический состав, большая крепкая и очень «разношерстная» команда профессионалов высокого уровня.


Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории проходил на базе Псковского государственного университета и включал один устный и два письменных тура. На первом письменном туре участники представили на суд жюри свои эссе и исследовательские проекты. Во второй тур вошли несколько заданий из отечественной истории и всеобщей истории, которые носили творческий характер.

Победителем вновь стал Артем Панькович. Дипломы призеров получили Николай Толстых (11 класс, СОШ №19 г. Новороссийск), Алексей Абаев (11 класс, СОШ №3, Славянский район), Денис Янаев (11 класс, Лицей №64, г. Краснодар), Екатерина Ишина (11 класс, СОШ№ 3, Тимашевский район), Павел Нелипин (9 класс, СОШ №16, г. Краснодар) и Михаил Дементьев (9 класс, Гимназия «Школа бизнеса», г. Сочи).

Одним из наставников, работавших с ребятами, стал старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и востоковедения факультета истории, социологии и международных отношений КубГУ Константин Гусев.


Что позволяет нашим ребятам ежегодно добиваться высоких результатов? Вопреки распространенному мнению, речь идет не о личности одного тренера, а о целой команде профессионалов, которые системное занимаются с ребятами на протяжении многих лет, – отметил Константин Дмитриевич. – Наша команда – это ведущие преподаватели Кубанского государственного университета, «Центра развития одаренности» и самых разных школ Краснодарского края. Главное, что всех нас объединяет реальная заинтересованность в учениках и в самой олимпиаде. А также понимание, что мы делаем общее дело ради наших детей.


Отличные результаты показали школьники Краснодарского края и по литературе. Победу одержала ученица 9 класса Гимназии №18 (г. Краснодара) Олеся Кадун. Еще 6 школьников стали призерами: Таисия Ксенофонтова (9 класс, Гимназия №1, г. Новороссийск), Полина Воронкина (10 класс, СОШ №6, г. Геленджик), Екатерина Чумаченко (10 класс, СОШ №13 Приморско-Ахтарский район), Елизавета Бережная (10 класс, СОШ №2, Динской район), Ирина Гончарова (11 класс, Лицей №90, г. Краснодар) и Ксения Куценок (11 класс, Гимназия №1, г. Сочи).


С олимпиадниками работали практически все представители кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики, – сказала декан филологического факультета Евгения Жиркова. – Ребят учили мастерству устной речи, занимались индивидуально, готовили с учетом их образцов анализа текста. Старания не прошли даром, потому что наша девочка-победитель стала лучшей в номинации «Лучший анализ прозаического текста», а ребята были отмечены в номинации «Выразительное чтение».


Также Евгения Алексеевна отметила, что в олимпиаде по русскому языку тоже есть достижение: призером стала ученица 10 класса СОШ №19 (г. Армавир) Анастасия Амельченко.

По два диплома призера школьники Кубани завоевали в олимпиадах по английском, немецкому и французскому языкам, а также по биологии и географии. Подготовкой ребят занимались преподаватели факультета романо-германской филологии, биологического и географического факультетов КубГУ.

Более десяти лет подготовкой школьников к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников занимается кандидат географических наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии Анатолий Филобок.

Он рассказал о том, что работа проводится совместно с ГБОУ дополнительного образования Центр развития одаренности Краснодарского края, который к настоящему времени выстроил настоящую систему подготовки к олимпиадам. Для ребят из старших классов проводятся профильные, организовано очно-заочное обучение, а также курсы «Юниор» для учащихся 6-8-х классов и «Интеллектуал» для учащихся 9-11 классов.

Так, подготовка к олимпиадам по географии начинается с диагностики уровня знаний учащихся, затем даются теоретические знания, совместный разбор разнообразных заданий – от простых, до сложных. Практические навыки ребята осваивают на местности или при работе с картографическим материалом, горными породами и минералами, знакомятся с разнообразными измерительными приборами.

Анатолий Филобок отметил, что большинство заданий Всероссийской олимпиады по географии отличаются повышенной сложностью, и получить максимальный балл трудно даже абсолютному победителю. Тем не менее, многие участники выполняют задания на 60 – 80%, что говорит о высоком уровне подготовке – ведь задания содержат материалы, на которые в школьной программе уделяется слишком мало времени.


Чтобы победить на Всероссийской олимпиаде необходимо сохранить увлеченность географией, научиться анализировать статистику, уметь выявлять причинно-следственные связи в социальной сфере, природе и хозяйстве, а также выучить географическую номенклатуру, – рассказал Анатолий Анатольевич. – Важно начинать подготовку с пятых-шестых классов. Такой выбор представляется обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к географии начинают достаточно ярко проявляться. В этом возрасте школьников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Поэтому обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении начального курса географии.


Впереди у большинства ребят экзамены и поступление в университет. Однако, стоит отметить, что диплом победителя или призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников дает право поступить в любой вуз страны по направлению, которое соответствует профилю олимпиады, без экзаменов.

Полный список победителей и призеров