Top.Mail.Ru

Вы здесь

Научный полк КубГУ: Алексей Гаврилович Даньшин

Алексей Гаврилович Даньшин - первый канди­дат педагогических наук, защитивший диссертацию по физической культуре и спорту. Старейший работ­ник Кубанского госунивер­ситета, он внес большой вклад в развитие спорта в Краснодарском крае. Автором около 70 научных работ.

На долю поколения А.Г. Даньшина выпало немало тяжелых испытаний. В Великую Отечественную войну, будучи подростком, он работал водителем грузовика по 14 часов в сутки на строительстве военных цехов Магнитогорского металлургического комбината. Вспо­миная свою юность, Алексей Гаврилович рассказывал, что тогда он и его сверстники, хоть и жили впроголодь, питаясь чем придется, физически были намного креп­че и выносливее сегодняшних молодых людей.

Молодежь в то время была физически сильнее развита. И духовный уровень нынче совсем не тот. Мо­лодые тают на глазах: наркотики, курение, алкоголь -все это отрицательно сказывается как на физическом, гак и на духовном состоянии современной молодежи.


А.Г. Даньшин говорил, что Советская Армия побе­дила немецких захватчиков только благодаря колос­сальному напряжению физических и духовных сил тружеников тыла. Армия постоянно требовала попол­нения военной техники, одежды, медикаментов, про­дуктов питания и многого другого, что было необхо­димо для жизни и борьбы солдат.


Особенно помогала фронту прославленная Маг­нитка. Каждый второй знаменитый танк, пушка, снаряд были сделаны из магнитогорской стали. В изготовлении этого оружия есть частица труда А.Г. Даньшина. В то время он работал шофером на строительстве новых домен и прокатных станов, на которых затем каталась знаменитая магнитогорская сталь. Сказать, что эта ра­бота была трудной, значит, ничего не сказать: тогда на производстве семнадцатилетний мальчишка находил­ся на пределе своих физических и психических воз­можностей. Представьте, в любую погоду, и днем, и ночью, в жару и тридцатиградусный мороз он по 12-14 часов крутил баранку старой изношенной грузовой машины, которая часто ломалась и не заводилась. За­вести мотор в отсутствие стартера требовало неимо­верных физических сил, особенно на морозе. Поэтому, чтобы не замерзнуть, они втроем пытались завести машину рукояткой с помощью коротких веревок. Убе­дившись в безуспешности попыток и полностью обессилев, пацаны нередко в этих условиях плакали.

Учитывая трудность запуска заглохшего двигате­ля, обессиленные от голода подростки не глушили двигатель даже при длительной стоянке под загруз­кой машины. В результате перерасход горючего был так велик, что забирал всю их зарплату, и при расчете за месяц они получали только продуктовые карточки.

Много сил приходилось тратить на монтаж изно­шенных скатов. Были случаи, когда все рабочую сме­ну приходилось до пяти раз выполнять этот тяжелей­ший для подростка труд.

Дисциплина на производстве была военная: за опоздание на работу на три минуты грозила тюрьма, поэтому все приходили без опозданий. Нередко, осо­бенно зимой, чтобы преодолеть сугробы снега прихо­дилось пешком выходить за полтора-два часа до на­чала смены.

На стройке зачастую машину с бетоном задним ходом подавали на эстакаду высотой до 15 м. Води­телю приходилось оглядываться, высунувшись из машины, и дышать выхлопными парами бензола (бензина не было). Шофера иногда травились газом, теряли сознание и падали с эстакады вместе с маши­ной. Все это приводило к нервному перенапряжению.

После такого адского труда приехав в гараж, мальчишки-водители буквально валились из кабины на пол и тут же засыпали, а после непродолжительно­го отдыха их с трудом поднимали и - снова на стройку.

Естественно, каждый день на производстве был подчинен плану: объем работы - число рейсов, тон­наж груза и т.д. И как правило, ребята всегда стреми­лись перевыполнить задание, ведь за это давался «боевой» талон на питание, включавшее чашку варе­ных зеленых листьев капусты и сто грамм померан­цевой водки.

Вспоминая трудности жизни того времени, надо отметить, что к числу главных следует отнести отсут­ствие элементарного питания - был голод. Круглые сутки, с утра до вечера, в голове витала одна мысль: как достать любую пищу. Пайка «аммонала» (так то­гда назывался хлеб очень плохого качества, состоя­щий из макухи и отрубей) съедалась моментально, однако голод не проходил - организм был истощен до крайности. Поэтому дистрофия проявлялась четко, и из-за этого нас называли "доходягами", т.е. людьми для которых конец - не за горами.

Все перечисленные трудности не раз приводили нас к мысли убежать с работы на фронт, но, как пра­вило, все попытки пресекались и офицерами военко­мата, и начальниками на производстве. Все они гово­рили, что кому-то (в том числе и Даньшину с ребята­ми) надо работать на комбинате и помогать фронту. Естественно, мы старались изо всех сил.


В заключение, об эффективности нашей помощи может свидетельствовать такой факт. Один из круп­нейших историков Германии отметил, что в числе главных причин поражения немцев в войне с СССР был просчет - ошибка военных немецких стратегов в определении истинного потенциала помощи тружени­ков тыла фронту. И эта помощь действительно оказа­лась великой в решающем исходе победы.


После войны Алексей Гаврилович окончил Че­лябинский областной техникум физической культу­ры, а затем - Ленинградский институт физкультуры им. П.Ф. Лесгафта. Получив высшее образование, работал инструктором и тренером по легкой атлети­ке и лыжам на знаменитой Магнитке - Магнитогор­ском металлургическом комбинате.

Постоянно общаясь с рабочими горячих цехов, Алексей Гаврилович заметил ряд тяжелых и вредных условий труда и разработал специальную методику режима труда и отдыха для рабочих. Суть ее заклю­чалась в создании на рабочих местах горячего цеха микрозоны с нормальной температурной средой, чис­тым воздухом, пониженными шумовыми раздражите­лями, а также в мышечной коррекции, нивелирующей тяжелейшие последствия рабочей позы металлургов.

В 1955 г. результаты данной методики были до­ложены на I съезде физиологов труда в Киеве. Работу одобрило высшее руководство страны. В 1959 г. по­следовала защита диссертации в Москве.

До 1982 г. Алексей Гаврилович работает преподава­телем кафедры физвоспитания в Магнитогорском горно­металлургическом институте и там получает звание до­цента. В 1963 г. избран заведующим кафедрой теорети­ческих основ физического воспитания Краснодарского педагогического института. Им разработан тренировоч­ный снаряд для занятий с отягощением, отмеченный ди­пломом на Всесоюзной научно-технической конферен­ции и выставке «Техника и спорт».

Алексей Гаврилович Даньшин - заслуженный ра­ботник физической культуры и спорта Кубани, заслу­женный доцент Кубанского госуниверситета, профес­сор. О нем рассказывает один из первых преподава­телей факультета физвоспитания (1950 г.):

"В 1960-е гг. факультет физвоспитания Красно­дарского пединститута испытывал трудности в ор­ганизации научно-исследовательской и методической работы по проблемам физической культуры. Зная это, ректор И.Б. Алещенко объявил конкурс на замещение вакантной должности заведующего кафедрой теоре­тических основ физвоспитания. В результате конкурса на эту должность с Урала был приглашен кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Даньшин, впослед­ствии ставший первым доцентом по физической культуре на Кубани. С его приходом значительно улучшилась научно-исследовательская работа на факульте­те; много внимания он уделял организации и прове­дению научно-исследовательской и методической ра­боты, предлагал темы для исследования, помогал в составлении и написании текстов по выбранной тема­тике, привлекал к научным исследованиям и студен­тов. С того времени на факультете началась серьез­ная научно-исследовательская деятельность. Препо­даватели Л.П. Воскресенская. Л.Ф. Мордмиллович, В.В. Трупан защитили кандидатские диссертации.

А.Г. Даньшин организовал ежегодные краевые и городские отчетно-методические конференции пре­подавателей физического воспитания. Являясь руко­водителем отделения физкультуры общества «Зна­ние», вел большую пропагандистскую работу в облас­ти физической культуры и спорта. Много лет подряд Министерство просвещения назначало его председа­телем ГЭК на выпускных экзаменах факультета физ­воспитания.

В 1967 г. разработал учебный план и программу повышения квалификации преподавателей факульте­та физического воспитания. Министерство просвеще­ния признало значимость этих документов и открыло при пединституте факультет повышения квалифика­ции преподавателей физвоспитания вузов России.

Таким образом, А.Г. Даньшин внес значительный вклад в развитие научно-исследовательской и мето­дической работы по физической культуре в Красно­дарском крае, что в свою очередь положительно ска­залось на развитии массовой физкультуры и спорта на Кубани".

В 1970-е гг. факультет физического воспитания достиг своего рассвета. Именно тогда при участии А.Г. Даньшина были подготовлены выдающиеся спортсмены страны: Олимпийский чемпион по ганд­болу В. Гассий, заслуженный тренер по гандболу А. Тарасиков и др. По мнению Алексея Гавриловича, денежные средства нужно вкладывать прежде всего в спорт, а потом - в медицину. Ведь болезнь легче пре­дупредить, чем лечить.

В 1972 г. после закрытия факультета физвоспи­тания А.Г. Даньшина приглашают в Краснодарский институт физкультуры, однако он переходит на долж­ность доцента кафедры физвоспитания КубГУ.