Top.Mail.Ru

Вы здесь

Научный полк КубГУ: Павел Степанович Карпенко

Карпенко Павел Степанович известен на Кубани как учитель и организатор образования. Здесь он проработал более 50 лет.

Заведовал отделом народного образования Краснодарского крайисполкома, был деканом факультета повышения квалификации работников образования Кубанского государственного университета. Заслуженный учитель Российской Федерации, доцент кафедры управления образованием. Писал стихи, печатался в краевой и центральной периодической печати, в альманахе «Кубань», в сборниках произведений кубанских поэтов. Вот, что говорил ветеран о войне, о себе.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была суровым испытанием, в котором наша Родина выстояла и победила. Это был беспримерный подвиг солдат и тружеников тыла, шедших к победе рука об руку, воодушевленных единой целью – разгромить лютого захватчика, посягнувшего на нашу свободу и независимость.


Чтобы победить, нужно было мобилизовать все ресурсы: призвать в армию дополнительные резервы, подготовить их для ведения боевых действий, снабдить армию современным вооружением, обеспечить её всем необходимым. Для этого были задействованы все материальные и духовные возможности нашей многонациональной Родины – СССР. И мы победили.


Каждый из участников этого события внёс в него частицу, свою долю. В те годы, находясь на службе в армии, мне большую часть времени довелось вести подготовку топографов-вычислителей артиллерийских частей. Но это было уже после того, как обучили меня самого, присвоив сержантское звание и назначив командиром отделения.

Призывался я в армию семнадцатилетним, в апреле 1943 г. из станицы Челбасской, где жила наша семья, до районного центра станицы Крыловской, около 20 км шли пешком. На следующий день, с восходом солнца, таким же порядком команда всего района двинулась на станцию Кущевскую. Там нас ждал железнодорожный состав из грузовых, ничем не оборудованных вагонов. Пришли к полуночи смертельно уставшими и обессиленными. Расположились около каких-то станционных построек и вскоре спали на земле непробудным сном. Перед рассветом станцию бомбили немецкие самолёты. К счастью, бомбы попали не в наше расположение. По пути к месту назначения пришлось перенести ещё одну бомбардировку под Невыномысской.

Прибыли на станцию Солдатскую. Меня зачислили в 83-й-стрелковый полк, который был тогда в числе боевых частей, и переправили в г. Прохладный. Здесь на берегу р. Малки до войны размещалась кавалерийская часть. Перед нами предстали почти полностью сгоревшие постройки, расположенные по периметру прямоугольника. Вся территория его была завалена остовами грузовиков и другой техники, сожженной немцами при отступлении.

Вычистили двор и помещения, расположились в них. Соорудили нары, которые сделали из бревен, принесенных нами на плечах из ближайшего леса. Вперемежку с благоустройством шли учебные занятия. С утра мы выходили за город, в поле, познавали стрелковое оружие, учились рыть окопы и индивидуальные ячейки.

С наступлением лета установилась неимоверная жара, гимнастёрки покрывались белым слоем высохшего пота, мучила жажда. Такова была подготовка к боевым действиям в любых условиях.

До конца 1943 г. нас много раз переформировывали, и я оказался в 19-м отдельном артиллерийском дивизионе, который дислоцировался недалеко от г. Кунгура Пермской области. Жили в землянках, вырытых в склоне оврага так, что шатровые крыши стояли на поверхности земли. Стены, потолки и пол были укреплены бревнышками. По дну оврага – ручей, покрытый тесовым настилом.

Занятия проходили на открытом воздухе у пушек, стоящих поодаль от жилья. Зима выдалась ранняя, суровая. Чтобы добраться до пушки, надо было разгрести снег. Уральские морозы пронизывали нас, южан, что называется, до костей. Обуты мы были в ботинки с обмотками, одеты в бывшие в употреблении телогрейки и шинели. В таких условиях мы и постигали норов и сущность «бога войны» – артиллерию, которую представляли 45-ти и 76-ти миллиметровые пушки. До сих пор помнится, как мы страдали от недоедания и холода, как многие из нас болели.

После очередного переформирования я стал курсантом учебной батареи 42-го артполка, где кроме других специальностей подготавливали топографов-вычислителей артиллерийских частей. Располагалась часть в полуземлянках под горой; быт наш был налажен уже лучше. Да и занятия проходили не только в поле, но и в этих помещениях. К весне 1944 г. мне присвоили сержантское звание, назначили командиром отделения вычислителей. Теперь уже я обучал молодых солдат этой специальности. Для этого меня в числе других и оставили в полку, когда моих коллег-выпускников отправили на фронт. На мои просьбы отправить меня вместе с товарищами, было сказано, что будете служить там, где вам прикажут.

До конца войны в нашей батарее было подготовлено несколько выпусков топографов-вычислителей. В этом была доля и моего труда. Меня часто поощряли, повышали в звании. Товарищи по комсомолу избрали меня комсоргом батареи, а летом 1945 г, я был комсоргом артдивизиона. Так и прослужил я в учебных подразделениях вплоть до демобилизации в 1946 г.

Все свободное время я уделял своему увлечению: писал стихи, читал их товарищам, печатал в армейской печати.

И все-таки, где мои родные корни?

Я вырос в многодетной крестьянской семье (восемь детей). Появился на свет 10 октября 1926 года в слободе Бехтевке, на окраине небольшого городка Короча, что на Белгородщине. В середине 1930-х гг. мы переехали на Кубань, в станицу Челбасскую, Каневского района. Здесь и прошло мое детство и юность, отсюда в апреле 1943 г. был призван в Красную армию, сюда возвратился после демобилизации в 1946 г., здесь началась моя педагогическая деятельность.

Жили мы на самой окраине станицы, в маленькой саманной хате, в страшной тесноте и, сколько помню те годы, в решении постоянной проблемы: чем накормить нас и во что одеть. Родители работали на механизированной технической станции, а затем в колхозе. Зарабатываемого ими на все не хватало, и они еще с той поры приучили нас добывать в труде хлеб насущный. Сообща обрабатывали огород и сад (благо, они занимали 0,75 га), собирали колосья пшеницы и ячменя, оставшиеся после комбайновой уборки колосовых, пасли корову и птицу, сушили на солнце жерделы, сливы и вишни впрок на зиму и для продажи. Кстати, это было одним из главных источников получения денег, необходимых для покупок предметов первой необходимости.


Давно уже нет в живых родителей, но мы, их дети, до сих пор восхищаемся тем подвигом: они сумели вырастить нас, дать образование, привить любовь к труду - источнику всех благ и счастья. Говорю об этом потому, что вижу в нем доброе начало, которое вывело меня на самостоятельный путь жизни.


Высшее образование я получил после демобилизации из армии. Учился заочно на физико-математическом факультете Краснодарского пединститута (учиться на очном отделении было не за что) и окончил его с отличием в 1953 г. Меня захватила строгая логика и беспредельные возможности математики, как одной из наук, по-своему отражающих явления материального мира. Но для совершенствования знаний нужна была аспирантура, необходимо было жить вблизи от коллег, занимающихся научными исследованиями. Не удалось мне сделать этого, и я остался учителем математики Челбасской средней школы, в которой начал работать, перейдя еще только на второй курс института, в августе 1947 г.

В моих помыслах никогда не было стремления стать руководителем учебного заведения. А жизнь распорядилась иначе. Уже в 1949 г. меня назначили директором семилетней школы. А потом довелось пройти всю иерархическую лестницу в системе образования: был завучем, директором школы, заведующим Краснодарским городским, а затем и краевым отделами народного образования. В 1987 г. ушел на пенсию и был приглашен в Кубанский госуниверситет в качестве преподавателя на факультете повышения квалификации организаторов образования. Вскоре мне было присвоено ученое звание доцента по кафедре управления образованием, и я стал деканом этого факультета.

Как я трудился на этих постах – судить людям, с которыми я работал, и тем, для кого строил школы, растил педагогические кадры, старался совершенствовать работу образовательных учреждений. Имею девять государственных наград, мне присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».