Top.Mail.Ru

Вы здесь

Научный полк КубГУ: Дмитрий Григорье­вич Щербина

Дмитрий Григорье­вич Щербина с детства имел две тяги: к воен­ному делу и к литерату­ре. Если говорить о первом, еще будучи ребенком он окружал себя оружием – деревянная сабля, игрушечные пу­леметы, пистолет. На­верняка играл в войну с соседскими ребятишка­ми. В мечтах уже видел себя военным летчиком. Но это были мечты. А наяву пришлось испытать войну и военную службу. Великая Отечественная война застала его учеником шестого класса Любомировской семилетки Тавриче­ского района Омской области. Он помнит день 22 ию­ня.


Нас послали на прополку полей, убирали сорня­ки. Когда вернулись в село, услышали из громкогово­рителя роковую новость: «Началась война», вспоминал Дмитрий Григорьевич.  На нашу страну напали объединенные силы фашизма. Многие ребята после трагического известия заявили о жела­нии идти на фронт, побеждать фашизм.


В 1942 г. Дмитрий окончил курсы и получил спе­циальность механизатора. На заявлении о мобилиза­ции ему указывали на красную черту (бронь) – он был нужен в тракторной бригаде. И все-таки доброволец Д.Г. Щербина был зачислен в армию.

Что касается литературы, юный Дима прочел почти всю школьную библиотеку, особенно любил военные по­вести. Нравились произведения Аркадия Гайдара. Любимой книгой была «Как закалялась сталь» Н.А. Островского. В литературе, как и в военном деле, он не был про­сто сторонним наблюдателем. Дмитрий писал стихи. «Наш маленький Пушкин» – звали его в деревне. Писал он, в основном, на военную тематику. Например, одно из его стихотворений называлось «Песнь о советском линкоре». Вот так и совмещал два любимых дела.

О войне

Многие годы Дмитрий Григорьевич Щербина не считал себя ее активным участ­ником, хотя его артдивизион был в составе действую­щей армии. В 1945 г. война окончилась нашей полной победой. Но на освобожденных территориях действо­вали власовцы, бендеровцы, «лесные братья»: с ними и пришлось встретиться красноармейцу Д.Г. Щербине.

Больше всего помнит свой единственный бой.


Ди­визион натолкнулся на довольно крупную банду бендеровцев и «лесных братьев». Обнаружили предате­лей на рассвете и открыли по ним огонь. Дмитрий был наводчиком одного из орудий. За этот бой всем ее участникам объявили благодарность Верховного глав­нокомандующего. Дмитрий Григорьевич получил кон­тузию обеих ног. Пролежал две недели в медсанбате.


Войну он окончил в звании рядового. Осенью 1946 г. был уволен по болезни: сказалась контузия ног. Часто в своих рассказах вспоминал дорогу домой: как суровой зи­мой добирался из Омска в родное село Любомировка Таврического района. Ехал в открытом кузове грузо­вой машины пять часов при морозе. Благо в полку дали валенки. Но от воспаления легких валенки не спасли. Приехал домой и долго не мог вылечиться. Через год, в 1947 г., поступил в культпросветучилище, на библиотечное, а затем и клубное отделение.

Среди студентов он был единственным членом партии. На протяжении трех лет учебы выполнял функции секретаря комсомольской организации техни­кума. В 1950 г., по окончании техникума его единст­венного из всех выпускников назначили на престижную должность заведующего отделом культуры райиспол­кома родного Таврического района. Дмитрий Григорь­евич сразу же поступил на заочное отделение истори­ко-филологического факультета Омского педагогиче­ского института (ныне Омский госуниверситет). Вскоре перед ним встал выбор: историко-филологический фа­культет разделился на два отдельных факультета; пе­ревес оказался на стороне истории. К этому времени он уже перестал писать стихи: одолела проза жизни. Да и решил, что специальность преподавателя истории, по­лученная по окончании исторического факультета, бо­лее подходит для мужчины, который не распрощался с желанием стать профессиональным военным. В 1952 г. он получил звание лейтенанта запаса.

В октябре того же года женился на выпускнице юридического факуль­тета Свердловского университета Алле Никаноровне Рязанцевой, работавшей тогда следователем райпрокуратуры. Накануне Нового года молодожены поехали в свадебное путешествие в Свердловск, к родителям Ал­лы. Но в декабре пришла повестка в армию и уже в ян­варе 1953 г. Дмитрий Григорьевич во второй раз ушел в армию и про­должал успешно служить до 1979 г. Получил отставку в возрасте 52 лет в звании полковника после 28 лет службы.

За время службы Дмитрий Григорьевич был и замполитом батареи, и секретарем парторганизации артдивизиона, и корреспондентом дивизионной газеты. Страсть к литературе и журналистике он так и не утратил. В 1956-1957 гг. в составе Южной группы войск в Венгрии был заместителем редактора и ответственным секретарем двухполосной газеты «Отчизна», а затем четырехполосной «Защитник Отечества».

В 1963 г. Д.Г. Щербина уезжает в ГДР, в группу Советских войск в Германии, где занимает должность начальника партийной школы 327-й дивизии в г. Шверин, расположенного в 85 км от Берлина. Этот этап был важным периодом в жизни Дмитрия Григорьевича. Ему интересно было понять сущность немцев, к которым, по его словам, у него и его сослуживцев не было ненависти во время войны - советские люди ненавидели фашистский режим. Дмитрий Григорьевич симпатизирует немецкому народу, считая, что у нем­цев есть чему учиться. Выделяет их дисциплиниро­ванность, пунктуальность, организованность, достаточно высокий уровень теоретической подготовки.

В это время Дмитрий Григорьевич уже являлся аспирантом кафедры общественных наук Львовского университета им. И. Франко. В ГСВГ он овладел не­мецким языком, заочно закончил аспирантуру, что помогло ему с успехом читать лекции по истории и теории общественных наук. Педагогическая деятельность помогла ему в написании диссертации на тему «Культурная революция в ГДР», в которой обосновал деятельность Социалистической Единой Партии Гер­мании в области культуры в период 1949-1969 гг.

В 1969 г. был направлен в Киевский военный округ и стал заместителем начальника кафедры общественных наук Полтавского высшего военного училища связи. К этому времени Дмитрий Григорьевич уже защитил дис­сертацию и получил звание доцента. В 1973 г. Главное Политуправление Советской Армии переводит подпол­ковника Д.Г. Щербину из Полтавы в Краснодар на должность начальника кафедры общественных наук Высшего училища им. Штеменко, где он прослужил до ухода в запас по возрасту (1979 г.).

Более 10 лет Дмитрий Григорьевич руководил краевой методической секцией по военно-патриотическому воспитанию трудящихся и молодежи краевого общества «Знание». Одновременно выполнял и другую общественную нагрузку, заведовал кафедрой идеологической борьбы университета марксизма-ленинизма при Краснодарском краевом комитете пар­тии. Активно участвовал в работе вечернего университета марксизма-ленинизма, который работал при Крас­нодарском гарнизонном Доме офицеров. За эту работу он получил десятки Почетных грамот от крайкома КПСС, начальника гарнизона и командующего Северо-Кавказским военным округом. Д.Г. Щербина награжден высшим знаком Всесоюзного общества «Знание» - «За активную работу по пропаганде знаний».

С августа 1979 г. Дмитрий Григорьевич осуществ­ляет педагогическую деятельность на кафедре поли­тологии КубГУ (в то время кафедра научного комму­низма). В 2002 г. отмечал сразу два юбилея - 45 лет работы в высшей школе и 23 года педагогической деятельности в КубГУ.


Жизнь прошла не зря: были удачи, бывали и трудности, – говорил Дмитрий Григорьевич. Главное - надо делать добро людям. Лю­ди не озлобились после войны: они создавали семьи, восстанавливали разрушенную фашистами страну, хозяйство, культуру, школы.


Дмитрий Григорьевич был профес­сором Кубанского государственного университета. Любил работать с молодежью. Координировал военно-патриотическую деятельность в университете. Считал, что в школах необходимы «Военная начальная подготовка», военные игры и организация пионерских и комсомольских организаций.


– Нужно развивать чув­ство патриотизма, говорил он. Необходимо фор­мировать как у школьников, так и у студентов актив­ную гражданскую позицию, любовь к Родине, готов­ность отдать, если понадобиться, за нее жизнь.


Д.Г. Щербина считал, что вся его жизнь - служе­ние Родине. Жалел только, что живет один: в 2002 г. умерла супруга Алла Никаноровна, с которой они прожили без одного месяца 50 лет и которую он без­гранично любил. Для него женщина так и осталась олицетворением духовности, доброты, чистоты. Единственная их дочь Елена замужем за военным, подполковником Владимиром Сергеевичем Семено­вым. Есть два внука - Дима и Сережа. Дима - майор Новочеркасского училища связи; Сережа - студент Мелиоративного института в г. Новочеркасске.

У Дмитрия Григорьевича есть родной брат-близнец Трофим Григорьевич, проживающий в г. Зернограде Ростовской области. Он участник войны, лесовод. Вот такие военные династии - Щер­бин, Семеновых, Спиридоновых - существуют в Рос­сии. Их много, они развиваются самостоятельно и своеобразно. Но в основе их духовного облика были верность своей Отчизне, любовь и уважение к боль­шой и малой Родине, готовность защищать свою страну, множить ее богатства. И может быть, такие важнейшие чувства, как патриотизм и самоотвержен­ность, характерны для миллионов Россиян, жизнен­ный путь которых сродни жизни парнишки Димы из Далекого сибирского села, который мечтал стать сол­датом, защитником Отечества и стал им.