Top.Mail.Ru

Вы здесь

Имена в истории КубГУ. Борис Иванович Рукавцов

Среди тех, кто создавал историю нашего вуза, немало людей поистине особенных, уникальных, оставшихся навсегда главным его достоянием. Сегодня Кубанскому университету уже более 100 лет и в День российской науки было бы неверно не вспомнить имена тех, кто жил наукой и трудился во славу вуза.

Одним из таких удивительных людей был Борис Иванович Рукавцов - доктор биологических наук, профессор, одни из 2000 известных ученых мира 20 столетия. Его имя внесено в список известных людей планеты Международным биографическим центром (Кембридж, Англия).

Автор уникальных исследований по строению ядерного аппарата дрожжей, впервые открыл особые структуры, участвующие в окислении парафинов дрожжевыми клетками, которые позднее были «переоткрыты» в Японии и на основе этого открытия, получили искусственную черную икру. При его скромности, приоритет открытия ничего не значил. Любимое выражение Бориса Ивановича: «Не важно, кто сделал открытие, главное, что оно сделано. Наука от этого не пострадает».

22 июня 2022 года Борису Ивановичу исполнилось бы 97 лет, из которых 35 он связаны с Кубанским государственным университетом.

В 1970 году Борис Иванович был избран заведующим кафедрой генетики и микробиологии биологического факультета КубГУ и возглавлял ее 30 лет. Только в 2000 году отдал кафедру в надежные руки воспитанных им учеников, перейдя на должность профессора. Специализация по микробиологии, которую основал профессор Рукавцов, считается одной из самых востребованных на биологическом факультете до сегодняшнего дня. Выпускники кафедры работают в разных регионах России, СНГ, за рубежом. Свыше 90% выпускников работают по специальности.

Одновременно с заведованием кафедрой Борис Иванович 12 лет был деканом биологического факультета. Авторитетный, яркий, дальновидный, он обладал поистине фундаментальными знаниями, природным даром аналитика и организатора, при этом, с ним можно было спорить, ему не боязно было возражать.

- Все эти годы я была его заместителем по воспитательной работе. С ним так надежно было работать, - делится воспоминаниями ныне доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии высшего образования, директор музея КубГУ Татьяна Михайловна Белоконь. - Доступный и открытый, воплощение силы и мудрости. Ему присуще было такое важное качество, как доверие. Он умел талантливо отстаивать право на собственно мнение, может быть и не очень удобное и современное, но твердое, принципиальное, верное и очень справедливое. При этом бережно относился к мнению других, в том числе студентов.

Борис Иванович не говорил о прошлом, о войне – не любил. «О чем рассказывать? Служил солдатом. Воевал как все» – отвечал он коллегам.

В свои 18 лет Б.И. Рукавцов получил Орден Славы – тот самый «солдатский орден», продолжатель царского Георгиевского креста, что давали за личный подвиг на поле боя. В архивных материалах хранятся записи о том, что в ночь с 6 на 7 мая 1943 во время штурма Сапун-горы, одно из самых ожесточенных сражений на южных фронтах Великой Отечественной, он прокладывал проходы в проволочных заграждениях. А потом поднял подразделение в атаку, когда командиры уже не могли заставить зарывшихся в землю бойцов идти навстречу шквалу немецких пулемётов.

О своем подвиге Борис Иванович отшучивался однокурсникам: «прижали нас сильно, голову нельзя поднять. Командир кричит, комиссар кричит – никто не поднимается в атаку, невозможно встать – пулемёты и мины сразу косят. От меня справа разрыв, потом слева – следующее попадание меж ними ляжет. А впереди воронка в пяти метрах. Добегу, думаю хоть до неё, в одну воронку дважды снаряд не ложится. Вот пока метры эти бежал – подразделение за мной, за первым и поднялось в атаку, и пошли на пулемёты…».

Своими главными достижениями он считал удовлетворение своей научной и профессиональной деятельностью. Все делал, как он сам говорил «с размеренным удовольствием». Был прекрасным экспериментатором, автором многих изобретений, новых методов. В совершенстве знал немецкий, к 40 годам – освоил английский. После травмы и невозможности читать лекции – освоил компьютер, интернет, социальные сети. Он был в курсе научных открытий, последних теорий и академических дискуссий. У него были золотые руки, мог починить любой прибор, а в области микроскопии ему просто не было равных.