Филология (Прикладная филология)

Код направления: 
45.03.01
Дневная форма обучения
Бакалавриат

1-й семестр

Античная литература
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Чумаков С.Н.
36 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
4 кредита
Введение в языкознание
В рамках содержания курса предполагается рассмотрение следующих теоретических позиций: Общие сведения о языке и науке о нем. Фонетика. Лексикология. Грамматика. Язык и письмо. Классификация языков. Философские вопросы происхождения, образования и функционирования языковой системы.
В курсе даются сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, что такое структура и система языка и как надо понимать системность отдельных ярусов, или уровней, языка (лексика, фонетика, грамматика). В рамках курса рассматриваются главнейшие принципы, по которым происходит изменение языка, его эволюция и закономерности, управляющие историческим развитием языка.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Большова Анна Юрьевна
36 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
4 кредита
Иностранный язык
Научно-методическая концепция курса «Английский язык» - обеспечение практического овладения языком во всех его аспектах в едином комплексе на основе программы 1-го курса неязыкового вуза.
Цель курса – приобретение навыков устной и письменной речи, изучение разделов грамматики; введение и закрепление лексики, обеспечивающей речевое общение в повседневных жизненных ситуациях, а также способствующей поддержанию беседы на общественно-политические и страноведческие темы; овладение навыками понимания адоптированного художественного текста и его интерпретации.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Кондратьева Татьяна Сергеевна, Любина Ирина Михайловна
216 часов лабораторных работ
4 семестра
10 кредитов
Иностранный язык
Кафедра Прикладной лингвистики и новых информационных технологий
Лектор Л.В.Бронник, Т.С.Кондратьева
6 семестров
Латинский язык
Специфика курса латинского языка как учебного предмета определяется двойственным характером его изучения: теоретическим, диктуемым профессиональной направленностью обучения и практическим, вытекающим из природы учебного предмета «иностранный язык». Необходимо выделить специальные лингвистические дисциплины (курсы истории языка, лексикологии, стилистики, теоретической фонетики, теоретической грамматики, а также различные спецкурсы по изучаемому языку), и общеобразовательные лингвистические дисциплины (курсы введения в языкознание, истории лингвистических учений).
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Мирошниченко Елена Николаевна
36 часов лабораторных работ
1 семестр
2 кредита
Основы литературной культуры
Цель курса - дать студентам представление об основах литературной культуры, методологии литературоведческого исследования в частности, сообщить им необходимый минимум историко-литературных, теоретических понятий для проведения первоначального литературоведческого анализа текста.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Жиркова Е.А.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Основы филологии
Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов: основы филологии и «введений»: в языкознание, литературоведение, теорию коммуникации, профильную филологию; связана с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах. Данная дисциплина предваряет циклы дисциплин общепрофессиональных и профессиональных, учебную практику и производственную практику, ориентируют студентов на написание курсовых работ, связанных с исследованием объектов профессиональной деятельности филолога.

Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лучинская Елена Николаевна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
4 кредита
Практический курс русского языка
Цель практикума – закрепить орфографические навыки на базе осознания русской орфографии как единого нормативного целого; рассмотреть системность русской пунктуации как исторически сложившуюся, выработанную практикой норму употребления знаков препинания.

Основными задачами практикума является: 1) изучение принципов русской орфографии и пунктуации с учетом изменений, происходящих в русском языке за последние десятилетия; 2) изучение нормативной пунктуации в простом и сложном предложениях; 3) рассмотрение авторской пунктуации в художественных текстах и наблюдения над некоторыми тенденциями в современной русской пунктуации.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доц. Борисова Ольга Геннадиевна
72 часа практики
2 семестра
4 кредита
Реферирование, аннотация и перевод текстов массовой коммуникации
Цель данного учебного курса – выработка навыков извлечения полез-ной и ценной информации по конкретной проблематике, представляющей интерес для заказчика реферативного сообщения, а также ознакомление со структурой и типовыми языковыми средствами научных и научно-популярных статей, составление на их основе реферата как связного текста.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Нечай Юрий Петрович
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
Русская диалектология
Курс «Русская диалектология» как научная дисциплина изучается на 2-ом курсе в 4-ом семестре. Он тесно связан с другими лингвистическим дисциплинами, составляющими базовый курс «Современный русский язык», а также с «Исторической грамматикой русского языка».Предмет «Русская диалектология» имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать языковые особенности (в области фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса) территориальных разновидностей русского национального языка – русских народных говоров, уметь вычленять в устном или затранскрибированном тексте фонетические, грамматические, лексические, синтаксические диалектные особенности и давать им правильную интерпретацию как на синхронном уровне, так и в диахронической ретроспективе; владеть информацией о территориальной прикрепленности того или иного диалектного явления; быть подготовленным к преподаванию курса русского языка в условиях диалектного окружения.
В программу курса русской диалектологии, помимо теоретических сведений из этой области, входит также и овладение методикой анализа диалектных текстов. С этой целью преподавателями кафедры современного русского языка подготовлены материалы к изучению курса «Русская диалектология».
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доц. Борисова Ольга Геннадьевна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
Славянская мифология
Цели и задачи освоения курса «Славянская мифология» направлены на формирование у студентов-первокурсников устойчивого интереса к выявлению специфики изучаемых явлений и процессов, установлению традиций и новаций, определению национального своеобразия отечественной литературы.
В результате формирования соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций студенты, изучив данную дисциплину, должны овладеть необходимыми знаниями и умениями, владеть основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области славянской мифологии.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Мартыненко Л.Б.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Физическая культура
Кафедра Физического воспитания
Лектор Помилуйко Ю.В.
16 часов лекций
2 часа практики
Физическая культура
Кафедра Физического воспитания
Лектор Помилуйко Ю.В.
16 часов лекций
2 часа практики
6 семестров
2 кредита
Фонетика, лексикология
Цель курса - ознакомить студентов с базовыми теоретическими понятиями состояния фонетики, лексикологии; системой анализа единиц и категорий, репертуаром средств, способствующих формированию и выражению мысли на русском языке, выявив основы специфики национального мышления и национальной (языковой, лексико-фразеологической) картины мира. Подготовить студентов к творческой работе путем создания проблемных ситуаций в процессе знакомства с дискуссионными теориями современного русского языка.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,проф. Пономаренко Ирина Николаевна, канд.фил.наук, доц. Борисова Ольга Геннадьевна, канд.фил.наук, доц. Костина Людмила Юрьевна
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
Элективные курсы по физической культуре
Кафедра Физического воспитания
Лектор Помилуйко Ю.В.
328 часов практики

2-й семестр

Введение в литературоведение
«Введение в литературоведение» знакомит студентов со структурой науки о литературе, с базовыми литературоведческими понятиями и инструментами, подготавливает первокурсников к многообъемному восприятию всех последующих отечественных и зарубежных историко-литературных курсов, теоретико-литературных штудий, всех видов и форм будущих университетских литературоведческих работ. Освоение дисциплины «Введение в литературоведение» должно предшествовать освоению общепрофессиональных дисциплин «История зарубежной литературы», «История русской литературы», «Теория литературы», «Методика преподавания литературы». В рамках курса предусмотрены как лекционные часы, так и практические занятия, где студенты должны получить практические навыки работы с художественными текстами. В лекциях намечаются основные категории и принципы анализа художественного текста, которые будут развёрнуты и применены к конкретным текстам на практических занятиях.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Жиркова Е.А.
36 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
4 кредита
Древнерусская литература
Цель дисциплины «Древнерусская литература»-дать студентам-филологам представление о литературе Древ¬ней Руси как составной части русской литературы, об особенностях ее разви¬тия, основных этапах и периодах, важнейших закономерностях и тенденциях.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Юрьева М.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
Иностранный язык
Научно-методическая концепция курса «Английский язык» - обеспечение практического овладения языком во всех его аспектах в едином комплексе на основе программы 1-го курса неязыкового вуза.
Цель курса – приобретение навыков устной и письменной речи, изучение разделов грамматики; введение и закрепление лексики, обеспечивающей речевое общение в повседневных жизненных ситуациях, а также способствующей поддержанию беседы на общественно-политические и страноведческие темы; овладение навыками понимания адоптированного художественного текста и его интерпретации.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Кондратьева Татьяна Сергеевна, Любина Ирина Михайловна
216 часов лабораторных работ
4 семестра
10 кредитов
Иностранный язык
Кафедра Прикладной лингвистики и новых информационных технологий
Лектор Л.В.Бронник, Т.С.Кондратьева
6 семестров
Информатика
получить представление об основных понятиях современных ИТ, показать возможность их использования в проведении лингвистических исследований, практической обработке текстов на базе персональных компьютеров, что позволит выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности с применением современных компьютерных технологий
Кафедра Вычислительной математики и информатики
Лектор Сухан Ирина Владимировна
36 часов лабораторных работ
1 семестр
2 кредита
История Кубани
Предметная область исследования как научной и учебной дисциплины: проблемы глобализации и регионализации; история региона; государственное и территориальное устройство; географические и климатические условия, природные ресурсы; народонаселение, динамика расселения и урбанизация; этнический состав населения; экономико-географическое состояние; трудовые ресурсы Кубани.
Цель: обучить студентов принципам и методам научного познания региональной истории, привить навыки владения научно-методическим аппаратом исторической науки; расширить знания об основных периодах историко-культурного прошлого Кубани; оказать помощь в научном осмыслении геополитических, экономических и культурных процессов Северного Кавказа с древнейших времен до начала XXI в.
Кафедра Истории России
Лектор Леонова Татьяна Владимировна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
Культурология
Цель дисциплины – сформировать у студентов гуманистическое ми-ровоззрение; воспитать высшие нравственные качества, лежащие в основе овладения профессиональными навыками; расширить знания о закономерностях, достижениях, проблемах, своеобразии мировой и русской культуры, основных тенденциях развития современной культуры. Настоящая программа полностью соответствует Государственному образовательному стандарту, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации № 182 от 17.03.2000 г. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.
Задачи дисциплины – способствовать овладению студентами культурологическим понятийным аппаратом, необходимым для получения ис-черпывающего представления о культуре как социально-историческом феномене и системе, имеющей морфологические и динамические характеристики; понять социокультурную ситуацию в современном целостном, взаимозависимом и мире; осознать само-бытность русской культурной традиции, необходимость сохранения и приумножения отечественного культурного наследия как важнейшего условия развития российского народа.
Кафедра Истории России
Лектор кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии Леонова Татьяна Владимировна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
Литература средних веков и эпохи Возрождения
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Татаринов А.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
4 кредита
Практический курс русского языка
Цель практикума – закрепить орфографические навыки на базе осознания русской орфографии как единого нормативного целого; рассмотреть системность русской пунктуации как исторически сложившуюся, выработанную практикой норму употребления знаков препинания.

Основными задачами практикума является: 1) изучение принципов русской орфографии и пунктуации с учетом изменений, происходящих в русском языке за последние десятилетия; 2) изучение нормативной пунктуации в простом и сложном предложениях; 3) рассмотрение авторской пунктуации в художественных текстах и наблюдения над некоторыми тенденциями в современной русской пунктуации.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доц. Борисова Ольга Геннадиевна
72 часа практики
2 семестра
4 кредита
Физическая культура
Кафедра Физического воспитания
Лектор Помилуйко Ю.В.
16 часов лекций
2 часа практики
6 семестров
2 кредита
Филологический анализ текста
Данная дисциплина предназначена для студентов дневного отделения 032700.62 Филология профиль «Прикладная филология».
Дисциплина преподается во 2 семестре I курса. Для ее изучения достаточными являются знания, умения и навыки, приобретенные в средней (полной) общеобразовательной школе и курсе «Лексикология».
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,проф. Исаева Лидия Алексеевна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Фонетика, лексикология
Цель курса - ознакомить студентов с базовыми теоретическими понятиями состояния фонетики, лексикологии; системой анализа единиц и категорий, репертуаром средств, способствующих формированию и выражению мысли на русском языке, выявив основы специфики национального мышления и национальной (языковой, лексико-фразеологической) картины мира. Подготовить студентов к творческой работе путем создания проблемных ситуаций в процессе знакомства с дискуссионными теориями современного русского языка.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,проф. Пономаренко Ирина Николаевна, канд.фил.наук, доц. Борисова Ольга Геннадьевна, канд.фил.наук, доц. Костина Людмила Юрьевна
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
Функциональная стилистика
Дисциплина «Функциональная стилистика» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки бакалавров по профилю «Прикладная филология». Дисциплина реализуется на филологическом факультете Кубанского государственного университета» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») кафедрой общего и славяно-русского языкознания.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Большова Анна Юрьевна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр

3-й семестр

Введение в теорию коммуникации
Цель курса - освоение основных принципов речевого общения магистрантами-филологами.
Задачи курса:
- ознакомиться с базовыми принципами данной научной дисциплины;
- изучить основные правила, формы и типы речевой коммуникации;
- ознакомиться с этикой речевой коммуникации, речевыми стратегиями и тактиками;
- получить навыки устного и письменного общения без конфликтов, разговора с трудными собеседниками;
- выработать умение выявлять и классифицировать различные виды ошибок при общении;
- овладеть основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации;
- сформировать умения совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Рядчикова Елена Николаевна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Иностранный язык
Научно-методическая концепция курса «Английский язык» - обеспечение практического овладения языком во всех его аспектах в едином комплексе на основе программы 1-го курса неязыкового вуза.
Цель курса – приобретение навыков устной и письменной речи, изучение разделов грамматики; введение и закрепление лексики, обеспечивающей речевое общение в повседневных жизненных ситуациях, а также способствующей поддержанию беседы на общественно-политические и страноведческие темы; овладение навыками понимания адоптированного художественного текста и его интерпретации.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Кондратьева Татьяна Сергеевна, Любина Ирина Михайловна
216 часов лабораторных работ
4 семестра
10 кредитов
Иностранный язык
Кафедра Прикладной лингвистики и новых информационных технологий
Лектор Л.В.Бронник, Т.С.Кондратьева
6 семестров
Историческая грамматика
Цель данного курса – сформировать у студентов представление о системе древнерусского языка начального исторического периода (10-12 вв.) и об ос-новных направлениях изменения фонетического и грамматического строя русского языка в последующие периоды его развития (13-18 вв.).
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследо-вании исторической грамматики русского языка, а также данные других лин-гвистических дисциплин, исследующих все уровни языка (старославянский язык, русская диалектология, современный русский язык).

Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лебедева Людмила Алексеевна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
История
Цель дисциплины – помочь студентам выработать представления: о важнейших событиях и закономерностях исторического прошлого, особенностях развития Российского государства, его вкладе в мировую цивилизацию. Настоящая программа полностью соответствует Государственному образовательному стандарту, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации № 182 от 17.03.2000 г. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.
Задачи дисциплины – способствовать пониманию субъективных и объективных факторов развития России; содействовать формированию у студентов целостной картины российской истории во всей ее противоречивой многообразности; расширить обществоведческий и культурный кругозор; способствовать преодолению однобоких, тенденциозных взглядов на Россию и ее прошлое; содействовать формированию национального самосознания, любви к своему Отечеству; способствовать воспитанию у студентов патриотизма, гражданственности, пониманию связи времен и ответственности перед прошлым и будущими поколениями.
Кафедра Истории России
Лектор кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии Леонова Татьяна Владимировна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
4 кредита
История зарубежной литературы 17-18 веков
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Гончаров Ю.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
История русской литературы 18 века
Цель дисциплины «История русской литературы 18 в.» - углубить зна-ния студентов о литературном процессе XVIII в., ввести их в курс проблема¬тики русской литературы и методов её постижения, вызвать интерес к предмету, подгото¬вить к творческому его восприятию.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Степанов Л.А.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
4 кредита
Славянский язык
Дисциплина Б3.В.ОД.3.2 «Современный славянский язык (польский)» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла, представляя собой обязательную дисциплину профильной филологии в совокупности дисциплин гуманитарного цикла.
Дисциплина, являясь одним из компонентов формирования профиля прикладной филологии, обеспечивает углубленную подготовку студентов к разнообразной профессиональной деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области иностранного (родственного славянского) языка, позволяет студенту получить необходимый объем навыков общения на иностранном (славянском) языке в устной и письменной форме в типичных ситуациях.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Большова Анна Юрьевна, Лучинская Елена Николаевна
144 часа лабораторных работ
2 семестра
7 кредитов
Словообразование, морфология
Словообразование как раздел науки о языке входит составной частью в один из фундаментальных курсов в системе подготовки специалистов-филологов – курс современного русского литературного языка. Словообразование тесно связано с такими ранее изучавшимися дисциплинами, как фонетика (фонология), лексикология и одновременного входит в сферу интересов грамматики, в частности морфологии, поскольку новые слова образуются в соответствии с законами грамматического строя русского языка, а грамматическое значение выражается с помощью соответствующих морфем, участвующих в образовании слов. В свою очередь в качестве составных частей данный раздел включает в себя морфемику, морфонологию и собственно словообразование. Таким образом, курс словообразования имеет важное теоретическое и методологическое значение в преподавании и изучении современного русского языка.
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследовании морфемики, морфонологии и словообразования русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Курс «Словообразование» читается на 2 курсе, после изучения фонетики (фонологии) и лексикологии и опирается на умения студентов анализировать единицы соответствующих уровней современного русского языка.
Данный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые принципы русского словообразования. Он должен уметь самостоятельно анализировать словообразовательные единицы различной степени сложности.

Дисциплина «Современный русский язык. Морфология» изучается в базовой части цикла. Данная дисциплина относится к модулю «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Курс «Современный русский язык. Морфология» логически связан с дисциплинами данного модуля: «История», «Философия», «Иностранный язык». Содержательно взаимосвязан с дисциплиной базовой части общепрофессионального цикла (Б3).
Для освоения дисциплины «Современный русский язык. Морфология» студенты должны знать достижения последних лет в исследовании морфологического строя русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Современный русский язык. Морфология» являются необходимыми для подготовки бакалавра и его дальнейшей профессиональной деятельности.
Морфологический строй современного русского литературного языка характеризуется как система синтетико-аналитического типа. Это значит, что грамматические свойства русских слов выражаются обычно флективным способом. В то же время велика роль и аналитических средств выражения грамматических характеристик слова - служебных слов, порядка слов, закономерностей грамматической сочетаемости слов и словоформ и т.п. Отмечается тенденция к росту аналитических черт в русской морфологии: упрощается системе словоизменения, расширяется круг неизменяемых слов разных частей речи, выражающих свои грамматические значения лишь с помощью контекста.
Задачи морфологии: грамматическая классификация слов (части речи, иные морфологические классы - типы склонения, спряжения и др.) и анализ системы морфологических категорий.
Без знания "механики языка" - грамматики - нельзя овладеть всем богатством его синтаксических конструкций, морфологических форм и стилистических средств.
Морфология является важнейшим разделом курса современного русского языка, который играет огромную роль в лингвистической подготовке будущих филологов.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность (Б1,Б3).
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доц. Шемелева Татьяна Владимировна, канд.фил.наук,доц. Макаренко Елена Владимировна
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
Старославянский язык
Курс старославянского языка является первым курсом в системе лингвистических сравнительно-исторических дисциплин, поскольку он предполагает изучение старославян-ского языка в генетической связи с другими индоевропейскими языками. В курс старосла-вянского языка включаются и праславянские процессы (диахроническая фонетика, излагае-мая по хронологическим срезам, а также праславянские морфологические формы). Диахро-ническому изложению предшествует синхронное - общая характеристика фонетической сис-темы старославянского языка IX-X вв. Синхронное описание системы словоизменения по частям речи сочетается с историческим комментированием, учитывающим относительную хронологию морфологических процессов.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Физическая культура
Кафедра Физического воспитания
Лектор Помилуйко Ю.В.
16 часов лекций
2 часа практики
6 семестров
2 кредита

4-й семестр

Драматургия и театр: история и современность
Цель дисциплины «Драматургия и театр: история и современность» - дать студентам-филологам, обучающимся по профилю «Прикладная фило-логия», представление о развитии русской драматургии XIX-XX веков, ее периодизации, важнейших закономерностях и тенденциях. Выявить закономерности художественного процесса развития русского театра через анализ динамики основных литературных направлений.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Юрьева М.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
Иностранный язык
Научно-методическая концепция курса «Английский язык» - обеспечение практического овладения языком во всех его аспектах в едином комплексе на основе программы 1-го курса неязыкового вуза.
Цель курса – приобретение навыков устной и письменной речи, изучение разделов грамматики; введение и закрепление лексики, обеспечивающей речевое общение в повседневных жизненных ситуациях, а также способствующей поддержанию беседы на общественно-политические и страноведческие темы; овладение навыками понимания адоптированного художественного текста и его интерпретации.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Кондратьева Татьяна Сергеевна, Любина Ирина Михайловна
216 часов лабораторных работ
4 семестра
10 кредитов
Иностранный язык
Кафедра Прикладной лингвистики и новых информационных технологий
Лектор Л.В.Бронник, Т.С.Кондратьева
6 семестров
История зарубежной литературы 19 века
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Блинова М.П.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
История русской литературы первой половины 19 века
Целью курса является углубленное изучение литературного процесса первой половины XIX века, позволяющее ввести студентов в круг проблематики русской класической литературы научных методов ее постижения и в целом содействовать формированию научного мировоззрения и творческого подхода к литературе.
Теоретической задачей настоящего учебного курса является системное изучение русской литературы данного периода в ее динамике, целостности и многообразии литературных направлений, течений, школ, творческих индивидуальностей, в общекультурном контексте.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Сомова Е.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
Литература и кинематограф
Цель курса – развивать у студентов-филологов навыки чтения трансме-дийного текста (на примере экранизации), «визуальную грамотность» и способность оперировать категориями различных художественных систем при анализе текста и литературности в самом широком смысле.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Сайченко В.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Менеджмент
Кафедра Мировой экономики и менеджмента
Лектор Александрова Елена Николаевна, канд. экон. наук, доцент
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Практикум креативного письма
Целью освоения дисциплины «Практикум креативного письма» является обучение составлению письменных текстов различных типов, навыкам творческого письма и профессионального редактирования. Практикум призван подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Пастушенко Ю.Г.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Практикум по стихосложению
Целью освоения дисциплины «Практикум по стихосложению» является обучение созданию художественных стихотворных текстов, навыкам творческого письма и профессионального саморедактирования. Формирование обозначенных компетенций необходимо для подготовки студентов к литературной работе и редакционно-издательской практике, переводческой деятельности.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Юрьева М.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Производственная (диалектологическая) практика
Проведение диалектологической практики состоит из трёх этапов: подготовка, непосредственное проведение практики, подведение итогов.
Подготовка к практике.
Подготовительный этап начинается с момента чтения лекций и проведения практических занятий по курсу «Русская диалектология», в процессе которых студентам сообщается о предстоящей практике. В соответствии с программой курса своевременно должна быть прочитана лекция о говорах родного края, основные положения которой закрепляются на практических занятиях. После сдачи зачёта по курсу «Русская диалектология» проводится собрание, на котором конкретизируются цель и задачи предстоящей диалектологической практики, решаются организационные вопросы; также уточняются принятые принципы оформления диалектных материалов, сообщаются предварительные сведения по истории, географии и этнографии обследуемой местности.
Руководителем практики должны быть заранее выбраны места проведения практики, а также намечены основные информанты.
Совместно с преподавателями, участвующими в проведении практики, руководитель практики формирует рабочие группы и подгруппы. Для эффективности собирательской работы и в связи с возможностями размещения студентов в сельской местности подгруппа должна включать не более 15 человек.
Для студентов, выезжающих в Санкт-Петербург, собрание проводится отдельно. На нём также сообщаются цель и задачи предстоящей диалектологической практики, а также решаются организационные вопросы. Сведения о работе научного коллектива над Лексическим атласом русских народных говоров (ЛАРНГ) студенты получают из лекционного курса.

Кафедра Современного русского языка
Лектор к.ф.н.,доц. Борисова Ольга Геннадиевна
Славянский язык
Дисциплина Б3.В.ОД.3.2 «Современный славянский язык (польский)» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла, представляя собой обязательную дисциплину профильной филологии в совокупности дисциплин гуманитарного цикла.
Дисциплина, являясь одним из компонентов формирования профиля прикладной филологии, обеспечивает углубленную подготовку студентов к разнообразной профессиональной деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области иностранного (родственного славянского) языка, позволяет студенту получить необходимый объем навыков общения на иностранном (славянском) языке в устной и письменной форме в типичных ситуациях.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Большова Анна Юрьевна, Лучинская Елена Николаевна
144 часа лабораторных работ
2 семестра
7 кредитов
Словообразование, морфология
Словообразование как раздел науки о языке входит составной частью в один из фундаментальных курсов в системе подготовки специалистов-филологов – курс современного русского литературного языка. Словообразование тесно связано с такими ранее изучавшимися дисциплинами, как фонетика (фонология), лексикология и одновременного входит в сферу интересов грамматики, в частности морфологии, поскольку новые слова образуются в соответствии с законами грамматического строя русского языка, а грамматическое значение выражается с помощью соответствующих морфем, участвующих в образовании слов. В свою очередь в качестве составных частей данный раздел включает в себя морфемику, морфонологию и собственно словообразование. Таким образом, курс словообразования имеет важное теоретическое и методологическое значение в преподавании и изучении современного русского языка.
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследовании морфемики, морфонологии и словообразования русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Курс «Словообразование» читается на 2 курсе, после изучения фонетики (фонологии) и лексикологии и опирается на умения студентов анализировать единицы соответствующих уровней современного русского языка.
Данный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые принципы русского словообразования. Он должен уметь самостоятельно анализировать словообразовательные единицы различной степени сложности.

Дисциплина «Современный русский язык. Морфология» изучается в базовой части цикла. Данная дисциплина относится к модулю «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Курс «Современный русский язык. Морфология» логически связан с дисциплинами данного модуля: «История», «Философия», «Иностранный язык». Содержательно взаимосвязан с дисциплиной базовой части общепрофессионального цикла (Б3).
Для освоения дисциплины «Современный русский язык. Морфология» студенты должны знать достижения последних лет в исследовании морфологического строя русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Современный русский язык. Морфология» являются необходимыми для подготовки бакалавра и его дальнейшей профессиональной деятельности.
Морфологический строй современного русского литературного языка характеризуется как система синтетико-аналитического типа. Это значит, что грамматические свойства русских слов выражаются обычно флективным способом. В то же время велика роль и аналитических средств выражения грамматических характеристик слова - служебных слов, порядка слов, закономерностей грамматической сочетаемости слов и словоформ и т.п. Отмечается тенденция к росту аналитических черт в русской морфологии: упрощается системе словоизменения, расширяется круг неизменяемых слов разных частей речи, выражающих свои грамматические значения лишь с помощью контекста.
Задачи морфологии: грамматическая классификация слов (части речи, иные морфологические классы - типы склонения, спряжения и др.) и анализ системы морфологических категорий.
Без знания "механики языка" - грамматики - нельзя овладеть всем богатством его синтаксических конструкций, морфологических форм и стилистических средств.
Морфология является важнейшим разделом курса современного русского языка, который играет огромную роль в лингвистической подготовке будущих филологов.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность (Б1,Б3).
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доц. Шемелева Татьяна Владимировна, канд.фил.наук,доц. Макаренко Елена Владимировна
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
Физическая культура
Кафедра Физического воспитания
Лектор Помилуйко Ю.В.
16 часов лекций
2 часа практики
6 семестров
2 кредита
Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации
Целью данного курса является формирование у студентов представле¬ний об основных направлениях стратегии и тактики педагога-русиста в свете сегодняшней языковой ситуации в России, о современном положении рус¬ского языка, об основных итогах развития лингвистики 20-ого века и о пер¬спективах её развития в 21-ом веке, о словарном составе языка эпохи.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Нечай Юрий Петрович
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Философия
научить студентов самостоятельно и творчески работать над
философскими текстами, достижениями передовой общественной мысли;
предложить обучаемым методологию анализа актуальных проблем
социальной практики, решения конкретных научных и практических задач
работы по профессиональному предназначению.
Кафедра Философии
Лектор Попова О.С
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита

5-й семестр

Английский / немецкий / французский язык
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важным средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции студентов, совершенствования их филологической подготовки.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Кондратьева Татьяна Сергеевна, Любина Ирина Михайловна, Бронник Лариса Васильевна, Нечай Юрий Петрович
144 часа лабораторных работ
2 семестра
9 кредитов
Иностранный язык
Кафедра Прикладной лингвистики и новых информационных технологий
Лектор Л.В.Бронник, Т.С.Кондратьева
6 семестров
История зарубежной литературы конца 19 - начала 20 века
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Татаринов А.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
История русского литературного языка
«История русского литературного языка» читается на 3 курсе, после изучения студентами большинства разделов предмета «Современный русский язык», а также дисциплин исторического цикла – «Старославянского языка» и «Исторической грамматики русского языка».
Данный курс имеет не только общетеоретическую, но и профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен не только знать базовые принципы и основные направления развития русского литературного языка - он должен уметь самостоятельно работать с древними текстами, анализировать и комментировать встречающиеся в них формы, объяснять с исторической точки зрения существующие в современном русском языке единицы.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
История русской литературы второй половины 19 века
Цель курса – дать студентам углубленное представление о литературном процессе 2-ой трети 19 века, ввести их в круг проблематики классической литературы и методов ее постижения, вызвать интерес к предмету, подготовить студентов к творческому пониманию литературы этого периода.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Жиркова Е.А.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
Практикум по редактированию текста
В рамках курса «Практикум по редактированию текста» анализируются теория и практика современного редактирования, раскрываются разные аспекты редакторского подхода к рукописи: методика редакторского анализа и виды правки, способы изложения и работа над композицией рукописи и др. Включенные в текст программы упражнения по курсу дают студентам возможность приобретения практических навыков литературной правки.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Голикова Л.П.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Русская поэзия поэзия советской эпохи
Целью учебной дисциплины является углубленное изучение историко-литературного процесса советского периода, исследование взаимосвязей и взаимовлияний исторической действительности и литературных явлений на примере поэзии ведущих художников слова.
Задачи учебной дисциплины: Ознакомление студентов с основными историко-литературными фактами, явлениями, образно-художественными традициями, связанными с развитием советской поэзии. Анализ творческого пути крупнейших поэтов, их духовных и эстетических открытий в контексте традиций русской литературы, в сопоставлении с общероссийскими культурными процессами ХХ века, и влияния их на последующее литературное развитие. Активизация теоретико-методологических знаний студентов, актуализация навыков аналитического прочтения лирического художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры, а также места в истории литературы.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Голикова Л.П.
36 часов лекций
36 часов практики
1 семестр
6 кредитов
Синтаксис
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследовании синтаксического строя русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Курс «Синтаксис» читается на 3 курсе, после изучения всех других разделов предмета «Современный русский язык» и опирается на умения студентов анализировать единицы разных уровней – от звука до целого текста.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые принципы речепостроения. Он должен уметь самостоятельно анализировать синтаксические единицы различной степени сложности.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,профессор Исаева Лидия Алексеевна
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
Современная языковая ситуация: проблемы и методы исследования
Дисциплина входит в общенаучный цикл (индекс М1.В.ДВ.2). Поскольку дисциплина изучается студентами I курса магистратуры в 1-м учебном семестре, то «входным» является знание современной научной парадигмы в области филологии и умение анализировать диалектную речь. Данная дисциплина логически связана с «Русской диалектологией», «Лексикологией современного русского литературного языка», «Фонетикой современного русского литературного языка». Полученные знания в дальнейшем могут быть полезны при изучении курса «Активные процессы в лексико-фразеологической системе русского языка».
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доц. Борисова Ольга Геннадиевна
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
Способы репрезентации знания в медиасфере
Дисциплина «Способы репрезентации знания в медиасфере» входит в профессиональный цикл (Модуль 4. Прикладная филология), изучается студентами 3 курса бакалавриата в 1-м учебном семестре; включена в раздел «Б.1. «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 – Филология.
Минимальными требованиями к ее изучению являются освоение общего курса современного русского языка, «Введение в языкознание», «Общее языкознание». В логическом и содержательно-методическом отношениях дисциплина связана с другими филологическими и гуманитарными курсами общенаучного и профессионального циклов, а также со словообразованием, лексикологией, фразеологией, когнитивной лингвистикой.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Буянова Людмила Юрьевна
18 часов лекций
18 часов практики
3 кредита
Физическая культура
Кафедра Физического воспитания
Лектор Помилуйко Ю.В.
16 часов лекций
2 часа практики
6 семестров
2 кредита

6-й семестр

Английский / немецкий / французский язык
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важным средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции студентов, совершенствования их филологической подготовки.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Кондратьева Татьяна Сергеевна, Любина Ирина Михайловна, Бронник Лариса Васильевна, Нечай Юрий Петрович
144 часа лабораторных работ
2 семестра
9 кредитов
Безопасность жизнедеятельности
Учебный курс читается на основе универсальной базовой программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» КубГУ в форме подходящих комбинаций учебных модулей и блоков.
Кафедра Интеллектуальных информационных систем
Лектор Терешенков В.А.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Введение в теорию речевого воздействия
Дисциплина «Введение в теорию речевой коммуникации» формируется как интегральная наука, объединяющая, интегрирующая усилия представителей целого комплекса смежных наук - традиционной системной лингвистики, коммуникативной лингвистики, психолингвистики, прагмалингвистики, риторики, дискурсивной лингвистики, стилистики и культуры речи, психологии, теории массовой коммуникации, рекламы, персонал-менеджмента, социологии, связей с общественностью, культурологии, этнографии, конфликтологии и др. Современная наука о речевом воздействии межпредметна, она использует данные и методы разных наук. Ее базовая принадлежность - коммуникативная лингвистика. В современном российском обществе эта наука остро необходима для совершенствования навыков межличностного и делового общения, для педагогики и воспитания, для эффективной рекламы, массовой коммуникации, эффективного менеджмента и эффективного политического воздействия.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Рядчикова Елена Николаевна
36 часов лекций
36 часов практики
1 семестр
5 кредитов
Иностранный язык
Кафедра Прикладной лингвистики и новых информационных технологий
Лектор Л.В.Бронник, Т.С.Кондратьева
6 семестров
История русского литературного языка
«История русского литературного языка» читается на 3 курсе, после изучения студентами большинства разделов предмета «Современный русский язык», а также дисциплин исторического цикла – «Старославянского языка» и «Исторической грамматики русского языка».
Данный курс имеет не только общетеоретическую, но и профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен не только знать базовые принципы и основные направления развития русского литературного языка - он должен уметь самостоятельно работать с древними текстами, анализировать и комментировать встречающиеся в них формы, объяснять с исторической точки зрения существующие в современном русском языке единицы.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
История русской литературы рубежа 19-20 веков
Целью курса является углубленное изучение литературного процесса конца XIX – начала XX века, позволяющее ввести студентов в круг проблематики русской литературы этого периода, методов ее изучения и в целом содействовать формированию научного мировоззрения и творческого подхода к литературе.
Теоретической задачей настоящего учебного курса является системное изучение русской литературы данного периода в ее целостности и многообразии литературных направлений, течений, школ, творческих индивидуальностей, в общекультурном контексте, как проявление и результат духовных, философских, эстетических поисков рубежа XIX – XX веков.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Сомова Е.В.
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Культура делового общения
Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Целью освоения дисциплины «Культура делового общения» является получение студентами теоретических основ современного делового общения, а также приобретение необходимых практических навыков общения в деловых ситуациях, являющихся необходимым условием успеха в деловой жизни.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Байкова Лариса Ивановна
36 часов лекций
36 часов практики
1 семестр
Производственная практика по русскому языку
Практика является обязательным этапом основной образовательной программы подготовки бакалавров. Она осуществляется на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания студентов разделов курса «Современный русский язык», умения анализировать единицы всех уровней – от звука до текста. Для качественного прохождения практики необходимо знать современный русский язык, основы культуры речи и стилистики, педагогики и психологии, на что необходимо ориентировать студентов в процессе преподавания курса методики русского языка.
Научно-теоретическая подготовка студентов перед их выходом на производственную практику осуществляется на занятиях по «Методике преподавания русского языка», а также на общетеоретических занятиях по «Филологии в системе гуманитарного образования».
Дополнительный круг компетентностей, необходимых для успешного прохождения производственной практики, формируется и в рамках таких дисциплин, как: «Этнокультурные основы лингвистики», «Языковая экология», «Культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «»Коррекционно-компенсирующее обучение русскому языку», «Научные методы лингвистических исследований».
До производственной практики студент должен знать основные разделы современного русского языка и опираться на ранее полученные знания в области филологии и на новейшие достижения в методике преподавания русского языка, в педагогике и психологии. Она основывается и на знаниях, полученных обучаемыми при освоении программы бакалавриата.
Производственная практика базируется на освоении как теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, так и дисциплин, непосредственно направленных на рассмотрение видов профессиональной деятельности филолога (методология научного исследования и практической деятельности в профильной сфере; методика преподавания русского языка, литературы, и других вузовских дисциплин).
Необходимое требование для прохождения практики — наличие современных представлений об устройстве языка и его функционировании
Кафедра Современного русского языка
Лектор д.ф.н.,проф.Марченко Елена Петровна
Синтаксис
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследовании синтаксического строя русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Курс «Синтаксис» читается на 3 курсе, после изучения всех других разделов предмета «Современный русский язык» и опирается на умения студентов анализировать единицы разных уровней – от звука до целого текста.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые принципы речепостроения. Он должен уметь самостоятельно анализировать синтаксические единицы различной степени сложности.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,профессор Исаева Лидия Алексеевна
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
Физическая культура
Кафедра Физического воспитания
Лектор Помилуйко Ю.В.
16 часов лекций
2 часа практики
6 семестров
2 кредита
Экономика
Кафедра Мировой экономики и менеджмента
Лектор Мудрова Людмила Ивановна, канд. экон. наук, доцент
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита

7-й семестр

Введение в спецфилологию
Дисциплина Б3.Б1 «Введение в спецфилологию» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла, представляя собой обязательную дисциплину профильной филологии в совокупности дисциплин гуманитарного цикла.
Дисциплина, раскрывая перед будущими бакалаврами картину многообразия филологических явлений, обеспечивает углубленную подготовку студентов к разнообразной профессиональной деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области филологии, славяноведения, а также в области освоения и преподавания родного и иностранного языков, позволяет студенту получить дополнительный объем навыков в потенциальном профессиональном исследовании языковых фактов.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лучинская Елена Николаевна
14 часов лекций
14 часов практики
1 семестр
3 кредита
Герменевтика
Курс "Герменевтика" является вариативным в цикле лингвистических предметов гуманитарных факультетов вузов и изучается студентами 4 курса. Курс включает в себя следующие разделы: Филологическая герменевтика как наука, Предмет и задачи курса филологической герменевтики, Основные этапы развития собственно герменевтики, Категории понимания, Понимание и проблема метода, Понимание как форма отражения действительности и др.
Курс "Герменевтика" рассчитан на студентов, желающих получить углубленные знания в гуманитарной сфере – в области истории, философии, искусствознания и филологии с конкретным приложением их к анализу произведений, составляющих содержание школьной программы и современной литературы, а также стремящихся получить навыки исследовательской работы в данной области. Таким образом, знакомство бакалавров с различными методами анализа и соответствующим теоретико-литературным инструментарием становится средством формирования у них навыков анализа и интерпретации литературы.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лучинская Елена Николаевна
36 часов лекций
18 часов практики
3 кредита
История лингвистических учений
Данный курс имеет не только общетеоретическую, но и профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен не только знать базовые принципы и основные направления развития мировой лингвистической мысли - он должен уметь самостоятельно работать с научными текстами, выделять, анализировать и объективно оценивать их общие черты и специфические особенности, самостоятельно выявлять «болевые места» в концепциях и теориях, предлагаемых современной лингвистикой.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
28 часов лекций
14 часов практики
1 семестр
4 кредита
Основы филологической работы с текстом

Дисциплина изучается в цикле дисциплин направления ДН (М). Р.6. Курс логически связан с дисциплинами данного модуля: «Современный русский язык», «История русской литературы», «Иностранный язык». Содержательно взаимосвязан с дисциплинамий базовой части общепрофессионального цикла (ГСЭ.Р.2-3).
Для освоения дисциплины «Филологический анализ текста» студенты должны знать достижения последних лет в исследовании текстов различных типов, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих лексико-фразеологический и синтаксический уровни языка.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Филологический анализ текста». являются необходимыми для подготовки бакалавра и его дальнейшей профессиональной деятельности.
Русский текст характеризуется как система, обладающая набором базовых характеристик (категорий): связностью, цельностью, членимостью, модальностью, пространственно-временным континуумом и др. Рассматриваются литературоведческий и лингвистические подходы к анализу текстов различных типов.
«Филологический анализ текста» является важнейшей частью цикла дисциплин направления и играет огромную роль в профессиональной подготовке будущих филологов.
Данный курс имеет профессионально-педагогическую направленность.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,профессор Исаева Лидия Алексеевна
42 часа лекций
50 часов практики
2 семестра
6 кредитов
Практическая риторика
Данный лекционный курс имеет практическую направленность. Будущий специалист должен владеть вербальными и невербальными основами организации публичного выступления, способствующими формированию навыков ораторского искусства и успешной речевой коммуникации.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Тангир Кизларгуль Маматовна
14 часов лекций
14 часов практики
1 семестр
2 кредита
Прикладная филология (теория и методика)
Курс «Прикладная филология (теория и методика)» является вводным курсом в цикл лингвистических предметов гуманитарных факультетов вузов и изучается студентами-бакалаврами 1 курса. Курс включает в себя следующие разделы: "Общие сведения о филологии", "Введение в прикладную филологию", "Актуальные проблемы прикладной лингвистики", "Теория коммуникации", "Основные проблемы теории дискурса", «Научные методы описания языка», «Научные школы в современном мире». Курс "Прикладная филология (теория и методика)" систематизирует современные представления об основных научных методах современной прикладной лингвистики.
В курсе даются сведения о том, чем выделяется филология и в частности славистика среди прочих научных дисциплин, каковы его элементы и единицы. В рамках курса рассматриваются главнейшие принципы, по которым происходит изменение языка, его эволюция и закономерности, управляющие историческим развитием языка. Лингвометодическая направленность общеязыковедческих исследований рассматривается как лингвистическая основа изучения и преподавания узкоспециальных филологических и лингвистических дисциплин.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лучинская Елена Николаевна
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
Спецкурс
Целями спецкурса являются:
* углублённая подготовка к разнообразной профессиональной деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области лингвистики в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности;
* ознакомление студентов с последними достижениями в сфере филологии, теоретическими основами лингвоконцептологии и текстологии;
* систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний в области лингвоконцептологии, лингвокультурологии, языковой концептуализации мира;
*закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося в соответствии с избранной деятельностью, приобретение навыков самостоятельного исследования языковой картины мира и национальной концептосферы как особого образования, формируемого системой национальных концептов;
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Буянова Людмила Юрьевна
28 часов лекций
3 кредита
Спецкурсы и спецсеминары
Спецкурс читается на 4 курсе (7 семестр) бакалавриата, после изучения студентами большинства разделов предмета «Современный русский язык», а также дисциплин исторического цикла – «Старославянского языка» и «Исторической грамматики русского языка».
Данный курс имеет не только общетеоретическую, но и профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен не только знать базовые принципы и основные направления развития индоевропейских и восточнославянских языков - он должен уметь самостоятельно работать с научными текстами, выделять, анализировать и объективно оценивать общие черты и специфические особенности в истории этих языков, самостоятельно выявлять «слабые места» в историко-лингвистических теориях и концепциях, разрабатываемых современной наукой.

Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
36 часов лекций
50 часов практики
2 семестра
6 кредитов
Спецкурсы и спецсеминары
Спецсеминар читается на 4 курсе (7 семестр) бакалавриата, после изучения студентами большинства разделов предмета «Современный русский язык», а также дисциплин исторического цикла – «Старославянского языка» и «Исторической грамматики русского языка».
Данный курс имеет не только общетеоретическую, но и профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен не только знать базовые принципы и основные направления развития индоевропейских и восточнославянских языков - он должен уметь самостоятельно работать с научными текстами, выделять, анализировать и объективно оценивать общие черты и специфические особенности в истории этих языков, самостоятельно выявлять «слабые места» в историко-лингвистических теориях и концепциях, разрабатываемых современной наукой.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
52 часа лекций
52 часа практики
2 семестра
8 кредитов
Теория коммуникации
Курс «Теория коммуникации» читается на 4 курсе, в 1 семестре; опирается на умение студентов говорить и воспринимать письменную и устную речь, анализировать её. Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые законы и принципы построения грамотной, успешной речи. Он должен уметь самостоятельно выстраивать свою речь таким образом, чтобы она была понятной, правильной, красивой, чтобы можно было легко и быстро добиться максимального воздействия на слушателя/читателя, правильно выходить из спора, коммуникативного конфликта, применять разнообразные стратегии и тактики в различных речевых ситуациях.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Рядчикова Елена Николаевна
14 часов лекций
28 часов практики
1 семестр
4 кредита

8-й семестр

Основы литературного творчества
Целью освоения дисциплины «Основы литературного творчества» является формирование представлений о литературном произведении и творческом процессе с точки зрения их генезиса, становления и функционирования.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Пастушенко Ю.Г.
22 часа лекций
10 часов практики
1 семестр
3 кредита
Основы филологической работы с текстом

Дисциплина изучается в цикле дисциплин направления ДН (М). Р.6. Курс логически связан с дисциплинами данного модуля: «Современный русский язык», «История русской литературы», «Иностранный язык». Содержательно взаимосвязан с дисциплинамий базовой части общепрофессионального цикла (ГСЭ.Р.2-3).
Для освоения дисциплины «Филологический анализ текста» студенты должны знать достижения последних лет в исследовании текстов различных типов, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих лексико-фразеологический и синтаксический уровни языка.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Филологический анализ текста». являются необходимыми для подготовки бакалавра и его дальнейшей профессиональной деятельности.
Русский текст характеризуется как система, обладающая набором базовых характеристик (категорий): связностью, цельностью, членимостью, модальностью, пространственно-временным континуумом и др. Рассматриваются литературоведческий и лингвистические подходы к анализу текстов различных типов.
«Филологический анализ текста» является важнейшей частью цикла дисциплин направления и играет огромную роль в профессиональной подготовке будущих филологов.
Данный курс имеет профессионально-педагогическую направленность.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,профессор Исаева Лидия Алексеевна
42 часа лекций
50 часов практики
2 семестра
6 кредитов
Прикладная филология (теория и методика)
Курс «Прикладная филология (теория и методика)» является вводным курсом в цикл лингвистических предметов гуманитарных факультетов вузов и изучается студентами-бакалаврами 1 курса. Курс включает в себя следующие разделы: "Общие сведения о филологии", "Введение в прикладную филологию", "Актуальные проблемы прикладной лингвистики", "Теория коммуникации", "Основные проблемы теории дискурса", «Научные методы описания языка», «Научные школы в современном мире». Курс "Прикладная филология (теория и методика)" систематизирует современные представления об основных научных методах современной прикладной лингвистики.
В курсе даются сведения о том, чем выделяется филология и в частности славистика среди прочих научных дисциплин, каковы его элементы и единицы. В рамках курса рассматриваются главнейшие принципы, по которым происходит изменение языка, его эволюция и закономерности, управляющие историческим развитием языка. Лингвометодическая направленность общеязыковедческих исследований рассматривается как лингвистическая основа изучения и преподавания узкоспециальных филологических и лингвистических дисциплин.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лучинская Елена Николаевна
36 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
5 кредитов
Производственная практика по русскому языку
Практика является обязательным этапом основной образовательной программы подготовки бакалавров. Она осуществляется на 4 курсе бакалавриата и опирается на знания студентов разделов курса «Современный русский язык», умения анализировать единицы всех уровней – от звука до текста. Для качественного прохождения практики необходимо знать современный русский язык, основы культуры речи и стилистики, педагогики и психологии, на что необходимо ориентировать студентов в процессе преподавания курса методики русского языка.
Научно-теоретическая подготовка студентов перед их выходом на производственную практику осуществляется на занятиях по «Методике преподавания русского языка», а также на общетеоретических занятиях по «Филологии в системе гуманитарного образования».
Дополнительный круг компетентностей, необходимых для успешного прохождения производственной практики, формируется и в рамках таких дисциплин, как: «Этнокультурные основы лингвистики», «Языковая экология», «Культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «»Коррекционно-компенсирующее обучение русскому языку», «Научные методы лингвистических исследований».
До производственной практики студент должен знать основные разделы современного русского языка и опираться на ранее полученные знания в области филологии и на новейшие достижения в методике преподавания русского языка, в педагогике и психологии. Она основывается и на знаниях, полученных обучаемыми при освоении программы бакалавриата.
Производственная практика базируется на освоении как теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, так и дисциплин, непосредственно направленных на рассмотрение видов профессиональной деятельности филолога (методология научного исследования и практической деятельности в профильной сфере; методика преподавания русского языка, литературы, и других вузовских дисциплин).
Необходимое требование для прохождения практики — наличие современных представлений об устройстве языка и его функционировании
Кафедра Современного русского языка
Лектор д.ф.н.,проф. Марченко Елена Петровна
Работа с текстом на уроке в школе
Цель курса ─ дать студентам необходимые сведения практического характера о преподавании литературы в школе, подготовить студентов к педагогической практике и их будущей преподавательской деятельности.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Жиркова Е.А.
22 часа лекций
10 часов практики
1 семестр
Спецкурсы и спецсеминары
Спецкурс читается на 4 курсе (7 семестр) бакалавриата, после изучения студентами большинства разделов предмета «Современный русский язык», а также дисциплин исторического цикла – «Старославянского языка» и «Исторической грамматики русского языка».
Данный курс имеет не только общетеоретическую, но и профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен не только знать базовые принципы и основные направления развития индоевропейских и восточнославянских языков - он должен уметь самостоятельно работать с научными текстами, выделять, анализировать и объективно оценивать общие черты и специфические особенности в истории этих языков, самостоятельно выявлять «слабые места» в историко-лингвистических теориях и концепциях, разрабатываемых современной наукой.

Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
36 часов лекций
50 часов практики
2 семестра
6 кредитов
Спецкурсы и спецсеминары
Спецсеминар читается на 4 курсе (7 семестр) бакалавриата, после изучения студентами большинства разделов предмета «Современный русский язык», а также дисциплин исторического цикла – «Старославянского языка» и «Исторической грамматики русского языка».
Данный курс имеет не только общетеоретическую, но и профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен не только знать базовые принципы и основные направления развития индоевропейских и восточнославянских языков - он должен уметь самостоятельно работать с научными текстами, выделять, анализировать и объективно оценивать общие черты и специфические особенности в истории этих языков, самостоятельно выявлять «слабые места» в историко-лингвистических теориях и концепциях, разрабатываемых современной наукой.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
52 часа лекций
52 часа практики
2 семестра
8 кредитов
Спецсеминар
Данный спецсеминар входит в профессиональный цикл (индекс Б3. Профессиональный цикл. Вариативная часть. Иные дисциплины по выбору вуза), профиль «Прикладная филология»; ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700 – Филология (бакалавриат). Проводится на 4 курсе, 8 семестр.
Минимальными требованиями для бакалавров к участию в работе спецсеминара являются освоение общего курса современного русского языка, общего языкознания и навыки понятийного, семантического и сопоставительного анализа. В логическом и содержательно-методическом отношениях спецсеминар связан с предшествующим освоением других филологических и гуманитарных курсов общенаучного и профессионального циклов (например, общенаучного базового цикла «Актуальные проблемы лингвистики»), а также с изучением лексикологии, фразеологии, когнитивной лингвистики, лингвоконцептологии, культурологии, социологии, этнолингвистики, теории межкультурной коммуникации.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Буянова Людмила Юрьевна
24 часа практики
5 кредитов