Плакаты Победы
«ГЕРОИ ЖИВЫ, ПОКА ЖИВА О НИХ ПАМЯТЬ»
Проект Научной библиотеки КубГУ к 80-й годовщине
Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества
ПЛАКАТЫ ПОБЕДЫ
«Родина-мать зовёт!»
И.М. Тоидзе
1941 г.
«Родина-мать зовёт!» - самый известный плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года, в середине июля он был известен уже всей стране. Автор плаката «Родина-мать зовет» – Ираклий Моисеевич Тоидзе писал образ Родины-матери со своей жены Тамары Теодоровны, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь». Плакат был придуман практически в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года об объявлении войны. Художник обратил внимание на вошедшую в двери жену, пораженную сообщением по радио.
Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую Мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу – иконке с образом Божьей матери.
Об авторе:
Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902–1985) – советский живописец, график, иллюстратор. Известен, прежде всего, как плакатист, автор военных плакатов. В том числе одного из самых известных – «Родина-Мать зовёт!». Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Народный художник Грузинской СССР (1980). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Один из признанных деятелей искусства сталинского соцреализма.
«Защитим родную Москву»
Неизвестный художник
1941 г.
Самые суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к нашей столице. Плакат «Защитим родную Москву» – торжественная клятва московских ополченцев – жителей города, вставших на защиту столицы.
Об авторе:
Автор плаката «Защитим родную Москву» неизвестен. Некоторые интернет-ресурсы сегодня присваивают авторство данного художественного произведения Борису Александровичу Мухину (1888–1979) – русскому и советскому живописцу, графику, иллюстратору, декоратору, плакатисту, члену Союза художников СССР.
Б. А. Мухин известен, прежде всего, как один из корифеев жанра плаката. Также можно увидеть, что год создания плаката «Защитим родную Москву» на разных интернет-порталах варьируется 1941 г. либо 1943г.
«На защиту города Ленина!»
В. С. Слыщенко
1941 г.
Агитационные политические плакаты "Окна ТАСС" призывали к победе над немецко-фашистскими захватчиками, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом. В Ленинграде они расклеивались в разных частях города, в том числе на Невском проспекте у Елисеевского магазина.
Над созданием плакатов трудился коллектив художников при участии В. Слыщенко. Плакаты художника появляются уже в самом начале боёв под Ленинградом. Плакат «На защиту города Ленина!» был создан и опубликован в августе 1941 года. "Плакаты "Окон ТАСС" были подлинным оружием - оружием бескомпромиссным, рожденным высоким патриотическим чувством.
Об авторе:
Виктор Сергеевич Слыщенко (1905–1991) – художник-график, плакатист, карикатурист, литограф. Представитель ленинградской школы. Член Союза художников СССР (1955).
Во время войны художник оставался в блокадном Ленинграде. 9 сентября вместе с художником Николаем Игнатьевым присоединился к художникам ленинградского отделения «Окон ТАСС» под руководством Израиля Анцеловича – директора Ленинградского ТАСС.
«Ты чем помог фронту?»
Д. С. Моор
1941 г.
В начале Великой Отечественной войны в 1941 году художник Д. С. Моор создал плакат «Ты чем помог фронту?» в стиле своего же раннего плаката 1920-х «Ты записался добровольцем?». Плакат выполнен в красно-чёрных красках с изображением воина Красной Армии, обращающегося к зрителю. На заднем плане дымящиеся трубы завода – недвузначный намёк на ударный труд во имя фронта, во имя Победы.
Об авторе:
Дмитрий Стахиевич Моор (Орлов) (1883–1946) – выдающийся русский и советский художник-график, иллюстратор, педагог. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Автор многочисленных агитационных антирелигиозных плакатов, карикатур и сатирических рисунков.
В годы Великой Отечественной войны рисовал плакаты, обличающие варварство и жестокость нацистских оккупантов, выполнил ряд выдающихся работ («Ты чем помог фронту?», 1941; «Зверь ранен. Добьём фашистского зверя!», 1943).
«Красной Армии метла нечисть вымела дотла!»
В. Н. Дени
1945 г.
Одновременно с темой возмездия в художественных работах 1943–1945 годов всё чаще начинают звучать радостные ноты предчувствия победы. Появляются плакаты: «С праздником на нашей улице» (1943), «Разная картина вид Москвы и вид Берлина» (1944) и один из последних плакатов Дени «Красной Армии метла нечисть вымела дотла» (1945). В отличие от скупой, сдержанной гаммы плакатов первого периода войны в этих плакатах краски звучат в полную силу. Художник выражает в них радость победы своей страны, разгромившей в тяжёлом поединке страшного врага.
Об авторе:
Виктор Николаевич Дени (Денисов) (1893–1946) – выдающийся русский и советский художник-сатирик, график, карикатурист, педагог. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР с 1932 года. Стоял у истоков советского агитационно-пропагандистского искусства. Известен как автор острых политических и антирелигиозных плакатов. Оказал благотворное творческое влияние на становление ряда советских плакатистов 1920–30-х годов.
Во время Великой Отечественной войны художник внёс значительный вклад в агитационное искусство создав ряд едких сатирических плакатов, направленных на деморализацию фашистов и укрепление боевого духа бойцов Красной Армии: «На Москву! Хох!» (1941), «Сталинград» (1942), «Молниеносная война» (1942), «Фашистская ставка. Красноармейская поправка» (1943), «С праздником на нашей улице!» (1945), «Что посеял, то и пожнёшь! От суда не уйдёшь!» (1945) и другие. Подлинная народность, глубокая идейность, высокий профессионализм делают военные плакаты Дени могучим средством психологического воздействия.
"Долг платежом красен"
КУКРЫНИКСЫ
1941 г.
Однажды Кукрыниксы присутствовали на совещании в ЦК партии. Там они услышали рассказ о том, как белорусские партизаны, которым немцы приказывали при встрече с ними снимать шапки, ночью рубили фашистам головы. Рассказ этот послужил сюжетом плаката "Долг платежом красен" (стихи Маршака).
Об авторах:
КУКРЫНИКСЫ – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).
Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм. Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны, империалистов, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).
«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
КУКРЫНИКСЫ
1941 г.
После начала Великой Отечественной войны сразу же появились агитационные и пропагандистские плакаты, призывающие к борьбе против вторгшихся на территорию СССР немецких фашистов. В 1941 году, на третий день войны, появился плакат художников творческого коллектива «КУКРЫНИКСЫ» (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Но солдат Красной Армии содрал маску с лица Гитлера и уничтожил коварного врага. Противопоставление гигантского воина Красной армии миниатюрному Гитлеру должно было успокоить людей, уверить их в собственные силы и способности отразить удар. Карикатура выполняла психотерапевтическую функцию в масштабах всей страны, и в течение следующих пяти лет эта функция оставалась главной: что было смешно, уже не было страшно.
Об авторах:
КУКРЫНИКСЫ – творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).
Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм. Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны, империалистов, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).
«Воин Красной Армии, спаси!»
В. Б. Корецкий
1942 г.
Одним из самых известных военных плакатов Корецкого можно считать – «Воин Красной Армии, спаси!». Этот плакат экспонировался в увеличенном виде на городских улицах и фронтовых дорогах, бойцы уходили на передовые рубежи обороны, видя этот огромного размера плакат, он издавался миллионными тиражами, печатался в газетах и на открытках. Основу плаката составила фотография женщины, защищавшей своего ребёнка. На переднем плане на них беззащитных направлен окровавленный штык фашиста, остриё которого находится в центре плаката. Это произведение вызывало особую ненависть к врагу у солдат Красной Армии. Плакат сделан в двух цветах – чёрном и красном, притом красный – только в виде крови на штыке фашиста, тем самым подчёркивая кровавую сущность врага.
Об авторе:
Виктор Борисович Корецкий (1909–1998) – советский художник-график, живописец, фотограф. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР (1964). Известен, главным образом, как выдающийся мастер плаката. За свою жизнь создал около семисот листов на различные темы, прежде всего – политические. В годы Великой Отечественной войны Виктор Корецкий создал свыше сорока плакатов и листовок. Плакаты этого времени отличают публицистическая страстность и ненависть к фашистским захватчикам.
«Бей фашистского гада!»
А. А. Кокорекин
1941 г.
Во второй день Великой Отечественной войны — 23 июня 1941 года — на улицах советских городов появился первый агитационный плакат, призывающий дать отпор фашистам. Яркое изображение бронированной каракатицы в форме свастики, запустившей когтистое щупальце за красную линию границы и придавленной к земле красным прикладом, с лозунгом «Бей фашистского гада!» появилось, когда большинство жителей Советского Союза еще не успело осознать происходящее.
Первый плакат Великой Отечественной войны был творением молодого художника Алексея Кокорекина. Столь быстрая художественная реакция была крайне важна: необходимо было собрать волю потрясенного населения в кулак, а растерянность людей обратить в ненависть к врагу.
Об авторе:
Советский художник-плакатист Алексей Алексеевич Кокорекин (1906-1959) в своих политических плакатах воплощал мужественные, волевые характеры советских людей, обращался к крупномасштабным изображениям и живописным цветовым решениям. В 1941-43 годах работал художником Военного издательства при ПУ РККА, участвовал в выпуске «Окон ТАСС».
«Наше дело правое, победа будет за нами!»
В. А. Серов
1941 г.
«Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» – заключительная фраза обращения к советскому народу, которое заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотов зачитал в 12 часов дня 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны. Этот призыв с некоторыми вариациями, а также по частям неоднократно повторялся в печатных изданиях и устных обращениях вплоть до конца войны.
Об авторе:
Владимир Александрович Серов (1910–1968) – выдающийся советский живописец, график, педагог, администратор. Представитель и апологет искусства соцреализма. Член Союза художников СССР. Действительный член Академии художеств (с 1954). Народный художник СССР (1958). Член-корреспондент Академии искусств ГДР. Дважды лауреат Сталинской премии (1948 и 1951). Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960–1968). Президент Академии Художеств СССР (1962–1968). Депутат Верховного Совета РСФСР (с 1958 года).
Во время Великой Отечественной войны Владимир Серов возглавил Ленинградский Союз художников (1941–1948) и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков. Автор выразительных плакатов, направленных на мобилизацию солдат и мирных жителей, на борьбу за освобождение блокадного Ленинграда. Участвовал в работе объединения «Боевой карандаш», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза.
В тяжелейшие годы блокады, помимо работы над серией военных плакатов и рисунков для газет, продолжал работать над большими картинами, создал несколько полотен, посвящённых героизму советских солдат и моряков.
«Освободим Европу от цепей фашистского рабства!»
И. М. Тоидзе
1945 г.
Советский агитационный плакат «Освободим Европу от цепей фашистского рабства!» создан художником Ираклием Тоидзе в 1945 году. Плакат символически показывает, как советский солдат разрывает цепь с фашистской свастикой. В 1945 году, когда исход войны уже был предрешён, встал вопрос о поднятии боевого духа советского солдата, освободившего свою землю от немецко-фашистских захватчиков, для дальнейшей борьбы против фашизма и освобождения народов Европы.
Об авторе:
Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902–1985) – советский живописец, график, иллюстратор. Известен, прежде всего, как плакатист, автор военных плакатов. В том числе одного из самых известных – «Родина-Мать зовёт!». Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Народный художник Грузинской СССР (1980). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951). Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Один из признанных деятелей искусства сталинского соцреализма.
«Дойдём до Берлина!»
Л. Ф. Голованов
1944 г.
В 1944 году перед художниками была поставлена задача показать необратимость движения Красной Армии на Запад. Уверенность в победе передавала улыбка на лицах бойцов, изображенных на плакатах.
Леониду Голованову в плакате «Дойдём до Берлина!» удалось создать самый запоминающийся образ воина. Улыбающийся боец на фоне движущейся на Запад колонны советских войск поправляет сапог. Во взгляде солдата светится уверенность в себе и своих товарищах. «Дойдём до Берлина!» – гласит плакат.
Василий Голосов, один из лучших снайперов Второй мировой войны, стал прообразом солдата-победителя. К концу июня 1943 года, будучи уже командиром снайперской роты, В. И. Голосов из снайперской винтовки лично уничтожил 422 гитлеровца, в том числе 70 снайперов. В своей роте он подготовил 170 снайперов, которые в общей сложности уничтожили более трёх с половиной тысяч фашистов. Вот только ему не суждено было дожить ни до взятия Берлина, ни даже до момента появления на свет плаката «Дойдём до Берлина!». Погиб 16 августа 1943 года в разгар боёв в Харьковской области – получив ранение осколком в грудь, он умер на поле боя.
Об авторе:
Леонид Фёдорович Голованов (1904–1980) – советский художник-график, живописец, иллюстратор. Наиболее известен как плакатист. Член Союза художников СССР (1932). Лауреат Сталинской премии II степени (за серию военных плакатов, 1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954).
В военные годы был командирован в качестве фронтового художника в действующую армию. В составе бригад выезжал в места боевых действий. Л.Ф. Голованов побывал в 1942 году на Калининском фронте, в 1943 – на Юго-Западном и Харьковском, в 1944 – был в Румынии, Пскове, в 1945 – в Вене, Праге, Берлине.
"Под знаменем Ленина - вперед к победе!"
А. Васильев
1941 г.
Советский политический плакат "Под знаменем Ленина - вперед к победе!"- создан в 1941 г. художником Александром Васильевым. Выполнен в красно-черных и контрастных тонах, усиливающих впечатление напора, силы, единого порыва к Победе. Плакат призывает советских граждан сплотиться вокруг партии Ленина в борьбе против фашистских захватчиков.
Об авторе:
Васильев Александр Викторович (1913–1976) - художник, график, плакатист. Член Союза архитекторов СССР. Окончил Академию художеств в Ленинграде. Получил две специальности, как архитектора и как графика. В предвоенные годы, занимался станковой и прикладной графикой. Создал большое количество первоклассных графических листов, изображающих памятники древнерусских городов, Некрополя. В годы блокады работал над созданием плакатов, участвовал в создании почтовых открыток.
«Юноши и девушки города Ленина, самоотверженно трудитесь на помощь фронту!»
А.Ф. Пахомов
1944 г.
Военное лихолетье отняло у многих подростков детство — они заменили ушедших на фронт или погибших взрослых на различных видах производства. И эта тема также активно пропагандировалась — плакаты взывали к чувству патриотизма, самоотверженности в оказании помощи родной стране.
Об авторе:
Алексей Фёдорович Пахомов (1900–1973) — выдающийся живописец, график, педагог. Занимался монументальным искусством, книжной иллюстрацией, плакатом, скульптурой. Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии. Член Союза художников СССР (ЛОССХ, 1932). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Народный художник РСФСР (1963), Действительный член АХ СССР (1964). Народный художник СССР (1971). Лауреат Сталинской премии II степени (1943) и Государственной премии СССР (1973).
Войну художник пережил в блокадном Ленинграде. В период тяжелейших испытаний он не прерывал своей деятельности, работал по заданиям фронта. Выполнил серию литографий «Ленинград в дни блокады» (1942–1944), посвящённых жизни осаждённого города. Эта серия — одно из самых значительных произведений искусства военных лет, в нём художник раскрывает беспримерную доблесть и мужество советских людей.
«Наши силы неисчислимы»
В. Б. Корецкий
1941 г.
Плакат «Наши силы неисчислимы» выполнен художником В. Корецким путём наложения фотографии на картинку. Плакат нёс идею создания всенародного ополчения против врага. На переднем плане плаката – пожилой человек с бородой, поднявший винтовку, символизирующий простой советский народ. На заднем плане памятник «Минин и Пожарский» – символ российского патриотизма в борьбе с врагами Родины. Внизу плаката – плотные шеренги ополченцев, готовых встать на защиту Отечества.
Об авторе:
Виктор Борисович Корецкий (1909–1998) – советский художник-график, живописец, фотограф. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР (1964). Известен, главным образом, как выдающийся мастер плаката. За свою жизнь создал около семисот листов на различные темы, прежде всего – политические.
В годы Великой Отечественной войны Виктор Корецкий создал свыше сорока плакатов и листовок. В своих плакатах в ярких и запоминающихся образах выразил чувства и чаяния советского народа, подтверждением этого стал плакат «Наши силы неисчислимы» (1941). Плакаты этого времени отличают публицистическая страстность и ненависть к фашистским захватчикам. В военное время Корецкий создал десятки известнейших листов: «Не уйти врагу от расплаты!» (1942), «Смерть детоубийцам!», «Боец, спаси меня от рабства!» (1942), серию плакатов «Бей так…» (1943).
«Пьём воду родного Днепра»
В. С. Иванов
1943 г.
Советский агитационный плакат художника Виктора Иванова «Пьём воду родного Днепра» создан в 1943 году после освобождения от фашистских захватчиков Киева и Левобережной Украины. Плакат изображает повседневную фронтовую обстановку, но с какой-то торжественностью и уверенностью в непобедимости советского солдата. В образе пьющего днепровскую воду из каски солдата каждый воин Красной Армии мог легко представить себя. Плакат направлен на повышение боевого духа советского солдата и придания ему уверенности в абсолютной победе над врагом. Слова на плакате – «Пьём воду родного Днепра, и будем пить из Прута, Немана и Буга», – дают уверенность в полном изгнании врага из советской земли.
Об авторе:
Виктор Семёнович Иванов (1909–1968) – выдающийся советский график, живописец, художник кино. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Член-корреспондент АХ СССР (1958). Награждён Государственными премиями СССР (1946, 1949). Наиболее известен как мастер политических плакатов, за свою жизнь создал более 300 листов на различные темы, многие из которых вошли в Золотой фонд советского плаката. Во время войны выполнил более ста плакатов, несколько работ в соавторстве со своей женой – художницей Ольгой Буровой. В 1941–1943 годах участвовал в выпуске знаменитых оборонных плакатов «Окна ТАСС».