Вы здесь

Как VR-технологии в будущем перевернут представления об искусстве?

В Кубанском государственном университете в качестве творческого эксперимента была создана лаборатория VR-искусства. Работа в ней подразумевает создание графических изображений и целых композиций в виртуальном пространстве. Сегодня это направление все больше привлекает внимание как профессионалов классических художественных искусств, так и начинающих молодых творцов.

– Развитие изобразительного искусства – это живой процесс, который всегда отражал происходящие изменения в обществе, в том числе технологические прорывы, – отмечает руководитель лаборатории VR-искусства, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства и дизайна КубГУ Елена Морозкина. – Профессия «Художник VR» указана в Атласе, в котором отражены более 350 новых профессий будущего, и спрос на них будет расти в ближайшее десятилетие. Это профессия будущего и сегодня мы стоим на пороге её развития.

"Пионеры" КубГУ в виртуальном творчестве

Преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна художественно-графического факультета КубГУ Мария Кельдина сегодня активно принимает участие в деятельности лаборатории и использует творческие наработки для своих научных исследований. О виртуальной реальности она узнала еще во время обучения на бакалавриате: в университете была организована выставка ScienceArt:Biogallary, в которой Мария приняла участие. После такого опыта студентка стала больше изучать тему виртуального пространства, читать статьи и исследования отечественных и зарубежных учёных. Когда пришло время выбирать тему для магистерской диссертации, Мария использовала эту возможность для исследования феномена виртуальной реальности.

Творческий процесс в виртуальной реальности по ощущениям для художника происходит точно так же, как и в физической среде. Исключением является лишь то, что вместо кистей в руки берутся контроллеры, надевается шлем виртуальной реальности и происходит погружение в виртуальную комнату для работы. У некоторых людей этот процесс может вызвать небольшой дискомфорт в виде головокружения, но вскоре мозг полностью адаптируется к VR как к привычной среде.

Среди инструментария в программе для виртуального рисования есть как кисти имитирующие классические живописные или графические методы (графитный карандаш, маркеры, мазки масляной краски), так и эффектарные кисти, которые светятся, переливаются разными цветами, создают эффекты мерцающих звёзд или падающих с неба снежинок. Такие кисти добавляют творческим работам большую эффектность, которой было бы затруднительно добиться, используя лишь реальные доступные средства.

Одна из главных особенностей рисования в VR – это то, что все работы трехмерные. Их можно обойти вокруг, заглянуть под каждый мазок, практически зайти целиком внутрь композиции или расположить на ладони. Такая интерактивность помогает создавать поистине глубокие объекты даже в полный человеческий рост.

По мнению Марии Кельдиной, уникальность и перспектива VR-творчества состоит в инновационности технологии, благодаря которой можно создавать, например, макеты в виртуальной среде, а после воплощать их в реальность. При этом виртуальный объект будет считаться таким же полноценным продуктом, как и его физическое воплощение. Цифровые картины, созданные в VR, можно применить в рекламе, мультипликации, компьютерных играх, приложениях и многом другом.

Профессия будущего в настоящем

На мой взгляд, это может открыть широкую перспективу развития в творческой сфере для многих художников. Я считаю, что профессия VR-художника это не далёкое будущее, а уже настоящее. В мире и в России есть много примеров виртуальных картин, созданных художниками, которые вчера держали в руках кисть, а сегодня контроллеры, делится мнением Мария Кельдина.

Подобная инновационность добавляет художнику и искусству в целом большую ценностью. Художники из лаборатории VR-искусства считают, что владение академическими знаниями в области художественной грамоты есть база для любого творца, а освоение им мира цифровых программ и инструментов для создания своих произведений в виртуальном пространстве делает его универсальным профессионалом своего дела. Уже сейчас можно при помощи шлема виртуальной реальности и определенных программ гулять по знаковым музеям мира, посещать выставки, не выходя из дома. В VR можно разглядывать полотна мировой живописи при большом разрешении, не теряя при этом качества, что, несомненно, позволяет полноценно погрузиться в изучение мира искусства. Для зрителя такой подход может быть привлекателен своей интерактивностью и большей свободой воли.