Г.В. Беда: 100 лет со дня рождения основателя худграфа КубГУ
15 февраля на художественно-графическом факультете состоялось расширенное заседание Совета факультета, посвящённое 100-летию со дня рождения одного из основателей факультета, доктора педагогических наук, профессора Георгия Васильевича Беды. В заседании Совета приняли участие родные Г.В. Беды, ветераны ХГФ КубГУ.
Георгий Васильевич Беда – художник-педагог, один из выдающихся отечественных учёных в области теории и методики обучения изобразительному искусству, автор разработки учебной дисциплины «Основы изобразительной грамоты» (Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция. – М.: Просвещение, 1981), более 40 лет составляющей базу теоретической подготовки учителей изобразительного искусства. Учёным создан первый отечественный учебник «Живопись» (Беда Г.В. Живопись. – М.: Просвещение, 1986) для системы высшего художественно-педагогического образования, в основу которого были положены методические принципы обучения живописи, которые разрабатывались и проходили проверку в учебной и творческой деятельности возглавляемой им кафедры живописи ХГФ КубГУ.
Георгий Васильевич – уроженец станицы Ольгинской, Приморско-Ахтарского района, Краснодарского края. Всегда был неразрывно связан с традициями и культурой Кубани. В 1949 году окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института им. В.П. Потемкина (выпуск 1949 г.). Преподавателем живописи у него был замечательный русский художник Е.М. Чепцов, удостоенный золотой медали Российской Академии художеств в 1911 г. за дипломную работу «У доктора» (находится в собрании Краснодарского музея изобразительных искусств им. Ф.А. Коваленко).
В сентябре 1959 года Г.В. Беда (при поддержке Г.К. Шахбазян, В.П. Крицкого и Л.Д. Синченко) начал создание в КубГУ художественно-графического факультета. Проявив высокие организаторские способности, Беда привлекал к педагогической работе молодых художников-педагогов, которые впоследствии стали крупными учеными и руководителями факультетов и кафедр.
В 1967 года Георгию Васильевичу Беде было поручено создание худграфа в Карачаево-Черкесском государственном педагогическом институте, где он работал в первые годы становления факультета, затем он вернулся в город Краснодар, открыл в Кубанском госуниверситете вторую, после МПГУ, аспирантуру по научной специальности 13.731 Методика преподавания рисования (в последующем – 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания [изобразительное искусство]).
Научно-методические разработки Г.В. Беды и в настоящее время переиздаются для современного художественно-педагогического образования. Ссылки на теоретические, методологические и художественно-педагогические труды профессора Беды остаются непременным элементом списков рекомендованной, или использованной литературы во всех современных учебниках, фундаментальных научных и диссертационных исследованиях по теории и методике обучения изобразительному искусству. Его учебники и учебные пособия не утратили своей значимости: книги переиздаются, определяют ценностные приоритеты, создают систему взаимосвязанных и точно выстроенных профессиональных ориентиров, направляющих развитие отечественной школы изобразительного искусства.
По мнению Беды, настоящее творчество рождается в результате овладения традициями реалистической школы. Огромную роль он отводит личности педагога:
«Педагог должен быть человеком с чистой душой, красиво мыслить, красиво поступать. Только в этом случае личность учителя дети возводят в идеал, всецело подчиняются ему. Это педагог мудрый, авторитетный, который без всяких зажимов побуждает делать так, как он захочет. Ведь дети наблюдают, как учитель держит себя на уроке, как он одет, как общается со своими товарищами по работе, как отзывается на то или иное событие…»
«Главное, нужно полюбить ребенка и увидеть в нем человеческую личность. Следовательно, не врожденные способности нужно иметь, а иметь любовь к людям, к детям, искренне любить коллектив, жить его интересами т.е. быть совершенным человеком. А качества эти не приобретаются от рождения, а вырабатываются через воспитание и упорной работой над собой. Если кто не обладает чертами настоящего человека, в котором не воспитана любовь к людям, и кто не живет интересами общества – не быть тому авторитетным педагогом и хорошим воспитателем».