Top.Mail.Ru

Вы здесь

Педагогическая династия Ивановых: отец и сын – Гавриил Петрович и Александр Гаврилович

В преддверии празднования Дня преподавателя высшей школы, который 19 ноября отмечается в нашей стране, студенческий Медиацентр КубГУ "ВКУБЕ" подготовил ряд материалов о династиях преподавателей и ученых Кубанского  государственного университета. Педагогическая династия Ивановых – яркий пример преемственности семейных традиций, сопричастности к общему делу и высокой ответственности.

Семейный педагогический путь в свое время начал Гавриил Петрович Иванов – советский историк, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РСФСР. Он прошел путь от старшего преподавателя кафедры всеобщей истории Краснодарского государственного педагогического института имени 15-летия ВЛКСМ (ныне – КубГУ), заведующего этой кафедрой, декана историко-филологического факультета, а затем и созданного отдельно исторического факультета.

Гавриил Петрович был проректором по научной работе вуза, занимал должность проректора по учебной работе. Вместе с этим он создал кафедру истории советского общества в Кубанском университете и бессменно руководил ей в течение 15 лет.

10 ноября в историческом музее КубГУ прошел вечер памяти Гавриила Петровича Иванова, где его бывшие студенты, коллеги и сыновья поделились своими историями, связанными с этим преподавателем.

По воспоминанию коллег, Гавриил Петрович был большим тружеником, крайне требовательным к себе. Ко всем делам он всегда подходил с большой долей ответственности. Высокий интеллект, блестящие качества педагога и постоянная борьба за справедливость – основные качества, которые описывают данную личность.


Для меня он самая яркая личность и, без преувеличения, самый дорогой человек. Я говорю не только про его педагогический талант, но и про его человеческие качества. Таких заботливых людей как он нет, или они стремительно исчезают. Для меня он навсегда остался близким и родным человеком, – делится воспоминаниями один из учеников Гавриила Петровича ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович Кропачев.


Несмотря на успешную педагогическую карьеру, судьба у Гавриила Петровича была непростой. Он родился в бедной сельской семье, в 7 лет стал сиротой, оставшись только с младшим братом, за которым постоянно нужно было присматривать. Молодость будущего педагога выпала на Великую Отечественную войну, в которой он получил тяжелое ранение в боях. Самоотдача и героизм Гавриила Петровича для многих стали ярким примером служения Родине.

Его младший сын Юрий Гаврилович рассказал, что отец был бесконечно добрым, внимательным и очень обаятельным человеком. Многие привычки Гавриила Петровича передались его аспирантам и студентам: «Папа вставал, протягивал руку и говорил: “Почётное уважение”». В будущем большое количество людей переняли эту фразу.

Отец запомнился своим детям очень работящим, так как он с утра до вечера что-то постоянно писал. Результатом его деятельности стали научные публикации – за время своих трудов он выпустил более 200 работ.

Старший сын, Александр Гаврилович, следуя примеру своего отца, продолжил педагогическую династию и научный путь Гавриила Петровича. Он защитил докторскую диссертацию, имеет звание профессора. В течение 16 лет А.Г. Иванов был проректором по учебной работе КубГУ, а с 2016 года является заведующим кафедры всеобщей истории и международных отношений. Как признается педагог, это очень интересный опыт, который ничем не заменить.

Александр Гаврилович отмечает, что деятельность отца несомненно повлияла на выбор карьерного пути. В домашней научной библиотеке Ивановых было множество книг. Из всего этого обилия литературы больше всего Александра Гавриловича интересовала история. Будучи еще школьником, он с удовольствием прочитал 16-ти томную историческую энциклопедию, с очерками по разным темам и временам.


Пример отца имел важное значение, поскольку он был большим тружеником и не отрывался от письменного стола, когда садился что-то делать. Именно поэтому ему удалось стать автором многих монографий. Я думаю, что здесь прямая связь очевидна, – говорит Александр Гаврилович.


По мнению Александра Иванова, педагог – не просто учитель, а наставник и воспитатель, близкий человек и старший товарищ, что делает эту профессию одной из самых важных и значимых.

Современный преподаватель, по мнению Александра Гавриловича, отличается от своих предшественников, но основные постулаты профессии остаются неизменными. Многие изменения произошли со сменой эпохи – при коммунистическом режиме всё было строго и расписано по полочкам, а сейчас система высшего учебного заведения сочетает административную структуру во главе с ректором и деканами, а также широкие демократические элементы, в которых и студенты, и преподаватели обладают всеми правами, закреплёнными в конституции.

Профессионализм, научная состоятельность, коммуникабельность, ответственность за начатое дело, широта кругозора, работа над собой и стремление познать больше, чем ты знаешь – вот главные качества, которыми, по мнению Александра Гавриловича, должен обладать педагог.


Преподаватели должны ориентироваться на лучших представителей старшего поколения. Ведь именно мой отец на личном примере показал, что если за что-то берешься, то нужно делать это на высоком уровне, - подводит итог Александр Гаврилович Иванов.

Елизавета Тюлина
Медиацентр КубГУ "ВКУБЕ"