Педагогическая династия Ивановых: отец и сын – Гавриил Петрович и Александр Гаврилович
В преддверии празднования Дня преподавателя высшей школы, который 19 ноября отмечается в нашей стране, студенческий Медиацентр КубГУ "ВКУБЕ" подготовил ряд материалов о династиях преподавателей и ученых Кубанского государственного университета. Педагогическая династия Ивановых – яркий пример преемственности семейных традиций, сопричастности к общему делу и высокой ответственности.
Семейный педагогический путь в свое время начал Гавриил Петрович Иванов – советский историк, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РСФСР. Он прошел путь от старшего преподавателя кафедры всеобщей истории Краснодарского государственного педагогического института имени 15-летия ВЛКСМ (ныне – КубГУ), заведующего этой кафедрой, декана историко-филологического факультета, а затем и созданного отдельно исторического факультета.
Гавриил Петрович был проректором по научной работе вуза, занимал должность проректора по учебной работе. Вместе с этим он создал кафедру истории советского общества в Кубанском университете и бессменно руководил ей в течение 15 лет.
10 ноября в историческом музее КубГУ прошел вечер памяти Гавриила Петровича Иванова, где его бывшие студенты, коллеги и сыновья поделились своими историями, связанными с этим преподавателем.
По воспоминанию коллег, Гавриил Петрович был большим тружеником, крайне требовательным к себе. Ко всем делам он всегда подходил с большой долей ответственности. Высокий интеллект, блестящие качества педагога и постоянная борьба за справедливость – основные качества, которые описывают данную личность.
– Для меня он самая яркая личность и, без преувеличения, самый дорогой человек. Я говорю не только про его педагогический талант, но и про его человеческие качества. Таких заботливых людей как он нет, или они стремительно исчезают. Для меня он навсегда остался близким и родным человеком, – делится воспоминаниями один из учеников Гавриила Петровича ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович Кропачев.
Несмотря на успешную педагогическую карьеру, судьба у Гавриила Петровича была непростой. Он родился в бедной сельской семье, в 7 лет стал сиротой, оставшись только с младшим братом, за которым постоянно нужно было присматривать. Молодость будущего педагога выпала на Великую Отечественную войну, в которой он получил тяжелое ранение в боях. Самоотдача и героизм Гавриила Петровича для многих стали ярким примером служения Родине.
Его младший сын Юрий Гаврилович рассказал, что отец был бесконечно добрым, внимательным и очень обаятельным человеком. Многие привычки Гавриила Петровича передались его аспирантам и студентам: «Папа вставал, протягивал руку и говорил: “Почётное уважение”». В будущем большое количество людей переняли эту фразу.
Отец запомнился своим детям очень работящим, так как он с утра до вечера что-то постоянно писал. Результатом его деятельности стали научные публикации – за время своих трудов он выпустил более 200 работ.
Старший сын, Александр Гаврилович, следуя примеру своего отца, продолжил педагогическую династию и научный путь Гавриила Петровича. Он защитил докторскую диссертацию, имеет звание профессора. В течение 16 лет А.Г. Иванов был проректором по учебной работе КубГУ, а с 2016 года является заведующим кафедры всеобщей истории и международных отношений. Как признается педагог, это очень интересный опыт, который ничем не заменить.
Александр Гаврилович отмечает, что деятельность отца несомненно повлияла на выбор карьерного пути. В домашней научной библиотеке Ивановых было множество книг. Из всего этого обилия литературы больше всего Александра Гавриловича интересовала история. Будучи еще школьником, он с удовольствием прочитал 16-ти томную историческую энциклопедию, с очерками по разным темам и временам.
– Пример отца имел важное значение, поскольку он был большим тружеником и не отрывался от письменного стола, когда садился что-то делать. Именно поэтому ему удалось стать автором многих монографий. Я думаю, что здесь прямая связь очевидна, – говорит Александр Гаврилович.
По мнению Александра Иванова, педагог – не просто учитель, а наставник и воспитатель, близкий человек и старший товарищ, что делает эту профессию одной из самых важных и значимых.
Современный преподаватель, по мнению Александра Гавриловича, отличается от своих предшественников, но основные постулаты профессии остаются неизменными. Многие изменения произошли со сменой эпохи – при коммунистическом режиме всё было строго и расписано по полочкам, а сейчас система высшего учебного заведения сочетает административную структуру во главе с ректором и деканами, а также широкие демократические элементы, в которых и студенты, и преподаватели обладают всеми правами, закреплёнными в конституции.
Профессионализм, научная состоятельность, коммуникабельность, ответственность за начатое дело, широта кругозора, работа над собой и стремление познать больше, чем ты знаешь – вот главные качества, которыми, по мнению Александра Гавриловича, должен обладать педагог.
– Преподаватели должны ориентироваться на лучших представителей старшего поколения. Ведь именно мой отец на личном примере показал, что если за что-то берешься, то нужно делать это на высоком уровне, - подводит итог Александр Гаврилович Иванов.
Елизавета Тюлина
Медиацентр КубГУ "ВКУБЕ"