Top.Mail.Ru

Вы здесь

Михаил Шарафан: «Наука — это часть культуры»

Проректор по научной работе и инновациям КубГУ Михаил Шарафан рассказал, какие разработки в сфере импортозамещения ведут в вузе, пользуется ли популярность программа «Стартап как диплом» и как университет использует обсерваторию для вовлечения школьников в науку.

Какие разработки Кубанский госуниверситет осуществляет в сфере ESG-повестки и аэрокосмическом направлении, сколько астероидов открыла обсерватория вуза в интервью «Деловой газете. Юг» рассказал проректор по научной работе и инновациям КубГУ, кандидат химических наук Михаил Шарафан.

— Научная деятельность — одно из приоритетных направлений КубГУ. Какой объем средств направили на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в вузе в 2023 году?

— Общий объем финансирования на начало октября 2023 года составил чуть более 223 млн рублей. Из них средства федерального бюджетного выполнения научно-исследовательских работ в университете составляют порядка 115 млн рублей.

Если говорить в рамках дифференциации, вся наука финансируется через федеральные государственные региональные научные фонды и системы государственных заданий. Сегодня Кубанский госуниверситет реализует три проекта в рамках госзаданий на сумму более 32 млн рублей, из которых два проекта — социогумантарные — там порядка 4,5 млн рублей, остальная часть — естественно-научный блок.

КубГУ является крупнейшим грантодержателем на Юге России. Мы выполняем 33 проекта по шести видам конкурсов Российского научного фонда (РНФ) на сумму практически 78 млн рублей. Также мы выполняем 26 проектов на сумму более 33 млн рублей, средства для которых выделил Кубанский научный фонд.


— Какие из научных разработок, которые реализует вуз в 2023 году, вы можете выделить? Какие направления научной деятельности сегодня наиболее актуальны?

— Сегодня в вузе функционирует 13 научных школ. Если говорить о самом наукоемком подразделении университета, это, конечно, факультет химии и высоких технологий. К слову, я сам являюсь выпускником этого факультета. Если говорить укрупненно о направлениях, в первую очередь — это направления в области материаловедения и технологий материалов. Это различные радиопоглощающие материалы, композитно-инженерные пластики. Университет осуществляет работы в области ресурсосберегающих безреагентных технологий, относящихся к мембранной электрохимии.

Также в числе наших ведущих наработок — вопросы, связанные с водоподготовкой. Это обработка различных технологических растворов, обработка промышленных стоков, выделение пищевой промышленности. В частности, у нас есть проекты с такими компаниями как «Норникель»: последний проект завершили в сентябре 2023 года на кафедре физической химии (факультет химии и высоких технологий). Этот проект находится на стыке фундаментальной и прикладной науки при участии предприятия реального сектора экономики.

Наши математики, участники школы Владимира Бабешко, проводят работы в области сейсмологии. Физико-технический факультет проводит научные работы по выращиванию кристаллов. 

В сентябре КубГУ заключил соглашение о сотрудничестве с ПАО «Сатурн». Это соглашение заключено в одной из потенциальной высокотехнологичной отрасли региона, в области аэрокосмической направленности. Наши группы физиков и химиков создают светотрансформирующие материалы для этой отрасли. 

Другое перспективное направление — это работы Института географии, геологии, туризма и сервиса (ИГГТиС). В частности разработка пространственно-информационной системы контроля эмиссий парниковых газов на базе карбоновых полигонов Анатолия Погорелова. Если говорить укрупненно, то это ESG-повестка. Сегодня это междисциплинарный и кроссекторальный проект, который охватывает вопросы экологии и мониторинга, промышленности и элементы цифровизации. Наши коллеги обладают компетенциями в области создания и обработки баз данных с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), аэрофотосъемки, которые позволяют делать прогнозы для учета парниковых газов. 

Отмечу, что более 100 проектов и грантов реализуются по самым приоритетным направлениям фундаментальной работы. И, конечно же, в вузе есть большой блок социогуманитарного направления — работы в области человеческого капитала, нематериальных активов, развития региона. 


— Если говорить об импортозамещении, то, какие разработки вуз ведет в этом направлении? 

— С точки зрения импортозамещения, в первую очередь, речь идет об естественно-научных и технических направлениях. У нас есть Институт математики, механики и информатики. Направление этого института — интеллектуальные системы волнового мониторинга и прогноз состояний инженерных конструкций. Если говорить простым языком, это система контроля различных композитных материалов. Их можно применить, например, в авиастроении — для крыла самолета. Системы сегодня очень перспективные.

Также к этому направлению можно отнести все разработки, связанные с системой газа, нефти и их транспортировки. Это системы диагностики путепроводов, а также всего, что связано с крупной строительной отраслью — так называемые элементы смарт-арматур. Эти разработки созданы для объектов, требующих постоянного контроля, такие как Крымский мост, где необходим постоянный мониторинг на учет деформаций. 


— Планируется ли в КубГУ разработка ПО в рамках импортозамещения или она уже есть? 

— У нас есть подразделение, занимающееся IT-направлением. Даже ряд молодых команд уже выпускают свои программные продукты, причем это и выпускники университета, и те, кто работает со студентами. Это касается в большей степени каких-то мобильных сервисов и приложений. 

В университете в рамках программы по предпринимательству часть команд нацелена именно на производство программных продуктов. Ряд ЭВМ (электронно-вычислительных машин) мы регистрируем через наш отдел интеллектуальной собственности. Продаж как таковых пока нет, но, по крайней мере, нужды университета, связанные с приемной кампанией, с системами личных кабинетов, CRM-систем мы покрываем.


— Какие открытия сделала обсерватория КубГУ в 2023 году? Какие планы у обсерватории на новый учебный год?

— Обсерватория является достаточно уникальной. Ее магистральные задачи — поиск и наблюдение за астероидами и кометами — опасными объектами, сближающимися с землей, а также выполнение научно-исследовательских работ.

За последнее десятилетие обсерватория КубГУ открыла более 100 астероидов и зафиксировала 4 кометы в рамках коллективной и индивидуальной работы сотрудников обсерватории.

Только в этом году обсерватория провела 12 кометно-метеорных экспедиций, включая экспедиции в обсерватории «Солнечный ветер» в поселке Мезмай. И еще очень важная задача — это профориентация. Обсерватория пользуется популярностью, мы ее задействуем при вовлечении школьников. 

Университет занимается проектной деятельностью со школьниками. Мы сейчас запускаем проект «Класс СНО», который предполагает взаимодействие подразделений университета с краснодарскими школами. При этом мы используем, конечно, инфраструктуру обсерватории — проводим всевозможные экскурсии, мастер-классы. Один раз мы сделали вечерний проект для астрофизических наблюдений с пледами и чаем. Тема космоса близка российскому гражданину, поскольку один из выдающихся двигателей прогресса в советское время был именно космический проект. Поэтому обсерватория, конечно, занимает существенное место в развитии КубГУ.


— Пользуется ли популярностью у студентов вуза программа «Стартап как диплом»? Как много научных разработок студенты предоставляют к защите?

— Здесь мы в крае являемся одними из пионеров, кто начал эту работу, поскольку эта работа ведется федеральным министерством уже более 5 лет, мы включились в нее 2 года назад. В 2021-2022 учебном году у нас было 10 выпускных квалификационных работ «Стартап как диплом». Могу сказать, что 3 проекта из 5 на тот момент смогли выиграть премии или грант Фонда содействия инновациям в размере 1 млн рублей.

Уже в прошедшем, 2022-2023 учебном году, у нас выпускалось 19 работ «Стартап как диплом». И 8 проектов участвовало в Фонде содействия инновациям в конкурсе, уже 4 проекта еще получили по 1 млн рублей в рамках такого проекта как «Студенческий стартап». В этом учебном году мы ожидаем больше 20 проектов. Можно отметить, что есть очень хороший тренд.


— Как, по вашему мнению, вузы могут оказывать поддержку будущим предпринимателям? 

— Точно убежден, что программа акселерации, которая была инициирована федеральными ведомствами, архиважна. В 2022 году в КубГУ проходил акселератор «IMPORTY.НЕТ». Это был хороший старт. 

Безусловно, нужны программы акселерации, в широком понимании — внутривузовские, за пределами вуза с участием федеральных органов, — это первая отправная точка. Конечно, нужна такая институциональная мера как постакселерация — сервисное сопровождение уже созданного или еще не созданного стартапера, чтобы довести его до логического завершения. 

Если говорить о программе «Стартап как диплом», к ней стоит подключать представителей реального сектора экономики, предпринимателей, чтобы эксперты давали свою оценку в течение года и на защите непосредственно.


— По вашему мнению, растет ли вовлеченность молодежи в науку в целом? Как вузы и институты могут мотивировать студентов на изучение науки?

— Первое, на что бы я хотел обратить внимание, наука — это часть культуры. Наука — общее развитие цивилизации, развитие общества. Она отвечает за формирование нового научного знания, и поэтому наука должна выполнять такую задачу, как преодоление предела человеческого знания. 

Не бывает науки в широком понимании кубанской или московской. Наука — она всеобъемлющая. Многие сегодняшние проекты, особенно в IT-направлении и технологий искусственного интеллекта, выполняются зачастую в разных странах, несмотря на геополитическое напряжение. Но наука в первую очередь — это научная дипломатия. И все крупные проекты, ядерные, космические, по генетике и др. выполняются командами ученых из различных стран. 

Безусловно, вовлеченность растет. Даже нет сомнений. Это происходит, я бы сказал даже, наверное, по экспоненциальной зависимости. То есть меры поддержки сегодня на уровне региона, страны для развития молодежной науки они беспрецедентные. 

Если говорить о мотивации, то, наверное, здесь большая роль отводится учителям и наставникам, как бы банально сейчас не звучало. Если в школьный период у ребят будет как можно больше хороших учителей, то я думаю, что в дальнейшем, уже в системе высшего образования им представится множество возможностей для реализации своего научного потенциала. В будущем именно они станут создателями новых научных школ и направлений. Университет всегда будет им в этом всячески содействовать и поддерживать во всех начинаниях.

Источник: Деловая газета. Юг