26 мая в Точке Кипения КубГУ, в рамках плана мероприятий федерального проекта «Флагманы образования», прошла лекция «Россия и Запад: война миров в современной отечественной словесности». Лекцию читал Алексей Викторович Татаринов – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ, победитель VIII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», победитель Международного литературного конкурса им. К. Н. Леонтьева.
Материалом беседы стала российская проза и публицистика наших дней. В ходе лекции особый акцент был сделан на демонстрации ключевых конфликтов современности, освоении двух эпических платформ новейшей словесности и определении личной позиции в пространстве разрастающегося всемирного кризиса. Россия и Запад – не только ключевые географические знаки, но духовные программы, ведущие борьбу за человека и русская литература знает это особенно хорошо.
Лектор рассказал слушателям о современном состоянии западной и русской литературы, а также о том, чем эти явления отличаются друг от друга. В ходе диалога была раскрыта суть конфликта отечественных писателей и разделение их на условных два лагеря. Первых Алексей Татаринов назвал «быковцами», вторых — «прохановцами».
К первому лагерю профессор отнес авторов, которые в своих произведениях скрыто призывают к иммиграции - как в прямом смысле, так и в метафизическом. К этим писателям можно отнести Д. Быкова*, Л. Улицкую, М. Шишкина и других.
Второй лагерь носит имя А. Проханова, который является одним из главных идеологов традиционной отечественной литературы. Писатели «прохановского» направления стоят на защите русских ценностей, непоколебимости национального суверенитета. Помимо Проханова, преподаватель выделил творчество З. Прилепина, М. Елизарова, Г. Садулаева, Ю. Козлова, Э. Лимонова, Ю. Мамлеева.
Одним из главных произведений последнего десятилетия Алексей Викторович Татаринов назвал повесть А. Антипина «Дядька». В этом тексте речь идет о национальной русской трагедии. Писатель повествует о распаде феномена «русского мужика», «русского богатыря». Лектор выделил язык повести. Он назвал его «особо русским».
*Запрещенный в РФ иноагент