Top.Mail.Ru

Лаборатория прикладной лингвистики и сетевых исследований публичной политики

По результатам 5-летнего научно-исследовательского сотрудничества профессорско-преподавательского состава и студентов факультета управления и психологии и факультета романо-германской филологии в сентября 2022 г. руководством КубГУ был подписан приказ о создании Междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории прикладной лингвистики и сетевых исследований публичной политики. Руководителем лаборатории была назначена кандидат политических наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Наталья Анатольевна Рябченко (факультет управления и психологии) и заместителем руководителя – доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии Вероника Викторовна Катермина (факультет романо-германской филологии).

В состав лаборатории входит около 20 исследователей, представляющих политологию, математику, компьютерную лингвистику, сетевую лингвистику, социологию Мы используем методы Data Science, дающие возможность анализа Big Data, сетевой анализ, семантический и структурно-реляционный анализ, методы корпусной и когнитивной лингвистики, визуальный и лингводискурсивный анализ. 

Под конкретный проект создается рабочая группа, которая включает как опытных исследователей, имеющих научные степени, так и молодых исследователей (аспиранты) и студентов (бакалавры и магистранты), ведущих собственные проекты (выпускная квалификационная работа или диссертация).

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Лаборатория проводит фундаментальные, инструментально-эмпирические и прикладные исследования в области:

  1. Человек как субъект общественных изменений: социальные, гуманитарные и психологические проблемы.
  2. Когнитивное и прагмалингвистическое моделирование социально-политических и коммуникативных процессов в онлайн- и офлайн-пространствах. 
  3. Лингвопрагматический потенциал публичных медиа-текстов российских и зарубежных государственных деятелей и политиков.
  4. Количественно-качественные исследования коммуникационных потоков и потоков информации во время чрезвычайных ситуаций. 
  5. Фейк-ньюс в публичном пространстве: модели распространения и технологии предотвращения деструктивного воздействия.
  6. Лингводискурсивные изменения в языке и обществе на рубеже XXI века: парадигмы, тенденции, перспективы.
  7. Сетевое моделирование поведения и реакций групп населения в периоды крупномасштабных и чрезвычайных ситуаций. 
  8. Исследование репутации и имиджа политических субъектов и бизнес-структур в РФ. 
  9. Моделирование и прогнозирование динамики популярности с помощью усиленных процессов Пуассона.
  10. Репрезентации политических субъектов в онлайн-пространстве.

КОНСАЛТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

  1. Анализ Больших данных для бизнеса и органов власти (сплошная выгрузка и анализ данных социальных сетей на русском и английском языках).
  2. Поиск лидеров мнений и групп интересов в Интернет.
  3. Исследование сетевых сообществ на русском и иностранных языках.
  4. Управление цифровым двойником для бизнеса и органов власти.
  5. Разработка аналитических программных продуктов под конкретные задачи.
  6. Продвижение в цифровой среде (на русском и английском языках).
  7. Цифровое сопровождение Startup-проектов.
  8. Анализ каналов распространения контента (сплошная выгрузка и анализ данных социальных сетей на русском и английском языках).
  9. Оценка цифровых рисков.
  10. Стратегия оздоровления бренда в цифровом пространстве и разработка программного продукта SERM-аудита «Цифровая карта управления мнениями: мнения, тональность, лидеры, отзывы».

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Мы анализируем ВЕСЬ Интернет, не только государственные и муниципальные паблики. Обычные граждане размещают конкретные жалобы на официальных пабликах и страницах, а вот свое мнение о чиновниках и органах власти, о своем отдыхе и личном повседневном они выражают в любых социальных сетях и в комментариях под чем угодно. 

  1. Мы делаем сплошную выборку всех постов и комментариев и из этой выборки конструируем отрицательные, нейтральные и позитивные мнения и общественные настроения.
  2. Не просто собираем данные из Интернета – мы занимаемся прогностическим моделированием мнений пользователей. Это не статичный срез, а динамичная картина того, что исходя из сегодняшнего мнения, будет завтра делать человек.
  3. Если органу власти нужно популяризировать «катание на сноуборде с песчаных гор» мы знаем, как выявить триггеры, которые запустят такой вид спорта среди граждан.
  4. Мы не просто выявляем проблемы как «точки пожаров» в Интернет, мы собираем и создаем цифровую карту мнений и настроений граждан, и моделируем дальнейшую работу с общественным мнением и общественными настроениями. 
  5. Мы не собираем проблемы и не контролируем их решение, мы анализируем контент и на основе этого анализа моделируем будущее.
  6. Мы не выявляем лидеров мнений, признанных в офлайн, мы выявляем цифровых лидеров мнений, которые создают контент и манипулируют своей аудиторией. Это не всегда очевидные лидеры мнений. 
  7. Моделирование будущего, а не мониторинг проблем настоящего.

СМИ О НАС

В зеркале Сети. Интернет-коммуникации отражают настроения общества: интервью с профессором В.В. Катерминой в газете РАН РФ «Поиск»