Руководитель научной группы Азамат Темердашев рассказал, какие открытия делают в испытательной лаборатории КубГУ
8 февраля в краснодарской филармонии им. Пономаренко состоялось торжественное мероприятие, приуроченное ко Дню российской науки. Глава Кубани Вениамин Кондратьев вместе с председателем ЗСК Юрием Бурлачко осмотрели выставку достижений вузов и научных организаций. Гостей познакомили с результатами работы Научно-исследовательского института – Краевой клинической больницы № 1. Например, показали разработки для диагностики рака легких и гидрогель для лечения ожогов. К передовым новинкам в медицинской сфере, а также к исследованиям для ККБ № 1 имеет отношение герой нашего материала — руководитель испытательной лаборатории, профессор кафедры аналитической химии КубГУ, руководитель научной группы Азамат Темердашев.
Исследовательская колыбель
В краснодарской лаборатории «Аналит» при Кубанском государственном университете выполняют не только внутренние научные исследования в стенах высшего учебного заведения, но и работы в области экологического, агрохимического мониторинга и даже контроля качества вин для внешних заказчиков. Можно сказать, что «Аналит» — прообраз того, что впоследствии Минобрнауки назвало «Центрами коллективного пользования».
По словам Азамата Темердашева, к ученым часто обращаются заказчики в рамках экологического мониторинга, которые хотят понять, как свести на нет негативное воздействие на окружающую среду. Однако при этом команда исследователей должна подписывать документы о неразглашении информации, потому что конечные результаты работы являются коммерческой тайной.
— Есть и научная область исследований: мы стараемся разрабатывать новые методики контроля различных загрязнителей. К примеру, существует ряд работ, посвященных определению оловоорганических соединений (олова и углерода. – Прим. ред.) в водах. Они очень токсичны и присутствуют в крайне малых количествах, но аттестованных методик для выявления пока нет,— прокомментировал Темердашев.
«Гормоны — это наша жизнь»
Медицинской отрасли в «Аналите» уделяют не меньше внимания, чем экологии. Например, в лаборатории разрабатывают методы неинвазивной диагностики различных заболеваний, создают новые сорбенты для извлечения тяжелых металлов и многое другое, что совершенствует медицину и упрощает лечение людей.
По словам профессора, один из основных методов контроля, призванных сделать жизнь лучше, — определение гормонов для клинической диагностики.
— Гормоны — это наша жизнь. Многие процессы в организме регулируются именно ими. Планируем создавать методы ранней клинической диагностики различного рода заболеваний,— поделился с «Краснодарскими известиями» Темердашев.
Ученый отметил, что специалисты лаборатории совместно с НИИ-ККБ №1 им. Очаповского занимаются разработкой методов неинвазивной диагностики онкологии. Для этого исследовательской команде необходимо проанализировать не меньше тысячи проб здоровых и больных добровольцев, чтобы определить, где тот самый «спасительный» маркер. Впоследствии его можно будет использовать для выявления потенциального риска развития онкологии. Заболевание, которое специалисты обнаружат на ранних стадиях, во-первых, проще поддается лечению, а во-вторых, шансов на благоприятный исход и выздоровление будет намного больше.
Инициаторами этой совместной работы стали академик, Герой Труда РФ и главный врач ККБ №1 Владимир Порханов и ректор КубГУ Михаил Астапов. Исследование быстро стало набирать популярность, и о нем узнали даже за пределами Краснодара. Благодаря тому, что был выбран системный подход к работе, результаты начали принимать ведущие научные международные журналы.
«Родословная» вина
Однако лаборатория занимается не только экологическими и медицинскими исследованиями, но и периодически выполняет контроль качества вин. Азамат Темердашев пояснил, что такая процедура имеет большое значение для алкогольных напитков защищенного географического происхождения.
— Если мы говорим о региональном происхождении вина, то надо анализировать не только сам напиток, но и виноград, и почву, на которой он вырос, чтобы установить подлинность вина. Год от года его минеральный и органический состав меняется. Поэтому следует собирать «коллекцию» таких данных, анализировать большое количество образцов, чтобы получить некую усредненную картину, — рассказал руководитель лаборатории.
Как оказалось, только благодаря такому подходу можно построить модель, которая в дальнейшем позволит быстро устанавливать подлинность напитка.
Дорогу студентам
Все сотрудники испытательной лаборатории – бывшие студенты Кубанского государственного университета. Больше половины из них (около 85%) являются специалистами, кандидатами и докторами наук, которые на сегодняшний день уже приобрели известность в профессиональной среде в России. Поэтому «молодых и зеленых» ученые с радостью принимают в свои ряды и взращивают.
— Студенты не только допускаются, они обязаны работать в наших лабораториях! Оборудование испытательной лаборатории для них недоступно (таковы требования Росаккредитации), однако у нас хватает современного высококлассного оборудования для обучения студентов. Самые старательные к концу магистратуры становятся высококлассными специалистами. Их имена знают в России и за ее пределами. Например, моя аспирантка сейчас преподает основы аналитической химии в филиале МГУ в китайском городе Шэньчжэнь, — сообщил с гордостью Азамат Темердашев.
Изначально студенты сдают теорию, и только потом их старшие наставники позволяют выполнять простые задачи с реальными лабораторными образцами под чутким присмотром. Тех, кто успешно освоил первые два этапа, учат работать с оборудованием и обрабатывать полученные данные.
Мельдоний до добра не доведет
Напоследок профессор рассказал необычную (для простых обывателей) историю из своей профессиональной деятельности: в лабораторию обратилась юридическая компания, которая занимается делами, связанными со спортом. Научные сотрудники провели исследование и доказали, что мельдоний может быть обнаружен в крови спортсмена, даже если тот его не принимал. В ходе анализа образцов мяса и молока животных ученые подтвердили, что это вещество появляется в организме скота из-за преобразования ветеринарного препарата «Эмидонола», когда он попадает в кровь. Обычно препарат выводится у животных с мочой, но остатки могут содержаться в животных продуктах, даже когда они попадают на прилавки магазинов.
— Казалось бы, что в этом такого? Но спортсмена могут дисквалифицировать, так как мельдоний относится к модуляторам метаболизма и запрещен к употреблению для профессиональных деятелей спорта, — объяснил Азамат Темердашев.