Вы здесь

Научный полк КубГУ: Николай Александрович Кадыгроб

Профессор кафедры общей и неорганической химии КубГУ. Специалист по педагогике.

Детство было трудным. Приходилось проживать как в сельской местности, так и на нефтяных промыслах Грузии, Азербайджана‚ Чечено-Ингушетии, а с 1936 г. — в городе Краснодаре. В 1941 г. в Советском Союзе открываются специальные школы: военно-воздушные, артиллерийские, военно-морские. Я к этому времени был увлечён подвигами генерала авиации Кравченко. Пройдя медицинскую и мандатную комиссии в январе 1941 г. начал обучаться в третьей роте, четвертом взводе спецшколы ВВС №12 в г. Краснодаре.

Обучение шло по школьной и специальной программе, связанной с военно-воздушными силами страны. С 15 июня по 25 июля 1941 г. проходили специальную общевойсковую и авиационную подготовку в условиях лагерного сбора в п. Джемете под городом Анапа. Здесь нас застала Великая Отечественная война.

В нашу задачу входило и оказание помощи пограничным частям в строительстве береговоий обороны, и круглосуточное дежурство. Находясь в ночном дежурстве (по 1,5 часа) на cтадионе посёлка, примерно между часом и двумя ночи, я заметил световые сигналы, подаваемые с чердака одного из прибрежных домов. Об этом сообщил во время смены караула, но никто из его состава не решился проверить дом. Наутро, в ходе осмотра дома обнаружили некоторые признаки присутствия человека, что и определило мою правоту и бдительность во время пребывания на посту. Так началось моё знакомство с началом войны на побережье Черного моря.

После лагерного сбора и отдыха с 1 сентября обучался во второй роте в девятом классе, а летом 1942 г. вновь проходили лагерные военные сборы, но уже в Горячем Ключе, где и представляли военные гарнизоны. В это время изучали штурманское дело, материальную часть самолётов, расчеты бомбометания, а также проходили общевойсковую подготовку. Проживали 2-я и 3-я роты в помещении, которое было приспособлено для сушки табака с табачных плантаций, окружающих Горячий Ключ. Условия обучения были очень трудными и продолжались до 25 июля 1942 г. Во время отпуска вынужден был уйти домой за обувью. Отпуск начался с 25 июля, а 27 июля 1942 г. пошел на ул. Шаумяна, 11 (штаб школы)‚ где встретил директора, заместителя по летной подготовке и комиссара.

Директор в спецчасти проверил мой год рождения (1926 г.) и разрешил выдать хлебную карточку. В этом здании было и общежитие. Посетив его, я узнал, что ребята 1925 года рождения и старше, приехав домой в отпуск, были приглашены в военкомат и предупреждены, что по возрасту будут призваны в Красную Армию. Но они решили возвратиться на место учебы. Руководство спецшколы с другими учениками связи не держано и 5 августа вместе с собравшимися ушли из г. Краснодара. Оставшиеся в ropоде об этом не знали, а лишь ориентировались на сводки Совинформбюро о делах на фронте. 9 августа в 6 часов утра я услышал по радию, что бои на Северокавказском фронте идут в районе станицы Кущевской, а уже в 12 часов дня немецкие войска вошли в г. Краснодар. Таким образом, для оставщихся «спецов» случилось несчастье - попали в оккупацию.


Через три дня фашисты проводили облавы силами войск СС в районе Покровского рынка. Двое из них зашли к нам и арестовали меня, отправив в район рынка. Я понял, что кто-то из жителей нашего района сообщил обо мне фашистам.


Когда я попытался бежать, то один из них указал немцу на меня, за что я получил окрик с подзатыльником. Через некоторое время подъехали легковые машины с немецкими офицерами. Их окружили женщины с криком и плачем. Я воспользовался этим моментом и сбежал. Впоследствии узнал, что здесь стояли душегубки, и часть арестованных были туда посажены.

Примерно через месяц наша семья ушла из Краснодара и остановилась в Ленинградском районе, в свиносовхозе «Искра». В начале февраля вошли наши войска, а директор совхоза возвратился из партизанского отряда и стал налаживать жизнь совхоза. Были организованны десятидневные курсы трактористов, которые я окончил и приступил к работе в поле. В марте 1943 г. начали призывать в армию лиц 1926 года гождения, проживающих на Кубани, и я был призван Ленинградским райвоенкоматом. Нас доставили в станицу Солдатскую, но там еще не было воинской части. Три дня мы проживали в сараях, где когда-то стояли комбайны, а затем преступили к обучению. Я попал в отделение станковых пулеметчиков.

Примерно через две недели отобрали красноармейцев, имеющих среднее образование. В конце апреля 1943 г. нас отправили в г. Прохладный, а затем в Аквинские лагеря в Башкирии. Вновь три месяца пехотинской подготовки и отправка в г. Кунгур, где формировался 19-й истребительный противотанковый дивизион 45 мм пушек.

Началась уральская зима, 30-40 градусные морозы и жизнь в землянках. Утром зарядка — закалка на воздухе, а днем — учёба по управлению стрельбой из сорокапяток. В январе 1944 г. на баузе этого дивизиона был организован 42-й запасной артиллерийский полк, где я попал в учебную батарею по подготовке младших командиров 75-122 мм орудий и топовычислителей. В марте 1944 г. была отобрана группа солдат с 9-10-классным образованием, направленная затем в район г. Чебаркуль на курсы младших лейтенантов. Но и здесь через месяц всех отчислили и отправили в свою часть. Вновь все мы были потрясены недоверием. Треть ребят в г. Свердловске села в маршевые эшелоны и уехала на фронт.

В сентябре 1944 г. меня назначили старшиной для сопровождения маршевой батареи под руководством старшего лейтенанта Чибисова.


Мы попали на Третий Белорусский фронт в 756-й истребительный противотанковый полк. Здесь упросили командира полка оставить нас в действующей армии. Так началась фронтовая служба по освобождению Прибалтики, части Польши (г. Сувалки), прорыв обороны Восточной Пруссии.


В городке Гольдап был контужен и, находясь в медсанбате, получил указание возвратиться в часть, из которой мы сопровождали пополнение.

В декабре 1944 г. часть получила пополнение бойцами 1927 года рождения. Началось обучение артиллерийскому делу.


В конце апреля 1945 г. наш полк был подготовлен для отправки на Западный фронт. Но во время моего дежурства в качестве помощника начальника караула полка ночью 9 мая подняли полк по тревоге и объявили: Победа над фашисткой Германией.


В конце мая наш полк направили на Восточный фронт в состав Забайкальского фронта. Мы прибыли в Монголию. В районе г. Чойбалсан нас ждали обустроенные палатки и механически обработанные колодцы с хорошей водой.

После недельного отдыха нашу часть отправили в район Халхин-Гола, оттуда началось наше наступление на японские войска в Маньчжурии. Для меня это длилось недолго: подвела контузия, полученная в Восточной Пруссии. Получил направление в Уральский военный округ, в 622-ю артиллерийскую бригаду, где был назначен старшиной учебной батареи. Отсюда в декабре 1946 г. был демобилизован как негодный к строевой службе.


Возвратился в г. Краснодар, поступил на работу в воинскую часть, а с сентября 1947 г. начались студенческие годы, а затем и работа.


Трудовой стаж более 60 лет: 55 лет педагогической работы, из которых 15 лет в школе (от учителя - до директора школы-интерната №3 г. Краснодара) и 40 лет работы в пединституте и Кубанском госуниверситете, пройдя все стадии от рядового преподавателя кафедры неорганической химии до профессора, проректора по учебой работе КубГУ.

Можно добавить, что военные отметины не позволили служить в армии и поэтому после демобилизации в январе 1947 г. решил быть медиком. В 1950 г. получил звание зубного врача, но болезнь правой руки потребовала приобретения новой, педагогической специальности (по примеру жены Юлии Алексеевны - учителя физики). Этот путь начался 25 сентября 1950 г. в ст. Советской, а с 1955 г. — в г. Краснодаре. Работал учителем химии и биологии в СШ № 54, завучем в СШ № 42, директором СШ № 23 и школы-интерната № 3, в сентябре 1964 г. по конкурсу продолжил работу на кафедре неорганической химии Краснодарского пединститута (затем КубГУ) преподавателем, старшим преподавателем, заместителем декана факультета естествознания, деканом химического факультета. 12 лет заведовал кафедрой педагогики и с 1975 по 1983 гг. был проректором по учебной работе КубГУ.

В это время опубликовал первые программы по курсу «Методика преподавания  химии» для университетов страны. В издательстве МГУ им. М.В. Ломоносова издал пять учебных пособий, в издательстве КубГУ — курс лекций и пособие по неорганической химии. За 37 лет работы в КубГУ издал 126 статей и учебных пособий по заданию Минвуза CCCP, был членом научно-методического Совета по химии. Разработал систему педагогической подготовки во вновь открытых университетах страны. По данной проблеме сделал доклад в ЮНЕСКО (1983 г., Прага) в присутствии представителей 35 стран мира. В 2000 г. отметили 50-летие моей научно—педагогической работы.


Награжден орденами «Отечественной войны» II степени, «Красной звезды», медалями «За победу над Германией в Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «Ветеран труда», медалью маршала Г.К. Жукова и 12-ю юбилейными медалями.


За педагогическую работу награжден знаками «Отличник просвещения РСФСР» и «За отличные успехи в работе высшей школы», малой золотой медалью общества «Знание СССР», премией правительства Краснодарского края в области образования, имею звание «Заслуженный деятель науки Кубани».