Вы здесь

Научный полк КубГУ: Николай Петрович Гнусин

Участник Великой Отечественной войны, доктор химических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Родился 19 ноября 1919 года в г. Шуя Ивановской области в семье уездного фельдшера. В 1939 году поступил на первый курс Ленинградского химико-технологического института им. Ленсовета. Проучившись два месяца, был призван в ряды Советской Армии и направлен для обучения военному делу в полковую школу, по окончании которой служил командиром орудия в зенитной батарее войск ПВО г. Ленинграда, где его и застала война.

Вот что рассказывал о себе Николай Петрович:

«Война расширялась. Немецкие танковые дивизии приближались к Ленинграду. Мой орудийный расчет был откомандирован в 71-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (ОЗАД), прикрепленный к действующим войсковым частям для отражения возможного прорыва вражеских танков и налетов авиации. За время блокады Ленинграда и до начала ее прорыва в зависимости от складывавшейся фронтовой обстановки дивизион занимал позиции южнее Ленинграда (Шушары, Московская славянка, Металлострой и др.). Наша орудийная позиция в Шушерах распоаалась на пересечении двух железных дорог. Не раз приходилось наблюдать, как вдоль железнодорожной насыпи двигались саночки, увозившие на захоронение жителей Ленинграда, погибших от голода.

Накануне снятия блокады мы стояли в Колпино, оттуда постепенно с боями переместились в Красный бор, названный «мясным» из-за ожесточенных боев, проходивших там в блокадное время. На одной из промежуточных позиций нашу батарею накрыла вражеская артиллерия. Пострадало орудие моего расчета, и я вместе с орудием был отправлен на ремонтную базу, располагавшуюся в Ленинграде.


В течение недели мне представился случай наблюдать жизнь осажденного города. Город жил. Он не сдался.
Людей на улицах почти не было, но работали заводы и мастерские. Работало радио. Я прошелся по Невскому. Были открыты магазины. В книжном купил книгу, а рядом, в парфюмерном, душистое мыло. Какая радость потом была умываться снегом с этим мылом. Через несколько дней мы с пушкой вернулись на фронтовую батарею.


В Красном бору за своей спиной мы впервые услышали скрежет «катюш», вызывавших страх у врага и чувство приближавшейся победы у нас.

В период прорыва блокады наш дивизион двинулся с войсками в направлении Луга – Псков – Дно. Когда была взята Луга, нас перебросили на Карельский фронт для завершения войны с Финляндией. На Карельском перешейке сильные бои длились несколько дней. Мы приняли активное участие в форсировании реки Вуокси, сбив несколько вражеских самолетов. Моя служба завершилась в Выборге, откуда меня демобилизовали в октябре 1945 г. для продолжения учебы в вузе.

За время боевых действий на Ленинградском и Карельском фронтах нашей батареей в составе 71-й ОЗАД было уничтожено 32 самолета противника. За участие в боях по освобождению Ленинграда от блокады награжден орденом "Красной звезды" и медалью "За оборону Ленинграда". За участие в боях в Финляндии награжден медалью "За боевые заслуги". Мое участие в Великой Отечественной войне было отмечено медалью "За победу над Германией"».

В 2019 году Николаю Петровичу Гнусину исполнилось бы 100 лет. Его вклад в мембранную науку и технологии трудно переоценить. Уже до своего появления в Краснодаре он был ученым с мировым именем.

Из воспоминаний Н.П. Гнусина:


«В 1971 ректор, создавший Кубанский государственный университет, пригласил меня организовать и возглавить кафедру физической химии.
В условиях молодого и развивающегося университета и благоприятной ситуации, созданной в Краснодарском крае,
удалось значительно продвинуть вперед новое направление науки, связанное с развитием новых технологий».


О научной деятельности Н.П. Гнусина.