Top.Mail.Ru

КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию Кубанского государственного университета

«КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Информационная поддержка:

Южно-российский журнал социальных наук (Краснодар)

Журнал «Образовательные технологии» (Москва)

Место проведения:

Краснодар, ул. Ставропольская 149, Кубанский государственный университет

Дата проведения: 10 декабря 2020 г.

Цель конференции: анализ основных трендов в системе высшего образования, обсуждение трансформаций содержания и формы классического университетского образования в XXI веке.

Сегодня мы уже не стоим на пороге глобальных изменений в различных сферах человеческой жизни. Мы находимся в самом центре бурного потока изменений, затрагивающего практически все аспекты жизни современного общества. Эти изменения теснейшим образом связаны с судьбой и ролью университетов, их сегодняшним положением и ожидаемыми трансформациями.

В рамках конференции предлагается обсудить следующие вопросы о настоящем и будущем классического университетского образования:

  • Что собой исторически представляет классический университет?
  • Что происходит с классическими университетами сегодня? Что будет происходить с ними завтра и будет ли им место в этом «завтра»? Если да, то как им предстоит измениться?
  • Что является константами, а что исторически преходящими элементами и моделями классического университетского образования? Как соотносятся между собой эти модели: схоластический, гумбольтовский, современный исследовательский, предпринимательский, цифровой университет и т.д.
  • Существует ли миссия классического университета и если да, то обладает ли она универсальным содержанием и в чём оно заключается?
  • Какими ценностями должны руководствоваться университеты сегодня и какие ценности они должны нести обществу?

Эти и им подобные вопросы мы предлагаем обсудить в не совсем обычном формате одной пленарной дискуссии и 5-ти проектно-аналитических сессий.

Пленарная дискуссия на тему «Современные тренды в сфере образования и науки: изменения и константы, вызовы и возможные ответы на них (взгляд классических университетов)» призвана очертить контуры проблемной ситуации, сформулировать её основное содержание и ключевые аспекты. При этом рассматривать глобальные тренды и связанные с ними изменения предлагается в контексте трёх миссий университета: образования, науки и влияния на социум.

Предметная рамка конкретизации и обсуждения вопросов на аналитических сессиях задается с одной стороны исторической трихотомией «прошлое-настоящее-будущее», с другой – представлением о 5-ти основных элементах педагогических систем, развернутых в работах Н.В.Кузьминой и её учеников, задающих содержание 5-ти основных вопросов аналитики образовательных систем: кто, кого, чему, как и зачем обучает? При этом мы исходим из того, что именно образовательная миссия для классического университета является главной. Однако данное допущение не рассматривается как догма, но является предметом для дискуссии, наряду с прочими вопросами.

Сессия 1. Кто? - вопрос о преподавателе.

Кто такой университетский преподаватель? Как он изменяется от Болоньи и Сорбонны до MIT и Стэнфорда? Какими, ценностями и компетенциями он должен обладать сегодня и завтра? Какую профессиональную позицию он должен занимать: служителя «разумного, доброго, вечного» или «профессионального коуча»? Как эти позиции воплощаются в стратегиях и технологиях профессиональной деятельности? Возможно ли совмещение этих позиций или они взаимно исключают друг друга? Должен ли преподаватель обязательно быть ученым, место и роль науки в классическом университете? Последствия взаимодействия с работодателями: как изменяют классический академический этос примеры и опыт бизнес-сообщества? Эти и им подобные вопросы о личностных позициях, ценностях, знаниях и компетенциях университетских преподавателей, какими они исторически были, есть сегодня и какими должны стать предлагается обсудить на первой сессии.

Сессия 2. Кого? – вопрос о студентах.

Как изменяется исторически этос студента классического университета? В чем особенности мышления, психики, поведения современных студентов? Как они влияют на процесс обучения и вовлечения в науку? Какие стратегии мотивации и стимулирования академической успеваемости востребованы сегодня и будут востребованы завтра? В чём особенность этих стратегий в классических университетах? Новые и классические технологии мышления и стратегии понимания в пространстве университетского образования. Современный студент через призму педагогической антропологии, социологии и психологии.

Сессия 3. Чему? – вопрос о содержании образования.

Как меняется содержание классического университетского образования? Какие знания и компетенции были необходимы вчера, востребованы сегодня, будут востребованы в будущем? Как соотносятся между собой задачи воспитания и образования, формирования личности и формирования компетенций? Как соотносятся с содержанием образования различные модели образовательной архитектуры: бакалавриат и магистратура (4 + 2), бакалавриат и магистратура (2 + 2 + 2), специалитет, иные модели? Есть ли общее у гуманитарного, естественно-научного и технического образования в классическом университете? Универсальные, общие и специальные профессиональные компетенции: как соотносятся существующие образовательные стандарты и традиции классического университетского образования? Soft-hard-skills в классическом университетском образовании вчера, сегодня и завтра. Идеальный тип выпускника классического университета вчера, сегодня и завтра: когнитивные ресурсы и способности, ценности и компетенции)? Стратегии конкуренции и взаимодействия классического университета с новыми институциональными формами передачи знаний и формирования компетенций (Интернет, корпоративные, сетевые университеты и др.).

Сессия 4. Как? – вопрос о технологиях, методах и инструментах.

Какие классические образовательные технологии сохранятся в классическом университете 2035? Как меняются методы и инструменты обучения в классическом университете сегодня? Как влияют цифровые технологии на процесс обучения и образовательный контент? Возможен ли «университет понимания, а не запоминания»? Личность преподавателя как инструмент обучения и воспитания. Дидактика и методология организации обучения в классическом университете: прошлое, настоящее, будущее?

Сессия 5. Зачем? – вопрос о целях, смыслах и ценностях классического университетского образования.

Какое будущее формируют классические университеты через своих выпускников? Ценностно-целевая модель идеального выпускника: зачем он пришел к нам и каким должен уйти? Философские и методологические различия обучения и образования в классической парадигме. Университеты и социальный заказ, его версии и уровни. Университеты и неравенство, классическое образование и проблема включенности/исключенности. Элитное и массовое образование сегодня и завтра: каким будет новый дивный мир? Университетские ценности и состояние постмодерна: могут ли университеты отказаться от Больших Идей? Классический университет как драйвер изменений и как лакуна консерватизма: новое и вечное в целях и ценностях, несомых университетами обществу.

Эти и другие вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим классических университетов в перспективе глобальных трендов современности предлагается обсудить на конференции. Мы хорошо отдаём себе отчет в том, что простых и однозначных ответов на предлагаемые вопросы нет и быть не может. Содержание ответов, равно как и форма вопросов - предмет дискуссии и различного видения. Однако от того насколько глубокой и вдумчивой будет дискуссия и насколько реалистичным окажется предлагаемое видение, в существенной степени может зависеть наше общее, вполне обозримое будущее.

Программа конференции будет дополнительно разослана участниками и размещена по адресу: https://www.kubsu.ru/ru/node/28273/

Оператор конференции: кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ (тел. 8-928-403-28-22 – Натэлла, 8-929-848-70-25 – Виктория, 8-928-044-12-90 – Алина)

Рабочие языки конференции: русский, английский. Форма участия: очная (online), заочная. Заявки на участие и статьи принимаются до 15.11.2020 по адресу: konfkubsu@mail.ru

По результатам работы Конференции планируется издание: 1) электронного сборника всех статей, соответствующих требованиям с последующей его регистрацией в системе РИНЦ; 2) печатной коллективной монографии на основе материалов специально отобранных Оргкомитетом по согласованию с авторами, отражающих наиболее интересные аспекты обсуждения рассматриваемых вопросов.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ

Язык публикации: русский или английский. Названия статей, имена авторов, аннотации и ключевые слова представлять обязательно на английском языке для размещения сборника статей в РИНЦ

Объем материалов – не более 24 тыс. знаков (не более 12-ти стр.)

Текстовый редактор – Microsoft Word 2003/2007

Формат листа А5 (14,8 см / 21 см)

Поля – 2 см с каждой стороны

Абзац –1 см, с переносом слов и без нумерации страниц

Интервал между строками – одинарный

Шрифт – Times New Roman, 11 пт для текста, 9 пт для подрисуночной надписи

При использовании шрифта, отличающегося от шрифта основного текста, файл шрифта обязательно должен прилагаться отдельным файлом.

Таблицы и рисунки должны быть пронумерованы и текст должен содержать на них ссылки.

Формулы должны быть набраны в Microsoft Equation

Графические материалы размещаются в тексте и предоставляются отдельно в виде файлов в формате tiff, jpg, bmp с разрешением не менее 96 dpi.

Иллюстрации должны быть подготовлены для черно-белой трафаретной печати.

Пронумерованный список использованной литературы по ГОСТ Р 7.1-2003 (ссылки на литературу даются в квадратных скобках в виде номера из списка литературы. Несколько ссылок в одних скобках разделяются запятой. Список литературы приводится в конце статьи).

Первая позиция – УДК

Вторая позиция – название статьи (полужирный, по центру)

Третья позиция – ФИО автора (авторов) полностью, E-mail (курсив по центру)

Четвертая позиция (для молодых ученых) инициалы, фамилия научного руководителя (курсив по центру)

Пятая позиция – полное название организации, город, страна (курсив по центру)

Шестая позиция – аннотация статьи;

Седьмая позиция – ключевые слова;

Восьмая тринадцатая позиции повторяют со второй по седьмую позиции на английском языке.

Четырнадцатая позиция – текст статьи с иллюстрациями с учетом требований

Пятнадцатая позиция – список литературы в соответствии с требованиями.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора и технического редактирования материалов!

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ

1. Фамилия, имя, отчество (полностью)

 

2. Ученая степень, звание.

 

3. Место работы (учебы), должность

 

4. Соавторы с указанием полных ФИО, ученой степени, звания, места работы

 

5. Название доклада.

 

6. Форма участия (выступление с докладом, публикация доклада без выступления)

 

7. Ваше выступление предполагает презентацию?

 

8. Контактный телефон.

 

9. E-mail.

 

10. Почтовый адрес.

 

11. Нуждаетесь ли Вы в организации проживания?

 

12. Нужен ли Вам вызов (т.е. официальное приглашение) на конференцию (необходимо указать Ф.И.О. руководителя, адрес учреждения, номер факса или адрес электронной почты)