КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию Кубанского государственного университета
«КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Информационная поддержка:
Южно-российский журнал социальных наук (Краснодар)
Журнал «Образовательные технологии» (Москва)
Место проведения:
Краснодар, ул. Ставропольская 149, Кубанский государственный университет
Дата проведения: 10 декабря 2020 г.
Цель конференции: анализ основных трендов в системе высшего образования, обсуждение трансформаций содержания и формы классического университетского образования в XXI веке.
Сегодня мы уже не стоим на пороге глобальных изменений в различных сферах человеческой жизни. Мы находимся в самом центре бурного потока изменений, затрагивающего практически все аспекты жизни современного общества. Эти изменения теснейшим образом связаны с судьбой и ролью университетов, их сегодняшним положением и ожидаемыми трансформациями.
В рамках конференции предлагается обсудить следующие вопросы о настоящем и будущем классического университетского образования:
- Что собой исторически представляет классический университет?
- Что происходит с классическими университетами сегодня? Что будет происходить с ними завтра и будет ли им место в этом «завтра»? Если да, то как им предстоит измениться?
- Что является константами, а что исторически преходящими элементами и моделями классического университетского образования? Как соотносятся между собой эти модели: схоластический, гумбольтовский, современный исследовательский, предпринимательский, цифровой университет и т.д.
- Существует ли миссия классического университета и если да, то обладает ли она универсальным содержанием и в чём оно заключается?
- Какими ценностями должны руководствоваться университеты сегодня и какие ценности они должны нести обществу?
Эти и им подобные вопросы мы предлагаем обсудить в не совсем обычном формате одной пленарной дискуссии и 5-ти проектно-аналитических сессий.
Пленарная дискуссия на тему «Современные тренды в сфере образования и науки: изменения и константы, вызовы и возможные ответы на них (взгляд классических университетов)» призвана очертить контуры проблемной ситуации, сформулировать её основное содержание и ключевые аспекты. При этом рассматривать глобальные тренды и связанные с ними изменения предлагается в контексте трёх миссий университета: образования, науки и влияния на социум.
Предметная рамка конкретизации и обсуждения вопросов на аналитических сессиях задается с одной стороны исторической трихотомией «прошлое-настоящее-будущее», с другой – представлением о 5-ти основных элементах педагогических систем, развернутых в работах Н.В.Кузьминой и её учеников, задающих содержание 5-ти основных вопросов аналитики образовательных систем: кто, кого, чему, как и зачем обучает? При этом мы исходим из того, что именно образовательная миссия для классического университета является главной. Однако данное допущение не рассматривается как догма, но является предметом для дискуссии, наряду с прочими вопросами.
Сессия 1. Кто? - вопрос о преподавателе.
Кто такой университетский преподаватель? Как он изменяется от Болоньи и Сорбонны до MIT и Стэнфорда? Какими, ценностями и компетенциями он должен обладать сегодня и завтра? Какую профессиональную позицию он должен занимать: служителя «разумного, доброго, вечного» или «профессионального коуча»? Как эти позиции воплощаются в стратегиях и технологиях профессиональной деятельности? Возможно ли совмещение этих позиций или они взаимно исключают друг друга? Должен ли преподаватель обязательно быть ученым, место и роль науки в классическом университете? Последствия взаимодействия с работодателями: как изменяют классический академический этос примеры и опыт бизнес-сообщества? Эти и им подобные вопросы о личностных позициях, ценностях, знаниях и компетенциях университетских преподавателей, какими они исторически были, есть сегодня и какими должны стать предлагается обсудить на первой сессии.
Сессия 2. Кого? – вопрос о студентах.
Как изменяется исторически этос студента классического университета? В чем особенности мышления, психики, поведения современных студентов? Как они влияют на процесс обучения и вовлечения в науку? Какие стратегии мотивации и стимулирования академической успеваемости востребованы сегодня и будут востребованы завтра? В чём особенность этих стратегий в классических университетах? Новые и классические технологии мышления и стратегии понимания в пространстве университетского образования. Современный студент через призму педагогической антропологии, социологии и психологии.
Сессия 3. Чему? – вопрос о содержании образования.
Как меняется содержание классического университетского образования? Какие знания и компетенции были необходимы вчера, востребованы сегодня, будут востребованы в будущем? Как соотносятся между собой задачи воспитания и образования, формирования личности и формирования компетенций? Как соотносятся с содержанием образования различные модели образовательной архитектуры: бакалавриат и магистратура (4 + 2), бакалавриат и магистратура (2 + 2 + 2), специалитет, иные модели? Есть ли общее у гуманитарного, естественно-научного и технического образования в классическом университете? Универсальные, общие и специальные профессиональные компетенции: как соотносятся существующие образовательные стандарты и традиции классического университетского образования? Soft-hard-skills в классическом университетском образовании вчера, сегодня и завтра. Идеальный тип выпускника классического университета вчера, сегодня и завтра: когнитивные ресурсы и способности, ценности и компетенции)? Стратегии конкуренции и взаимодействия классического университета с новыми институциональными формами передачи знаний и формирования компетенций (Интернет, корпоративные, сетевые университеты и др.).
Сессия 4. Как? – вопрос о технологиях, методах и инструментах.
Какие классические образовательные технологии сохранятся в классическом университете 2035? Как меняются методы и инструменты обучения в классическом университете сегодня? Как влияют цифровые технологии на процесс обучения и образовательный контент? Возможен ли «университет понимания, а не запоминания»? Личность преподавателя как инструмент обучения и воспитания. Дидактика и методология организации обучения в классическом университете: прошлое, настоящее, будущее?
Сессия 5. Зачем? – вопрос о целях, смыслах и ценностях классического университетского образования.
Какое будущее формируют классические университеты через своих выпускников? Ценностно-целевая модель идеального выпускника: зачем он пришел к нам и каким должен уйти? Философские и методологические различия обучения и образования в классической парадигме. Университеты и социальный заказ, его версии и уровни. Университеты и неравенство, классическое образование и проблема включенности/исключенности. Элитное и массовое образование сегодня и завтра: каким будет новый дивный мир? Университетские ценности и состояние постмодерна: могут ли университеты отказаться от Больших Идей? Классический университет как драйвер изменений и как лакуна консерватизма: новое и вечное в целях и ценностях, несомых университетами обществу.
Эти и другие вопросы, связанные с прошлым, настоящим и будущим классических университетов в перспективе глобальных трендов современности предлагается обсудить на конференции. Мы хорошо отдаём себе отчет в том, что простых и однозначных ответов на предлагаемые вопросы нет и быть не может. Содержание ответов, равно как и форма вопросов - предмет дискуссии и различного видения. Однако от того насколько глубокой и вдумчивой будет дискуссия и насколько реалистичным окажется предлагаемое видение, в существенной степени может зависеть наше общее, вполне обозримое будущее.
Программа конференции будет дополнительно разослана участниками и размещена по адресу: https://www.kubsu.ru/ru/node/28273/
Оператор конференции: кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ (тел. 8-928-403-28-22 – Натэлла, 8-929-848-70-25 – Виктория, 8-928-044-12-90 – Алина)
Рабочие языки конференции: русский, английский. Форма участия: очная (online), заочная. Заявки на участие и статьи принимаются до 15.11.2020 по адресу: konfkubsu@mail.ru
По результатам работы Конференции планируется издание: 1) электронного сборника всех статей, соответствующих требованиям с последующей его регистрацией в системе РИНЦ; 2) печатной коллективной монографии на основе материалов специально отобранных Оргкомитетом по согласованию с авторами, отражающих наиболее интересные аспекты обсуждения рассматриваемых вопросов.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЕЙ
Язык публикации: русский или английский. Названия статей, имена авторов, аннотации и ключевые слова представлять обязательно на английском языке для размещения сборника статей в РИНЦ
Объем материалов – не более 24 тыс. знаков (не более 12-ти стр.)
Текстовый редактор – Microsoft Word 2003/2007
Формат листа А5 (14,8 см / 21 см)
Поля – 2 см с каждой стороны
Абзац –1 см, с переносом слов и без нумерации страниц
Интервал между строками – одинарный
Шрифт – Times New Roman, 11 пт для текста, 9 пт для подрисуночной надписи
При использовании шрифта, отличающегося от шрифта основного текста, файл шрифта обязательно должен прилагаться отдельным файлом.
Таблицы и рисунки должны быть пронумерованы и текст должен содержать на них ссылки.
Формулы должны быть набраны в Microsoft Equation
Графические материалы размещаются в тексте и предоставляются отдельно в виде файлов в формате tiff, jpg, bmp с разрешением не менее 96 dpi.
Иллюстрации должны быть подготовлены для черно-белой трафаретной печати.
Пронумерованный список использованной литературы по ГОСТ Р 7.1-2003 (ссылки на литературу даются в квадратных скобках в виде номера из списка литературы. Несколько ссылок в одних скобках разделяются запятой. Список литературы приводится в конце статьи).
Первая позиция – УДК
Вторая позиция – название статьи (полужирный, по центру)
Третья позиция – ФИО автора (авторов) полностью, E-mail (курсив по центру)
Четвертая позиция (для молодых ученых) инициалы, фамилия научного руководителя (курсив по центру)
Пятая позиция – полное название организации, город, страна (курсив по центру)
Шестая позиция – аннотация статьи;
Седьмая позиция – ключевые слова;
Восьмая – тринадцатая позиции повторяют со второй по седьмую позиции на английском языке.
Четырнадцатая позиция – текст статьи с иллюстрациями с учетом требований
Пятнадцатая позиция – список литературы в соответствии с требованиями.
Оргкомитет оставляет за собой право отбора и технического редактирования материалов!
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ
1. Фамилия, имя, отчество (полностью) |
|
2. Ученая степень, звание. |
|
3. Место работы (учебы), должность |
|
4. Соавторы с указанием полных ФИО, ученой степени, звания, места работы |
|
5. Название доклада. |
|
6. Форма участия (выступление с докладом, публикация доклада без выступления) |
|
7. Ваше выступление предполагает презентацию? |
|
8. Контактный телефон. |
|
9. E-mail. |
|
10. Почтовый адрес. |
|
11. Нуждаетесь ли Вы в организации проживания? |
|
12. Нужен ли Вам вызов (т.е. официальное приглашение) на конференцию (необходимо указать Ф.И.О. руководителя, адрес учреждения, номер факса или адрес электронной почты) |
|