Вы здесь

Михаил Астапов: «Кубанский госуниверситет – трамплин для успешной карьеры»

Краснодар, 16 июля – Юг Times, Алла Михеенко. Роль главного в Краснодарском крае вуза невозможно переоценить - это кузница успешных востребованных кадров страны и мощная научно-исследовательская база.

Ректор Кубанского государственного университета (КубГУ) в интервью «Юг Times» рассказал о ходе приемной кампании - 2020, подготовке к празднованию 100-летнего юбилея вуза, незыблемом качестве высшего образования и новых реалиях обучения в условиях эпидемиологической турбулентности.

- Михаил Борисович, этот год особенный для Кубанского госуниверситета - 5 сентября вузу исполняется 100 лет! Как сейчас проходит подготовка к празднованию?

- Безусловно, для нас это знаменательная дата. На заседании комитета по организации празднования юбилея мы обсуждали возможный формат в условиях неопределенности из-за пандемии. К окончательному варианту пока не пришли. То, что планировалось реализовать до коронавируса, сделать в задуманных масштабах не удастся. Однако скажу точно, что мы хотим 5 сентября, день в день, провести мероприятие в дистанционном режиме с участием известных выпускников КубГУ, а также коллег, друзей университета и наших зарубежных партнеров. Также планируем проводить различные мероприятия в течение всего учебного года.

ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ

- Как обновляется инфраструктура вуза?

- В течение последнего учебного года мы проводим большую работу по реконструкции фасада главного корпуса. Также ремонтируем объекты в студенческом городке, в планах - реконструкция общежития. Продолжаем улучшать студенческий стадион. Благодаря помощи Сергея Галицкого год назад на нем был обновлен футбольный газон. Сейчас мы занимаемся реконструкцией беговых дорожек, секторов. К осени работы завершим. Хотим, чтобы, несмотря на солидный возраст, университет выглядел молодо, современно и, самое главное, был комфортной средой для наших студентов, преподавателей, сотрудников.

- Ранее были заявлены планы по строительству храма на территории вуза. На каком этапе реализация данного проекта?

- Эти планы постепенно воплощаются в жизнь. Напомню, отправной точкой послужил визит патриарха в университет и освящение закладного камня на месте строительства храма. После мы решили очень сложные вопросы выделения земельного участка, сейчас ведем сбор средств. Храм будет строиться за счет добровольных пожертвований, которые уже аккумулируются на счете прихода. Определен священник - отец Павел, который на месте проводит службу. Работа идет, но, к сожалению, медленнее, чем мы хотели бы. Требуются изменения в градостроительный план Краснодара, решение других сложных вопросов, которые от университета не зависят.

НОВОЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 

- В этом году пандемия вносит свои коррективы в привычный темп любой сферы деятельности. Как университет справился с организацией работы и выпуском студентов? 

- Как абсолютное большинство российских вузов, мы с конца марта тотально перешли на дистанционный формат обучения по всем направлениям подготовки. Я благодарен нашим преподавателям, потому что они смогли перестроиться и выдержать это непростое испытание. В нашей стране нет ни одного вуза, который был бы к этому готов на 100%, несмотря на то, что с разной степенью успешности использовались дистанционные технологии обучения. Это была сложная работа технически и психологически, резко возросли трудозатраты как у преподавателей, так и у студентов. В целом мы этот этап выдержали. Сейчас идет период промежуточной и итоговой аттестаций в дистанционном формате. Если бы еще год назад мне сказали, что летом 2020 года будем проводить все эти процедуры в удаленном формате, я бы не поверил. По сути, это был безальтернативный вариант, когда мы должны или обеспечить работу образовательной организации в существующих условиях, или прекратить деятельность, что неприемлемо, ведь в нашем вузе обучается 30 тысяч студентов.

- Означает ли это, что мы вступаем в новый этап развития нашего образования, которое больше станет дистанционным?

- В этом плане моя личная точка зрения не оригинальна и широко распространена. Я считаю, что образование в основном должно осуществляться в традиционной форме. Ведь ничто не может заменить очного общения преподавателя и студента. Причем речь идет не только о проведении лекционных и практических занятий, но и консультировании, проведении итоговых контрольных процедур, а также лабораторных исследований, требующих определенного оснащения. В этом году мы были вынуждены часть процедур, которые планировали проводить в течение этого семестра, перенести на осенний период. 

С другой стороны, я считаю, очень большие перспективы использования дистанционного обучения при реализации программ дополнительного профессионального образования: повышения квалификации и переподготовки кадров. Здесь это вполне приемлемо.

- Сколько студентов в этом году получит дипломы?

- Около 7000 человек в этом году завершат обучение по различным уровням образования и формам обучения. При этом предполагаю, что большая часть из тех, кто обучался по программам бакалавриата и специалитета, поступит к нам на магистратуру, а получившие у нас среднее профобразование запланируют поступление на программы бакалавриата и специалитета. Выпуск из университета состоится в те же сроки, в июле.

ОТБОР АБИТУРИЕНТОВ

- Как в этом году работает приемная кампания? Изменились ли правила поступления?

- Приемная кампания, как полагается, стартовала 20 июня. Срок остался незыблемым, а все остальное претерпело изменения. Раньше прием документов осуществлялся только в очной форме: выпускники школ, учреждений среднего профобразования приходили в приемную комиссию, консультировались, сдавали документы. Нынче поступать можно, используя три варианта: подать документы в электронном виде через личный кабинет абитуриента на нашем сайте; прийти лично, предварительно записавшись в приемную комиссию, используя электронную очередь, также на нашем сайте; послать документы по почте. Стоит отметить, что ежегодно в университет подается 65-75 тысяч заявлений.

Ситуация нынешнего года уникальная. У нас 11-классники получили аттестат о среднем общем образовании, не сдавая Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Такого никогда не было. Теперь они имеют право сдавать документы, не имея результатов ЕГЭ, экзамен пройдет позже, а окончательные итоги будут известны после 15 августа.

Кроме того, что касается дополнительных испытаний для абитуриентов, напомню, у нас есть творческие экзамены на факультетах архитектуры и дизайна, художественно-графическом, журналистики. Их проведем в августе.

Таким образом, процедуры зачисления в вуз, которые ранее планировались на 3-8 августа, перемещаются на третью декаду месяца, а зачисление на платную форму произойдет только 31 августа. Однако все процедуры приема мы планируем завершить до 1 сентября.

- Много ли молодых людей станут студентами КубГУ в этом году?

- Студентами могут стать примерно 9,5 тысяч человек, в прошлом году их было 8,5 тысяч. При этом я хотел бы обратить внимание, что в нашем вузе самое большое количество бюджетных мест - более 3,5 тысяч, остальная часть студентов может учиться на платной форме. Вместе с тем, несмотря на большое количество мест, КубГУ держит марку качества: по среднему баллу поступивших по результатам ЕГЭ среди классических университетов мы входим в десятку лучших в России.

- В этом году Дни открытых дверей были проведены онлайн. Насколько этот формат оказался удобен?

- 10 июня, за 10 дней до начала приемной кампании, я, как ректор университета, выступил с приветственным словом, а с 11 по 19 июня по графику прошли онлайн встречи с деканами факультетов и директорами институтов. Мы транслировали выступления на нашем Ютуб-канале и в официальном сообществе Вконтакте. Поразительным оказалось общее количество просмотров - более 34 тысяч. Мы допускаем, что часть из них могли не смотреть в полном объеме, но интерес очень велик. Когда проводили День открытых дверей очно, максимум в университет приходило 3,5 - 4 тысячи человек. Как такой ажиотаж скажется на приемной кампании, сложно сказать, об этом мы поговорим в начале осени.

- Как работает приемная комиссия?

- Работа приемной комиссии усложнилась. Увеличилась нагрузка в связи с подачей документов в электронном виде. Много заявлений приходится отсылать обратно для доработки. Кроме того, приходят по графику абитуриенты, которые записываются через сайт. Поэтому количество людей, задействованных в комиссии, мы увеличили на одну пятую часть в сравнении с традиционной формой.

При очном общении в университете выполняются все требования Роспотребнадзора. У каждого человека измеряется температура, соблюдается дистанция. С большим трудом мы закупили рециркуляторы, проводятся кондиционирование воздуха, проветривание, уборка. Таким образом, реализован полный комплекс мер безопасности.

ИНТЕРЕС К НАУКАМ

- С каждым годом растет количество первокурсников. С чем это связано, по-вашему?

- Рост происходит не из- за того, что мы расширяем спектр направлений подготовки. Он в последние годы остается относительно стабильным. Просто по отдельным, наиболее высоко-конкурсным направлениям увеличиваем количество мест.

Это связано прежде всего с тенденцией повышенного спроса. Например, в последнее время возник ажиотаж на специальности, связанные с IT-технологиями. Я хорошо помню, когда конкурс на инженерные уровни подготовки был практически нулевой - 2 - 3,5 заявления на одно место. Сейчас возрастает количество тех, кто хочет получить инженерные специальности на факультетах физико-технологическом, химии и высоких технологий, прикладной математики и компьютерных наук. Вместе с тем лидеры - юриспруденция, экономика, государственное и муниципальное управление - уже не являются столь высоко- конкурсными, но, безусловно, сохраняют лидирующие позиции. В прошлом году конкурс оценивался в 40-60 заявлений на одно место по ряду направлений этой группы.

В целом спектр велик. В университете более 70 направлений бакалавриата и специальностей: от физиков до лириков. Кроме того, большой перечень программ магистратуры. В ней задействована пятая часть студентов КубГУ. Кстати, в магистратуре учатся выпускники не только нашего бакалавриата, но и других вузов Краснодарского края и России. Их доля составляет 15-20%.

Также спрос на образование в нашем университете обоснован качеством и хорошей репутацией. Обучение в КубГУ стало престижным. Учитывая, что количество выпускников по России не увеличивается, происходит перераспределение абитуриентов между различными вузами. Те, которые выигрывают в конкурентной борьбе, увеличивают количество мест, другие вузы вынуждены их сокращать.

- Какова доля иностранных студентов? Растет ли она?

- Сегодня порядка 4 - 4,5% от общего контингента составляют студенты из других государств, представлены 56 стран мира, практически все континенты. Стоит сказать, что количество желающих поступить к нам из других государств гораздо больше, чем фактически обучается. Существенно ограничивающим наши возможности фактором является отсутствие необходимого количества мест в общежитии. В ближайшие годы мы планируем построить новое общежитие - это повлечет за собой увеличение количества иностранных студентов, а также обучающихся из сельских территорий и отдаленных мест России.

- С какими европейскими вузами вы сотрудничаете? 

- КубГУ имеет устойчивые связи с разными странами и вузами. Например, многолетнее сотрудничество нас объединяет с самым крупным вузом юга Европы - Университетом имени Аристотеля в Салониках, где обучается 90 тысяч студентов. Мы развиваем совместные программы, ведем научные проекты и осуществляем академический обмен. Более 25 лет сотрудничаем с Берлинским институтом техники и экономики и реализуем программу «двух дипломов». Наши и немецкие студенты имеют возможность получить диплом КубГУ и Берлинского института. Это не массовый процесс, потому что обучение проходит на английском языке, тем не менее, такие примеры есть. Достаточно успешно развиваются отношения с одними из старейших университетов Европы - Венским университетом и Коимбрским университетом. Все это говорит о том, что вуз узнаваем не только в России, но и за пределами. А иностранные студенты считают честью учиться у нас. Я сам лично беседовал со студентом из Новой Зеландии, который оказался в КубГУ на магистратуре. По его словам, ожидания от обучения были с лихвой оправданы.

- Меняется ли восприятие высшего образования? Диплом - это просто цель или же инструмент, с помощью которого по специальности работает человек?

- Во-первых, изменилась установка. В 90-е и начало 2000-х абитуриенты следовали родительскому наказу: главное - получить диплом, а там разберемся. Сейчас поступающие не только спрашивают, каковы условия обучения в университете, но и задают вопросы о том, где смогут работать. Во-вторых, раньше можно было долгое время без дополнительного обучения успешно работать и расти по карьерной лестнице. Нынче образование я сравнил бы с конструктором, когда из разных деталей «собирается» высококлассный специалист. Требования на рынке труда меняются быстро, и зачастую становится понятно, что после обучения по программе экономики, например, возникает необходимость обучения в магистратуре в области юриспруденции или управления. В этом смысле образование стало более гибким.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

- Какие перспективы открываются для студентов КубГУ? Получают ли они достойную практику в компаниях края, органах власти, чтобы в конечном итоге иметь полный объем инструментов для выхода в «большую жизнь»?

- Безусловно, вуз большое внимание уделяет проблеме содействия студентов в трудоустройстве, и мы рассматриваем потенциальных работодателей не только как возможность организации практики и стажировки наших студентов. В этом плане давно сотрудничаем с различными крупными бизнес-образованиями. Например, Ростелеком, Концерн «Калашников», Роснефть. Это взаимовыгодный процесс: он позволяет решать одним кадровые проблемы, выбирая лучших специалистов университета, а другим - проблему содействия по трудоустройству. Не так давно мы принимали коллег Абинского металлургического завода - современного предприятия, которое появилось в Краснодарском крае. Показали наши возможности, договорились о том, что будем помогать им кадрами и выполнять научные проекты в интересах этого предприятия. Таким образом, мы будем, с одной стороны, развивать науку, с другой стороны - трудоустраивать наших специалистов на современном производстве.

Кроме того, отмечу проект «Лидеры Кубани» при содействии Законодательного Собрания Краснодарского края и администрации региона. Благодаря ему наши студенты проходят стажировку, а затем получают возможность работать в органах госвласти. Это тоже очень важно и престижно для нас.

- Недавно стало известно, что университет вошел в сотню лучших вузов России по версии Forbes. Как удалось достичь высокой планки?

- Рейтинг Forbes, безусловно, говорит о независимой оценке качества. Они пользуются информацией из открытых источников и опросом определенной части бывших выпускников, бизнес-сообщества. При составлении первого рейтинга вузов, два года назад, было приятно оказаться в сотне, а в этом году мы на 58-й строке. На мой взгляд, это говорит о качественных изменениях в работе вуза и серьезном прогрессе. Недавно обнародовали национальный рейтинг университетов, в котором мы оказались на 56-м месте, при этом по критерию «Образование» в этом же рейтинге занимаем 8-е место. Это говорит о реальном положении университета в градации лучших вузов страны. Вне сомнения, это важный репутационный момент.

Мы очень гордимся своими выпускниками, которые добились больших результатов, причем в совершенно разных сферах нашей деятельности. Это тоже показатель качества образования. Это и губернатор Вениамин Кондратьев, бизнесмен Сергей Галицкий, председатель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Юрий Агафонов. Это и представители, работающие в органах федеральной власти, например, член Президиума Верховного Суда РФ Виктор Момотов. И таких примеров много, это свидетельствует о том, что университет выступает в качестве трамплина для существенного рывка.

ДОСЬЕ «ЮГ TIMES»

Михаил Борисович Астапов родился 28 октября 1959 года в Тихорецке.

В 1977 году устроился работать на Тихорецкий завод химического машиностроения «Красный Молот».

В 1983 году окончил Кубанский государственный университет, получив специальность географа. После вуза в течение трех лет преподавал на кафедре экономической и социальной географии КубГУ. 

С 1986 по 1987 год работал учителем географии, совмещая с должностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе краснодарской школы №61. 

С 1987 года в течение двух лет занимал должность инспектора отдела образования Советского райисполкома Краснодара.

С 1989 года работал в департаменте образования и науки Краснодарского края, прошел путь от специалиста до руководителя.

С июля 2008 года - ректор Кубанского государственного университета.

В октябре 2018 года награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени. 

 

Источник: Юг Times