Михаил Астапов: «Значение науки в экономике Кубани должно быть еще более весомым»
Система высшего образования сегодня все более активно интегрируется в экономику России. Выпуск квалифицированных кадров — лишь одна из задач, которую решают вузы. В числе приоритетов теперь значатся и другие вопросы.
Об этом можно судить, например, по недавно подведенным итогам конкурса «Вузы как центры пространства развития инноваций». Название мероприятия говорит само за себя, а важность наглядно демонстрирует то, что конкурс был проведен Министерством образования и науки РФ по поручению федерального правительства. В результате были выявлены вузы, оказывающие наибольшее влияние на экономику регионов, и одним из лауреатов стал Кубанский государственный университет.
Руководитель главного на Кубани вуза — КубГУ — Михаил Астапов рассказал в интервью «Юг Times» о взаимовыгодном партнерстве университета с бизнесом в сфере инноваций, создании безболезненной методики раннего диагностирования онкологических заболеваний и важности для Краснодарского края Стратегии-2030.
— О высоком статусе конкурса красноречиво говорит то, что в нем приняли участие все федеральные и национальные исследовательские университеты. То есть фактически все ведущие вузы России. Общее число участников превысило 160.
Подведение итогов состоялось на базе Белгородского государственного технологического университета в рамках форума «Опорные университеты — драйверы развития регионов». Почему был сделан такой выбор? На примере БелГТУ вузовскому сообществу было продемонстрировано, как университет влияет на развитие экономики конкретного региона, как выстроены отношения с областной властью, хозяйствующими субъектами и вузом. Так что место проведения было выбрано неслучайно.
По итогам конкурса победителями признали 51 вуз. В их число вошли все 10 федеральных университетов, действующих в каждом из федеральных округов России, и 6 национальных исследовательских университетов. Также победителями стали 23 опорных региональных вуза. В число лауреатов вошел и КубГУ.
С ОПОРОЙ НА СВОИ РЕСУРСЫ
— Михаил Борисович, в России гораздо больше вузов, нежели приняли участие в конкурсе. Каким образом определялись те, кто был допущен к мероприятию?
— Одним из самых важных моментов был объем средств, привлекаемых из разных источников в научную деятельность. Этот показатель для нашего вуза составил 147 тысяч рублей в год на каждого научно-педагогического сотрудника. Чтобы вы понимали, много это или мало, скажу, что пороговое значение, которое позволяло участвовать в конкурсе, 115 тысяч рублей.
Второй важный фактор — финансовая устойчивость вуза. Одно дело, когда деньги поступают только из бюджета, другое — когда учреждение умеет зарабатывать самостоятельно, используя научные, образовательные и иные ресурсы. Так вот, в бюджете КубГУ 49% средств привлечены не из государственного сектора. Минимально допустимое значение здесь составляло 40%.
Третий момент связан со структурой подготовки студентов. По требованиям конкурса, в магистратуре должно обучаться не менее 10% студентов. У нас этот показатель — свыше 26%.
Еще выделю такой фактор, как средний балл ЕГЭ поступивших на первый курс. Минимум для участия в конкурсе — 66%. У нас он выше 73%. Кстати, по этому показателю КубГУ вообще является одним из лидеров в России. Среди классических университетов, а их в стране около 90, мы в 2017 году заняли 8-е место. На Юге России опередили всех в этой группе вузов, в том числе Южный федеральный университет.
В ЗОНЕ ПРОРЫВА
— Именно эти высокие показатели определили присутствие КубГУ среди лауреатов конкурса?
— Не только. Кроме этого, мы должны были разработать модель эффективного университетского центра инновационного, технологического и социального развития региона в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Представленная нами программа прошла две независимые экспертизы.
Одну из них проводили работодатели в лице Общественно-делового совета. Они изучили каждую программу на предмет ее соответствия модели университетских центров. Вторую экспертизу осуществили специалисты из образовательного сектора — представители ведущих вузов, профи в области образования. Оценивали программы предельно строго. Так что случайной победу в конкурсе не назовешь.
— Что, на ваш взгляд, помогло склонить мнение экспертов к высокой оценке модели, представленной КубГУ?
— Предполагаю, что, помимо прочего, за нас сыграла давно сложившаяся репутация серьезного научного центра. Мы лидеры по многим показателям. Достаточно сказать, что за прошлый год только в международных научных изданиях было опубликовано 211 статей. Не сомневаюсь, что на решение экспертов повлияла и эффективность нашего Эколого-аналитического центра. Он создан на базе факультета химии и высоких технологий и привлекает на развитие науки средства, соизмеримые с объемами всего университета. Центр можно назвать зоной прорыва, которая позволяет проводить работу в интересах экономики не только Кубани, но и всей РФ.
В ПОМОЩЬ МЕДИЦИНЕ
— Проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» предполагает партнерство с предприятиями, которые реализуют передовые, актуальные для экономики идеи. Какие примеры подобного сотрудничества являются наиболее характерными для КубГУ?
— Я упомянул об Эколого-аналитическом центре. Это подразделение нашего вуза на протяжении пяти лет развивает тесные деловые связи с корпорацией «Роснефть», осуществляющей добычу нефти на территории Краснодарского края. Понятно, что нефтепромысел в Азовском море сопряжен с многочисленными опасностями и угрозами. Поэтому очень важно соблюдать комплекс мероприятий, которые способствуют минимизации нанесения ущерба окружающей среде. И в этой работе, которую проводит «Роснефть», КубГУ выступает в качестве партнера. Наш Центр полностью обеспечивает экологический мониторинг окружающей среды — и водного бассейна, и суши. Причем это сотрудничество развивается не просто потому, что так кто-то решил. Нет. Мы выиграли конкурс, предоставив наиболее оптимальные условия для проведения экологической экспертизы. Это стало возможным благодаря тому, что вуз располагает уникальным оборудованием, которое позволяет проводить самые сложные исследования, и, безусловно, кадрами высочайшей квалификации.
— В каких других областях осуществляется партнерство в сфере инноваций?
— Приведу пример из социальной сферы. Мы сотрудничаем с краевой клинической больницей №1, которая имеет статус научно-исследовательского института. С чего все началось? Летом прошлого года к нам обратился академик Владимир Порханов. Зная о наших возможностях, он предложил совместный проект — проведение ранней диагностики онкологии легких.
Метод, который мы сейчас совместно разрабатываем, связан с анализом выдыхаемого человеком воздуха. То есть диагностика безболезненна, в отличие от принятых сейчас на вооружение нашей медициной. Кто сталкивался с онкологическими проблемами, понимает, о чем речь. В настоящее время идет исследовательская работа, которую мы планируем завершить в 2018 году. Очевидно, проект имеет огромную социальную значимость. Если у нас все получится, это станет еще одной большой победой, реально поможет многим людям.
ИНТЕЛЛЕКТ ДЛЯ ЖЕЛЕЗА
— В последние годы КубГУ стал настоящим центром российской робототехники. Расскажите об этом.
— Действительно, данное направление инновационной деятельности сейчас является для нас одним из приоритетных. А ведь три года назад все начиналось с увлечения группы любителей, которым было выделено маленькое помещение. Ребята — в основном преподаватели и студенты физтеха, математики-прикладники — успешно творили, создавали, привозили грамоты со студенческих соревнований.
Этот энтузиазм мы поддержали, выделили новое помещение, несмотря на все наши проблемы с площадями, помогли материально. И в какой-то момент робототехники вышли совсем на другой, гораздо более высокий уровень. Их работы получили положительные отзывы в Сколково, проекты увидел и одобрил президент нашей страны Владимир Путин.
Все это вызвало интерес концерна «Калашников», и летом этого года в Краснодар прилетел Алексей Криворучко — генеральный директор известной на весь мир компании. По его инициативе мы подписали соглашение о сотрудничестве в области науки, образования, разработки совместных проектов.
— Почему такой договор был заключен именно с КубГУ?
— Во-первых, мы выиграли конкурс, проведенный концерном. Во-вторых, представители «Калашникова» анализировали рынок имеющихся в России разработок. Для этого в Краснодар не раз приезжали сотрудники концерна. По словам Алексея Криворучко, они увидели у нас потенциал, который способен помочь им реализовать отдельные проекты и инновационные разработки. Что касается нас, то для КубГУ такое партнерство позволяет использовать ресурсы концерна для нашей научной деятельности. У вуза появляется площадка совершенно другого масштаба и, так сказать, возможность придать железу больший интеллект.
Кстати, во время визита Криворучко ознакомился с состоянием научно-технической базы университета. И это была не просто дань вежливости. Руководитель концерна заинтересовался еще двумя направлениями нашей деятельности, которые не имеют к робототехнике никакого отношения. Не хочу опережать события, но полагаю, что вскоре можем начать партнерство в новых проектах.
СТРАТЕГИЯ — ШАГ В БУДУЩЕЕ
— Получается, в сфере инноваций интересы вуза уже шагнули за пределы региона. Значит ли это, что потенциал интеграции в краевую экономику исчерпан?
— Конечно же, нет. Именно поэтому мы и приняли участие в конкурсе «Опорные университеты — драйверы развития регионов». Направлений для расширения деятельности — масса.
У нас есть разработки в сфере биотехнологий. Видим перспективы в промышленном секторе. Далеко не все идеи реализованы в сельском хозяйстве. А сколько простора для инноваций в сфере туризма и сервиса!
Кстати, о последнем хочу сказать особо. У нас ведь отчасти мало-мальски реализован лишь потенциал санаторно-курортной отрасли на Черном море. А побережье Азовского все еще ждет своего часа. При этом есть и третье масштабное направление — предгорье. Это та же Швейцария, только, увы, необустроенная…
— И независимые эксперты, и представители делового сообщества, и руководство края большие надежды в развитии региона связывают со Стратегией-2030. Вы с этим согласны?
— Безусловно. Скажу больше — ученые нашего вуза помогали специалистам Леонтьевского центра разрабатывать этот перспективный документ.
Лично я вижу в нем новые возможности и для Краснодарского края в целом, и для нашего вуза в частности. У нас есть все, чтобы увеличить значение роли КубГУ как драйвера экономического роста Кубани. Главное — кадры и интеллект, который может — и должен! — быть востребован в большей степени, нежели сегодня. Плюс — мощная научно-исследовательская база.
Стратегия способна решить ключевую проблему. В чем она? Сегодня ученые часто работают в сфере инноваций сами по себе, а экономика — где-то там, вне влияния науки. Они далеки друг от друга, их взаимосвязь прослеживается только на отдельных примерах. Такую практику надо ломать. Надеюсь, Стратегия станет неким определяющим началом, которое позволит интегрировать экономику и научный потенциал. Если мы этого добьемся, регион сделает гигантский шаг вперед.
ДОСЬЕ «ЮГ TIMES»
Михаил Борисович Астапов родился 28 октября 1959 года в Тихорецке.
В 1977 году устроился работать на Тихорецкий завод химического машиностроения «Красный Молот».
В 1983 году окончил Кубанский государственный университет, получив специальность географа. После вуза в течение трех лет преподавал на кафедре экономической и социальной географии КубГУ.
С 1986 по 1987 годы работал учителем географии, совмещая с должностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе краснодарской школы № 61.
С 1987 года в течение двух лет занимал должность инспектора отдела образования Советского райисполкома Краснодара.
С 1989 года работал в департаменте образования и науки Краснодарского края, прошел путь от специалиста до руководителя.
С июля 2008 года — ректор Кубанского государственного университета.
В октябре 2018 года награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани I степени».
Краснодар, 29 декабря - Юг Times, Марина Тугаева.