Top.Mail.Ru

Вы здесь

Иллюстрации к более 500 детским книгам — дело рук Сергея Тараника

Сегодня День детской книги. Впервые издание для детей появилось в 1658 году. Тогда чешский священник и педагог Ян Коменский создал учебник на латыни с гравюрами «Мир чувственных вещей в картинках». До этого дети учились грамоте по религиозным книгам.

Сейчас полки магазинов переполнены детской литературой. Но прежде, чем книги туда попадают, над ними долго работают сотрудники издательств и иллюстраторы. Благодаря богатому воображению Сергея Тараника уже не одно поколение детей увидело, как может выглядеть Домовенок Кузя, Баба Яга и другие герои сказок. За 20 лет художник проиллюстрировал более 500 книг. В последнее время за помощью к нему часто обращаются и зарубежные писатели.

Наверное, это родом из детства, потому что любил книжки читать. И, кстати, рисование оттуда же пошло, потому что, как многие дети, да практически все, это срисовывание картинок из книг, — сказал Сергей Тараник, художник-иллюстратор.

Прежде, чем найти себя в профессии, Сергей Тараник работал в разных сферах. Сначала на фабрике придумывал и оформлял сувениры из дерева. Занимался рекламой. В краснодарском книжном издательстве много лет был художественным редактором. Но там приходилось заниматься общим оформлением книг. И только в 90-х, к 40-ка годам, пришел к иллюстрациям детской литературы. Тогда, конечно, рисунок полностью выполнялся красками на бумаге.

Это старые иллюстрации, конец XX века. Сказки Пушкина, «Золотой петушок». Это вот обложка«Русские сказки». Это все делалось как раз в докомпьютерную эпоху, когда еще никто ничего не знал. Я его не видел. Так только читал, слышал, что есть такая машина, называется компьютер. Многие, когда я уже завел себе компьютер, однокурсники говорили: «А как ты работаешь с ним?». А я говорю: «Ну как?! Ему дал на ночь задание. Утром проснулся. Он все сделал. А я пошел денег получил», — вспоминает Сергей Тараник.

Современные технологии облегчили труд художника. Теперь вместо холста — монитор, а вместо красок и кисти — графический планшет со стилусом. Рисунок можно увеличить и добавить необходимые детали. Но от бумажных набросков Сергей Тараник окончательно пока не отказался. Идея может прийти в любой момент, в любом месте, когда техники нет под рукой. Тогда на помощь приходят блокнот и ручка.

В последнее время перешел на такую смешанную технику, когда работаешь в начале традиционными способами на бумаге — карандаш, акварель, темпера, а потом сканируешь и заканчиваешь в цифре уже. Графический редактор — мой помощник. Он расслабляет глаза. Можно делать мелкие детали. Все достаточно удобно, — считает Сергей Тараник.

Сергей Тараник создает и дизайн детских книжек. Здесь же, в графическом редакторе, делает верстку будущего издания. Как правило, художник читает полностью произведение и сам выбирает, какие отрывки будет иллюстрировать. Но иногда издатель предоставляет уже сверстанную книгу с пустыми листами для картинок. И даже, когда сказка не по душе, в нее приходится добавлять краски.

А если бы хирургу не понравился больной, и он бы сказал: «А я его резать не буду, от него воняет». Нет, тут если взялся, то взялся. Если слово дал, то это уже нужно делать. Это уже профессионализм, это на уровне подсознания. Ты читаешь, допустим, детскую книгу, вот она отложилась в голове. Какие-то схемы можно наметить себе. А потом оно вдруг только раз внезапно щелк, появилось. Остается обогатить деталями, — добавляет Сергей Тараник.

При работе с художественными редакторами приходится учитывать технические моменты: яркость рисунка, прорисовку деталей и бумагу, на которой все это будут печатать в типографии. Сейчас своим огромным опытом Сергей Тараник делится со студентами. На худграфе КубГУ преподает академический рисунок и художественную графику. А в свободное от лекций время продолжает творить в любимом направлении.

Виктория Носик

Источник: ГТРК "Кубань".