Top.Mail.Ru

Вы здесь

Международная научно-практическая конференция "Гамлет и Дон Кихот в русской и зарубежной словесности"

16 декабря 2016

Вы здесь

16 декабря 2016 года

филологический факультет Кубанского государственного университета

проводит международную научно-практическую конференцию

«ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СЛОВЕСНОСТИ»

Четырехсотлетие со дня кончины Шекспира и Сервантеса призывает нас обратиться к одной из самых значимых проблем литературоведения и по-разному ответить на вопрос: как литературные герои, созданные в начале XVII столетия, перешагнули жанровые и временные границы, став необходимыми, родными образами для русской и мировой словесности.

Организаторы конференции убеждены, что Гамлет и Дон Кихот продолжают оставаться актуальными как:

  • ключевые герои Шекспира и Сервантеса, личностные центры идейно-художественных миров английского драматурга и испанского романиста;
  • устойчивые сознания, сформировавшие основные концепции Позднего Возрождения и европейской традиции в целом;
  • идеологемы и образы русской литературы XVIIIXX веков;
  • идеологемы и образы зарубежной литературы XVIIXX веков;
  • идеологемы и образы в современном – русском и зарубежном − литературном процессе;
  • герои экранизаций и театральных постановок трагедии Шекспира и романа Сервантеса;
  • архетипы, мировоззренческие стратегии и духовные интуиции разных эпох.

Эти и другие проблемы, определяемые высоким статусом образов Гамлета и Дон Кихота, будут обсуждаться преподавателями вузов, учителями школ, студентами бакалавриата и магистратуры. Оргкомитет конференции ждет не только филологов, но психологов и философов, богословов и социологов, интересующихся становлением образов Гамлета и Дон Кихота в самых разных гуманитарных сферах.

РЕГЛАМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ

09:00 – 11:30     Открытие конференции. Пленарное заседание.

12:00 – 14:30     Работа в секциях.

15:00 – 17:00     «Круглый стол»: обсуждение результатов и подведение итогов конференции.

ОРГКОМИТЕТ  КОНФЕРЕНЦИИ

Абрамов В.П., доктор филологических наук, профессор, заведующийкафедрой русского языка как иностранного;
Татаринов А.В., профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ – председатель оргкомитета;
Жиркова Е.А., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ– сопредседатель оргкомитета;
Татаринова Л.Н., доктор филологических наук, профессор, кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ;
Рягузова Л.Н., доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ;
Голикова Л.П., кандидат филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ;
Чумаков С.Н., кандидат филологических наук, доцент, кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ;
Гончаров Ю.В., кандидат филологических наук, доцент, кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ;
Блинова М.П., кандидат филологических наук, доцент, кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ;
Сайченко В.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ;
Свитенко Н.В., заместитель декана по научной работе, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ;
Хорольский В.В., доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и литературы Воронежского государственного университета;
Млечко Т.П., ректор Славянского университета Республики Молдова, председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы (г. Кишинев, Республика Молдова);
Деканова Эва, кандидат филологических наук, доцент кафедры русистики философского факультета Университета Константина-философа (г. Нитра, Словакия).

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ (ауд. № 305)

С докладами выступят:

  1. Жиркова Е.А. Гамлет и Дон Кихот как символы двух типов сознания: Русский акцент.
  2. Чумаков С.Н. Гамлет и Дон Кихот в парадигме польской поэзии.
  3. Рягузова Л.Н.«Дон Кихот» Сервантеса ка «художественная реальность всех времен» («Лекции о “Дон Кихоте”» В. Набокова и «Размышления о “Дон Кихоте”» Х. Ортеги-и-Гассета).
  4. Татаринова Л.Н. Гамлет и ДонКихот в западном экзистенциализме.
  5. Мороз О.Н. Советский Гамлет в 1937 году: поэма В.А. Луговского «Дорога в горы».
  6. Сайченко В.В.О «донкихотстве» художественного метода: проблема изображения святости в произведениях Достоевского.
  7. Хорольский В.В. Тени Гамлета и его «друзей» в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»: к вопросу о скрытой публицистичности.
  8. Свитенко Н.В. Гамлет и Дон Кихот. Модель для сборки:аватары духа в демоверсии психоанализа.
  9. Блинова М.П. Два варианта художественной деконструкции образа Гамлета: «Гертруда и Клавдий» Дж. Апдайка и «Неладно что-то в нашем королевстве, или Гамбит Минотавра» Дж. Ффорде.
  10. Татаринов А.В. О двух типах сознания («Гамлет» и «Дон Кихот») в современной прозе.

Секция 1 (ауд. № 335)

ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Председатель секции − канд. филол. наук, доцент В.В. Сайченко

  1. Гончаров Ю.В. Комедия Г. Филдинга «Дон Кихот в Англии» как просветительская трактовка Рыцаря из Ламанчи.
  2. Блинова-Гоберти Н.П. Гамлетовские мотивы в романе Э. Сальгари «Черный корсар».
  3. Пугач Д.И. Гамлет в имплицитном сюжете книги М. Монтеня «Опыты».
  4. Кондратюк А.А. Сравнительный анализ концепций сна в романе М. де Сервантеса «Дон Кихот» и пьесе П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
  5. Кокая А.Р. Кихотический персонаж в романе Дж. Остин «Нортенгерское аббатство».
  6. Шестак П.В. «Сервантесовская структура» в новелле В. Ирвинга «Легенда о Сонной лощине».
  7. Чекалова А.С. Особенности интерпретации образа Дон Кихота как литературного архетипа в эстетике неоромантизма (на примере повести Джозефа Конрада «Тайфун»).
  8. Хатамова А.Д. Дон Кихот два века спустя: трансформация литературного архетипа (по пьесе Проспера Мериме «Два наследства, или Дон Кихот»).
  9. Коночевская А.В. Гамлет и «Смерть Ивана Ильича»: к вопросу о толстовской рецепции шекспировского текста.
  10. Киселева Н.И. Несостоявшийся Гамлет Ф.М. Достоевского.
  11. Колинько С.А. Роль аллюзий из трагедии У. Шекспира «Гамлет» в комедии А.П. Чехова «Чайка».
  12. Спачиль О.В., Третьякова Е.Ю.Шекспир и примечания к нему: один из способов отмены монологизма в «Скучной истории» А.П. Чехова
  13. Вислогузов В.К. Прочтение романа И.А. Гончарова «Обломов» в контексте статьи И.С. Тургенева «Гамлет и дон Кихот».
  14. Венгерова В.В. Шекспировские аллюзии в романе А.С. Пушкина «Дубровский.
  15. Агаджанова Т.С. Быт или не быть: к вопросу о характерологии чеховских героев.
  16. Золотарева В.В. Неочевидные проявления донкихотского образа мысли в творчестве А.П. Чехова.

Секция 2 (ауд. № 336)

ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

Председатель секции − канд. филол. наук, доцент Г.А. Ветошкина

  1. Ветошкина Г.А. «Он сам в плену у своего рождения». Квентин Компсон: между Гамлетом и Дон Кихотом.
  2. Богдан В.В. Гамлет Дэвида Герберта Лоуренса: между язычеством и христианством.
  3. Хатамова А.Д. Гамлет модернистской эпохи: интерпритация архетипа в романе В. Вулф «Миссис Дэллоуэй».
  4. Макарова Т.В.Проблема гамлетизма в японской прозе XX в. (Дадзай Осаму и Юкио Мисима).
  5. Федулова Е.В. Альдонса-Айседора-Дульцинея в «творимой легенде» Ф. Сологуба.
  6. Тамилина О.В.Ф. Кафка – Гамлет абсурдного мира.
  7. Павликова В.Д. Дон Кихот и Пустота в романе Ф. Кафки «Замок».
  8. Борискина А.В. «Безликий, как само бессмертие…»: Шекспир В. Набокова.
  9. Багатюк Д.Д. Гамлетовская интуиция в романе Э.М. Ремарка «Три товарища».
  10. Шмидер М.В. «Невольник чести»: донкихотство и гамлетизм в структуре характера Алексея Турбина.
  11. Пашкова А.И. Дон Кихот как типологический маркер русской словесности (на материале творчества И. Бунина).
  12. Дмитриченко Д.В. Эволюция архетипа Гамлета в театре абсурда.
  13. Амеян Е.У. Гамлетовский код в пьесе А.Камю «Калигула».
  14. Удычак А.А. Гамлетовский архетип в романе Ф. Фицджеральда «По эту сторону рая».
  15. Лисанова А.С. Абсурдное как инструмент дидактического: интерпретативные стратегии Т. Стоппарда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы»).
  16. Щекотова Д.К. Апология маленького человека в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
  17. Дубиковская В.А. Образ Гамлета как доминанта шекспировского интертекста в романе О. Хаксли «О дивный новый мир».

Секция 3 (ауд. № 337)

ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Председатель секции − канд. филол. наук,доцент М.П. Блинова

  1. Кошикова А.В. «Миф о Гамлете в романе И. Макьюэна «Ореховая скорлупа».
  2. Макухина И.Ю. «Гамлет, принц датский» У. Шекспира как претекст романа Ст. Фрая «Теннисные мячики небес».
  3. Луценко Я.В. Мотивы трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» в романе М. Уэльбека «Элементарные частицы».
  4. Муратова Т.А. Интерпретация образа Гамлета в романе М. Уэльбека «Покорность».
  5. Григорян С.Э. Взаимодействие архетипов Гамлета и Дон Кихота в романе Донны Тартт «Маленький друг».
  6. Газарова М.А. Как быть в мире небытия. Гамлет в романах Д. Тартт («Щегол») и З. Прилепина («Обитель»).
  7. Штейнбах К.В. Дон Кихот и мессианская идея в романах А. Проханова.
  8. Ивденко Н.В. Гамлет и Дон Кихот в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр».
  9. Михова А.А. Донкихотство как стиль жизни в романе П. Остера «Храм Луны».
  10. Куприяшкина Д.О. «Гамлетовский» код в романах Д. Делилло («Падающий») и П. Остера («Сансет парк»).
  11. Букач Ю.А. Образ современного Дон Кихота-американца в романах П. Остера.
  12. Шульжевская А.А. Бруклинский Гамлет (на материале романа П. Остера «Сансет парк»).
  13. Трофимова В.Е. Локализация топоса «Империя зла» в романной прозе А. Проханова.
  14. Куккоев Б.Н. Донкихоты Паланика.
  15. Шестак А.Н. Шекспировский «код» произведений О. Славниковой.
  16. Жеребилов И.С. Влияние образа Гамлета на формирование характера главного героя в турбореалистических произведениях современной русской литературы.
  17. Чжао Сяоцзе, Ли Янь. «Гамлет» и «Дон Кихот» в китайской литературе: современные аспекты интерпретации.
  18. Манакова А.П. Архетипическое и топологическое пространства в романе А. Проханова «Крейсерова соната».

Секция 4 (ауд. № 327)

ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В ПОЭТИЧЕСКИХ МИРАХ

Председатель секции - канд. филол. наук, доцент Е.В. Сомова

  1. Паталашко Е.В. Поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: между «Гамлетом» и «Дон Кихотом».
  2. Суслова О.И. Стихотворение Шарля Бодлера «Падаль» в контексте гамлетического сознания.
  3. Монастырная О.А. Мог ли Гамлет написать «Цветы зла»?
  4. Поддубная Е.С. Гамлет в поэзии Бертольда Брехта.
  5. Голикова Л.П., ШаройкоМ.В. «Б. Пастернак: Мы живем в шекспировские времена». Из истории переводов «Гамлета».
  6. Копытова К.П. «Трансформация классического образа шута в современной русской рок-поэзии».
  7. Ковалева А.Е. «Гамма тел Гамлета» в современной русской поэзии.
  8. Свитенко Н.В., Сомова Е.В. «Благородные доны» в мортальном сюжете: посмертное инобытие Дон Кихота и Дон Жуана в поэзии.
  9. Сомова Е.В. В. Маяковский, В. Хлебников: Дон Кихоты русского футуризма.
  10. Бирюкова П.С. Можно ли читать Гамлета без страха на английском: сравнительно-интерпретационный анализ оригинала и версии современного переложения.
  11. Лелюк В.А. Метафизика бытия в лирике В.С. Высоцкого 1970-х гг.
  12. Цегельник Ю.С. Сопоставительный анализ поэтики чернового и окончательного вариантов стихотворения А.А. Блока «Я – Гамлет. Холодеет кровь…».
  13. Трофимова В.Е. Играя Гамлета: шекспировский герой в исполнении  и поэтической рефлексии В. Рецептера и В. Высоцкого.
  14. Мосьпан С.А. Гамлетовский код в дискурсе рок-поэзии (на материале текстов группы «Radiohead»).
  15. Рябкова Н.Л.Поэтическая интерпретация гамлетовских образов в текстах русского фолка.
  16. ХомухинаА.В. «Deutschland ist Hamlet!» Гамлет в немецкой лирике XX века.

Секция 5 (ауд. № 331)

«ГАМЛЕТ» И «ДОН КИХОТ»: ОТ АНАЛИТИКИ «БАЗОВОГО ТЕКСТА» К ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Председатель секции - канд. филол. наук,доцент Н.В. Свитенко

  1. Чебанная Е.И. Мир как театр, или Почему бездействует Гамлет.
  2. Авдеев С.С. Гамлетовская речь и её присутствие в других шекспировских трагедиях.
  3. Монхбат И. Феномен поступка в трагедии У. Шекспира «Гамлет».
  4. Ганенкова В.А. Феномен корейских переводов «Дон Кихота» Сервантеса».
  5. Жарко А.В. Заметки об аполлоническом и дионисийском началах в трагедии Шекспира «Гамлет».
  6. Белецкая А.А. Гамлет и Горацио в свете эстетической концепции Ф. Ницше.
  7. Клочан А.Н. Донкихотство и юродство: мотивные пересечения и мировоззренческая общность.
  8. Идиятуллина В.Н. Историософские параллели: Британия и Московия, XVI век.
  9. Максименко Е.Д. Амбивалентность философии В.В. Розанова в контексте архетипов Гамлета и Дон Кихота.
  10. Тарасова Ж.Ю. «Образ-пароль»: Гамлет в контексте Америки 1950-х.
  11. Верзунов А.Г. Проблема субъективации: Гамлет, Дон Кихот, Супермен.
  12. Залозный А.Д. Клиповое сознание в борьбе с супертекстом: о современной рецепции «Дон Кихота».
  13. Сердечная В.В. Гамлет в театре: с правом на интерпретацию.
  14. Бирюкова Е.С. Неклассический замысел, ставший классикой: балет Ю.Н. Григоровича «Дон Кихот».
  15. Шпакова А.А. Два Гамлета Иннокентия Смоктуновского.
  16. Ай Цзин. Постмодернистские интерпретации Шекспира на китайской сцене.
  17. Никиша В.В. «Что, мой благородный друг, одиноко тебе в Испании?..»: русская экранизация «Дон Кихота».