Международная научно-практическая конференция "Гамлет и Дон Кихот в русской и зарубежной словесности"
Вы здесь
16 декабря 2016 года
филологический факультет Кубанского государственного университета
проводит международную научно-практическую конференцию
«ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СЛОВЕСНОСТИ»
Четырехсотлетие со дня кончины Шекспира и Сервантеса призывает нас обратиться к одной из самых значимых проблем литературоведения и по-разному ответить на вопрос: как литературные герои, созданные в начале XVII столетия, перешагнули жанровые и временные границы, став необходимыми, родными образами для русской и мировой словесности.
Организаторы конференции убеждены, что Гамлет и Дон Кихот продолжают оставаться актуальными как:
- ключевые герои Шекспира и Сервантеса, личностные центры идейно-художественных миров английского драматурга и испанского романиста;
- устойчивые сознания, сформировавшие основные концепции Позднего Возрождения и европейской традиции в целом;
- идеологемы и образы русской литературы XVIII – XX веков;
- идеологемы и образы зарубежной литературы XVII – XX веков;
- идеологемы и образы в современном – русском и зарубежном − литературном процессе;
- герои экранизаций и театральных постановок трагедии Шекспира и романа Сервантеса;
- архетипы, мировоззренческие стратегии и духовные интуиции разных эпох.
Эти и другие проблемы, определяемые высоким статусом образов Гамлета и Дон Кихота, будут обсуждаться преподавателями вузов, учителями школ, студентами бакалавриата и магистратуры. Оргкомитет конференции ждет не только филологов, но психологов и философов, богословов и социологов, интересующихся становлением образов Гамлета и Дон Кихота в самых разных гуманитарных сферах.
РЕГЛАМЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ
09:00 – 11:30 Открытие конференции. Пленарное заседание.
12:00 – 14:30 Работа в секциях.
15:00 – 17:00 «Круглый стол»: обсуждение результатов и подведение итогов конференции.
ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ
Абрамов В.П., доктор филологических наук, профессор, заведующийкафедрой русского языка как иностранного;
Татаринов А.В., профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ – председатель оргкомитета;
Жиркова Е.А., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ– сопредседатель оргкомитета;
Татаринова Л.Н., доктор филологических наук, профессор, кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ;
Рягузова Л.Н., доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ;
Голикова Л.П., кандидат филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ;
Чумаков С.Н., кандидат филологических наук, доцент, кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ;
Гончаров Ю.В., кандидат филологических наук, доцент, кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ;
Блинова М.П., кандидат филологических наук, доцент, кафедры зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ;
Сайченко В.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ;
Свитенко Н.В., заместитель декана по научной работе, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики КубГУ;
Хорольский В.В., доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и литературы Воронежского государственного университета;
Млечко Т.П., ректор Славянского университета Республики Молдова, председатель Молдавского общества преподавателей русского языка и литературы (г. Кишинев, Республика Молдова);
Деканова Эва, кандидат филологических наук, доцент кафедры русистики философского факультета Университета Константина-философа (г. Нитра, Словакия).
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ (ауд. № 305)
С докладами выступят:
- Жиркова Е.А. Гамлет и Дон Кихот как символы двух типов сознания: Русский акцент.
- Чумаков С.Н. Гамлет и Дон Кихот в парадигме польской поэзии.
- Рягузова Л.Н.«Дон Кихот» Сервантеса ка «художественная реальность всех времен» («Лекции о “Дон Кихоте”» В. Набокова и «Размышления о “Дон Кихоте”» Х. Ортеги-и-Гассета).
- Татаринова Л.Н. Гамлет и ДонКихот в западном экзистенциализме.
- Мороз О.Н. Советский Гамлет в 1937 году: поэма В.А. Луговского «Дорога в горы».
- Сайченко В.В.О «донкихотстве» художественного метода: проблема изображения святости в произведениях Достоевского.
- Хорольский В.В. Тени Гамлета и его «друзей» в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»: к вопросу о скрытой публицистичности.
- Свитенко Н.В. Гамлет и Дон Кихот. Модель для сборки:аватары духа в демоверсии психоанализа.
- Блинова М.П. Два варианта художественной деконструкции образа Гамлета: «Гертруда и Клавдий» Дж. Апдайка и «Неладно что-то в нашем королевстве, или Гамбит Минотавра» Дж. Ффорде.
- Татаринов А.В. О двух типах сознания («Гамлет» и «Дон Кихот») в современной прозе.
Секция 1 (ауд. № 335)
ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Председатель секции − канд. филол. наук, доцент В.В. Сайченко
- Гончаров Ю.В. Комедия Г. Филдинга «Дон Кихот в Англии» как просветительская трактовка Рыцаря из Ламанчи.
- Блинова-Гоберти Н.П. Гамлетовские мотивы в романе Э. Сальгари «Черный корсар».
- Пугач Д.И. Гамлет в имплицитном сюжете книги М. Монтеня «Опыты».
- Кондратюк А.А. Сравнительный анализ концепций сна в романе М. де Сервантеса «Дон Кихот» и пьесе П. Кальдерона «Жизнь есть сон».
- Кокая А.Р. Кихотический персонаж в романе Дж. Остин «Нортенгерское аббатство».
- Шестак П.В. «Сервантесовская структура» в новелле В. Ирвинга «Легенда о Сонной лощине».
- Чекалова А.С. Особенности интерпретации образа Дон Кихота как литературного архетипа в эстетике неоромантизма (на примере повести Джозефа Конрада «Тайфун»).
- Хатамова А.Д. Дон Кихот два века спустя: трансформация литературного архетипа (по пьесе Проспера Мериме «Два наследства, или Дон Кихот»).
- Коночевская А.В. Гамлет и «Смерть Ивана Ильича»: к вопросу о толстовской рецепции шекспировского текста.
- Киселева Н.И. Несостоявшийся Гамлет Ф.М. Достоевского.
- Колинько С.А. Роль аллюзий из трагедии У. Шекспира «Гамлет» в комедии А.П. Чехова «Чайка».
- Спачиль О.В., Третьякова Е.Ю.Шекспир и примечания к нему: один из способов отмены монологизма в «Скучной истории» А.П. Чехова
- Вислогузов В.К. Прочтение романа И.А. Гончарова «Обломов» в контексте статьи И.С. Тургенева «Гамлет и дон Кихот».
- Венгерова В.В. Шекспировские аллюзии в романе А.С. Пушкина «Дубровский.
- Агаджанова Т.С. Быт или не быть: к вопросу о характерологии чеховских героев.
- Золотарева В.В. Неочевидные проявления донкихотского образа мысли в творчестве А.П. Чехова.
Секция 2 (ауд. № 336)
ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА
Председатель секции − канд. филол. наук, доцент Г.А. Ветошкина
- Ветошкина Г.А. «Он сам в плену у своего рождения». Квентин Компсон: между Гамлетом и Дон Кихотом.
- Богдан В.В. Гамлет Дэвида Герберта Лоуренса: между язычеством и христианством.
- Хатамова А.Д. Гамлет модернистской эпохи: интерпритация архетипа в романе В. Вулф «Миссис Дэллоуэй».
- Макарова Т.В.Проблема гамлетизма в японской прозе XX в. (Дадзай Осаму и Юкио Мисима).
- Федулова Е.В. Альдонса-Айседора-Дульцинея в «творимой легенде» Ф. Сологуба.
- Тамилина О.В.Ф. Кафка – Гамлет абсурдного мира.
- Павликова В.Д. Дон Кихот и Пустота в романе Ф. Кафки «Замок».
- Борискина А.В. «Безликий, как само бессмертие…»: Шекспир В. Набокова.
- Багатюк Д.Д. Гамлетовская интуиция в романе Э.М. Ремарка «Три товарища».
- Шмидер М.В. «Невольник чести»: донкихотство и гамлетизм в структуре характера Алексея Турбина.
- Пашкова А.И. Дон Кихот как типологический маркер русской словесности (на материале творчества И. Бунина).
- Дмитриченко Д.В. Эволюция архетипа Гамлета в театре абсурда.
- Амеян Е.У. Гамлетовский код в пьесе А.Камю «Калигула».
- Удычак А.А. Гамлетовский архетип в романе Ф. Фицджеральда «По эту сторону рая».
- Лисанова А.С. Абсурдное как инструмент дидактического: интерпретативные стратегии Т. Стоппарда («Розенкранц и Гильденстерн мертвы»).
- Щекотова Д.К. Апология маленького человека в пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
- Дубиковская В.А. Образ Гамлета как доминанта шекспировского интертекста в романе О. Хаксли «О дивный новый мир».
Секция 3 (ауд. № 337)
ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Председатель секции − канд. филол. наук,доцент М.П. Блинова
- Кошикова А.В. «Миф о Гамлете в романе И. Макьюэна «Ореховая скорлупа».
- Макухина И.Ю. «Гамлет, принц датский» У. Шекспира как претекст романа Ст. Фрая «Теннисные мячики небес».
- Луценко Я.В. Мотивы трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» в романе М. Уэльбека «Элементарные частицы».
- Муратова Т.А. Интерпретация образа Гамлета в романе М. Уэльбека «Покорность».
- Григорян С.Э. Взаимодействие архетипов Гамлета и Дон Кихота в романе Донны Тартт «Маленький друг».
- Газарова М.А. Как быть в мире небытия. Гамлет в романах Д. Тартт («Щегол») и З. Прилепина («Обитель»).
- Штейнбах К.В. Дон Кихот и мессианская идея в романах А. Проханова.
- Ивденко Н.В. Гамлет и Дон Кихот в романе Е.Г. Водолазкина «Лавр».
- Михова А.А. Донкихотство как стиль жизни в романе П. Остера «Храм Луны».
- Куприяшкина Д.О. «Гамлетовский» код в романах Д. Делилло («Падающий») и П. Остера («Сансет парк»).
- Букач Ю.А. Образ современного Дон Кихота-американца в романах П. Остера.
- Шульжевская А.А. Бруклинский Гамлет (на материале романа П. Остера «Сансет парк»).
- Трофимова В.Е. Локализация топоса «Империя зла» в романной прозе А. Проханова.
- Куккоев Б.Н. Донкихоты Паланика.
- Шестак А.Н. Шекспировский «код» произведений О. Славниковой.
- Жеребилов И.С. Влияние образа Гамлета на формирование характера главного героя в турбореалистических произведениях современной русской литературы.
- Чжао Сяоцзе, Ли Янь. «Гамлет» и «Дон Кихот» в китайской литературе: современные аспекты интерпретации.
- Манакова А.П. Архетипическое и топологическое пространства в романе А. Проханова «Крейсерова соната».
Секция 4 (ауд. № 327)
ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ В ПОЭТИЧЕСКИХ МИРАХ
Председатель секции - канд. филол. наук, доцент Е.В. Сомова
- Паталашко Е.В. Поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: между «Гамлетом» и «Дон Кихотом».
- Суслова О.И. Стихотворение Шарля Бодлера «Падаль» в контексте гамлетического сознания.
- Монастырная О.А. Мог ли Гамлет написать «Цветы зла»?
- Поддубная Е.С. Гамлет в поэзии Бертольда Брехта.
- Голикова Л.П., ШаройкоМ.В. «Б. Пастернак: Мы живем в шекспировские времена». Из истории переводов «Гамлета».
- Копытова К.П. «Трансформация классического образа шута в современной русской рок-поэзии».
- Ковалева А.Е. «Гамма тел Гамлета» в современной русской поэзии.
- Свитенко Н.В., Сомова Е.В. «Благородные доны» в мортальном сюжете: посмертное инобытие Дон Кихота и Дон Жуана в поэзии.
- Сомова Е.В. В. Маяковский, В. Хлебников: Дон Кихоты русского футуризма.
- Бирюкова П.С. Можно ли читать Гамлета без страха на английском: сравнительно-интерпретационный анализ оригинала и версии современного переложения.
- Лелюк В.А. Метафизика бытия в лирике В.С. Высоцкого 1970-х гг.
- Цегельник Ю.С. Сопоставительный анализ поэтики чернового и окончательного вариантов стихотворения А.А. Блока «Я – Гамлет. Холодеет кровь…».
- Трофимова В.Е. Играя Гамлета: шекспировский герой в исполнении и поэтической рефлексии В. Рецептера и В. Высоцкого.
- Мосьпан С.А. Гамлетовский код в дискурсе рок-поэзии (на материале текстов группы «Radiohead»).
- Рябкова Н.Л.Поэтическая интерпретация гамлетовских образов в текстах русского фолка.
- ХомухинаА.В. «Deutschland ist Hamlet!» Гамлет в немецкой лирике XX века.
Секция 5 (ауд. № 331)
«ГАМЛЕТ» И «ДОН КИХОТ»: ОТ АНАЛИТИКИ «БАЗОВОГО ТЕКСТА» К ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Председатель секции - канд. филол. наук,доцент Н.В. Свитенко
- Чебанная Е.И. Мир как театр, или Почему бездействует Гамлет.
- Авдеев С.С. Гамлетовская речь и её присутствие в других шекспировских трагедиях.
- Монхбат И. Феномен поступка в трагедии У. Шекспира «Гамлет».
- Ганенкова В.А. Феномен корейских переводов «Дон Кихота» Сервантеса».
- Жарко А.В. Заметки об аполлоническом и дионисийском началах в трагедии Шекспира «Гамлет».
- Белецкая А.А. Гамлет и Горацио в свете эстетической концепции Ф. Ницше.
- Клочан А.Н. Донкихотство и юродство: мотивные пересечения и мировоззренческая общность.
- Идиятуллина В.Н. Историософские параллели: Британия и Московия, XVI век.
- Максименко Е.Д. Амбивалентность философии В.В. Розанова в контексте архетипов Гамлета и Дон Кихота.
- Тарасова Ж.Ю. «Образ-пароль»: Гамлет в контексте Америки 1950-х.
- Верзунов А.Г. Проблема субъективации: Гамлет, Дон Кихот, Супермен.
- Залозный А.Д. Клиповое сознание в борьбе с супертекстом: о современной рецепции «Дон Кихота».
- Сердечная В.В. Гамлет в театре: с правом на интерпретацию.
- Бирюкова Е.С. Неклассический замысел, ставший классикой: балет Ю.Н. Григоровича «Дон Кихот».
- Шпакова А.А. Два Гамлета Иннокентия Смоктуновского.
- Ай Цзин. Постмодернистские интерпретации Шекспира на китайской сцене.
- Никиша В.В. «Что, мой благородный друг, одиноко тебе в Испании?..»: русская экранизация «Дон Кихота».