Отчёт о прохождении курсов повышения квалификации с 31.05.2015 – 07.06.2015 г. в Фондовом университете г. Хильдесхайм в рамках проекта TEMPUS-IV « Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями» группы Кубанского государственного университета Волкодав Татьяны Владимировны; Щербина Анны Ивановны
На данных курсах повышения квалификации в совместном европейском проекте для нас был разработан цикл лекций, мастер-классов и круглые столы с ведущими профессорами Фондового университета г.Хильдесхайм. Руководитель проекта профессор Ольга Грауманн на вводной лекции представила основную идею проекта, его стратегию, цель и задачи, актуальность в современных условиях, а также способы формирования готовности педагогов и учителей к работе с различными гетерогенными группами в условиях инклюзивной образовательной среды, которая рассматривается в широком смысле и включает в себя не только интеграцию детей и обучающихся с ограниченными возможностями, но и детей из семей мигрантов, социально-уязвимых групп, представителей национальных и религиозных меньшинств, одаренных детей и т.д. Наиболее ценным считаем критические замечания и указания профессора Ольги Грауманн касательно разработки модулей, их специфики, обзора литературы и первоисточников.
Одной из особенностей работы данного института является международная специализация. Повышать квалификацию в рамках данной программы могут учителя из разных стран. Интересным на наш взгляд является разработанная программа со следующей модульной структурой:
Модуль 1. Основы педагогики многообразия; Модуль 2. Кооперация, коммуникация, коучинг; Модуль 3. Переход к инклюзивной школе.
Реализация данных модулей на практике способствует развитию компетенций, необходимых для полноценной работы в инклюзивной среде. На практическом треннинге профессора Нуртен Каракаш нам было предложенно провести саморефлексию и самоанализ в рамках темы многообразия в гетерогенных группах, что вызвало оживленную и продуктивную дискуссию. В результате была разработана общая концепция понимания измерений педагогики многообразия нашей группы с учетом специфики представителей участников. Также на встречи мы были ознакомлены с научными разработками профессора Нуртен Каракаш и института многообразия. На встрече с профессором Стефаном Шликау из института международных коммуникаций мы познакомились с новым методом работы со студентами из разной языковой среды на примере видео-урока – лингвистическое транскрибирование речи/выступлений/дискуссий/дебатов и его применение в инклюзивной образовательной среде. Помимо этого, профессор Шликау представил свой уникальный научный труд Neue Medien in der Sprach- und Kulturvermittlung, не имеющих аналогов в России.
Особый интерес и отклик у нас с коллегами получила встреча с госпожой профессором Беттиной Амрхайн, поскольку она поделилась с нами накопленным педагогическим опытом работы в инклюзивной среде.
Одним из важнейших выводов явилось понимание и осознание того, что необходимым компонентом развития профессионального самосознания современного учителя является развитие способности педагога к саморефлексии инклюзии. Эмпирический опыт работы в области прикладной педагогики отражен в представленной нам интересной книге Inklusion in der Sekundarstufe. Погружение в гетерогенную образовательную среду мы получили в народной школе на встрече с директором доктором Рудольф и ее проректором господином Алексеем Пономаревым. Нам была показана действующая модель жизнеспособности многофункционального образовательного центра в инклюзивной среде. В заключении хотелось бы выразить признательность и особую благодарность руководителю проекта профессору Ольге Грауманн и отметить особую значимость проведения таких курсов повышения квалификации в рамках совместных международных проектов с участием коллег как из европейских, так и российских университетов, продвигающие идеи инклюзивного образования, педагогики многообразия, а так же совместного поиска решений современных педагогических задач на национальном, региональном и международном уровнях.
|