12 апреля 2022 года в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Кубанский государственный университет» на базе Центра опережающей профессиональной подготовки Краснодарского края состоялась I ежегодная международная научно-практическая конференция «Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования».
Основная цель Конференции – анализ и осмысление современных достижений в области фундаментальных и прикладных исследований в дефектологической науке, обсуждение задач и перспектив развития специального и инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом.
В конференции приняли участие преподаватели и студенты высших учебных заведений Бельгии, Республики Узбекистан, Республики Беларусь, Республики Армения, разных субъектов Российской Федерации (Волгоградской области, Краснодарского края, Республики Крым, Воронежской области, Свердловской области, города Москвы и Московской области), руководящие и педагогические работники государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, а также муниципальных образовательных организаций Краснодарского края.
В пленарном заседании были представлены доклады, посвященные актуальным проблемам развития специального и инклюзивного образования, профессиональной ориентации лиц с инвалидностью, новым направлениям научных исследований в дефектологии, вопросам подготовки и повышения квалификации педагогов-дефектологов, внедрению инновационных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ.
Обсуждение наиболее актуальных проблем образования детей с ОВЗ проходило также на секциях: «Актуальные проблемы дошкольного образования детей с нарушениями речи», «Коррекционные технологии логопедической помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями», «Современные подходы в образовании детей школьного АМ Москва возраста с нарушениями слуха и речи», «Психолого-педагогические аспекты совершенствования образования детей с интеллектуальными нарушениями», «Новые подходы в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра», «Актуальные проблемы непрерывного профессионального развития педагогов-дефектологов», «Актуальные проблемы непрерывного профессионального развития педагогов-дефектологов», «Актуальные проблемы коррекционной педагогики в исследованиях студентов-бакалавров».
Заслушав и обсудив доклады и сообщения выступающих, обобщив итоги пленарного заседания и работы секций, участники Конференции отметили важную роль научных исследований в развитии специального и инклюзивного образования; значимость внедрения цифровых технологий в практику обучения лиц с особыми образовательными потребностями; необходимость создания условий для доступности качественного непрерывного образования обучающихся с ОВЗ; потребность в расширении объема подготовки студентов, обучающихся по педагогическим и психолого-педагогическим направлениям, в вопросах специальной педагогики.
Вместе с тем, участники конференции обратили внимание на следующие вопросы:
– необходимость создания нормативно-правовых, финансовых и кадровых условий для обеспечения равного, доступного, качественного образования для всех детей, необходимость комплексного системного подхода в решении проблем построения инклюзивной образовательной вертикали – от включения в образовательную среду детей раннего возраста до получения среднего специального и высшего образования студентами с ОВЗ. недостаточный уровень областной нормативно-правовой базы для развития и продвижения инклюзивного образования;
– приоритетное значение создания в системе образования Краснодарского края сети муниципальных ресурсных центров по сопровождению инклюзивных процессов в образовании;
– проблемы в системе подготовки и переподготовки педагогов для общеобразовательной школы программ по инклюзивному образованию;
– отсутствие нормативов финансирования инклюзивного образования в условиях массовой школы.
Участники согласовали общую позицию в понимании перспективных направлений научных исследований в специальной педагогике, а также практических подходов к решению проблем специального и инклюзивного образования.
Заслушав и обсудив доклады и сообщения, посвященные актуальным проблемам образования лиц с ОВЗ, участники Конференции приняли следующую резолюцию.
1. Учитывая приоритетность вопросов, связанных с необходимостью создания специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ, предлагается проведение специальных исследований по изучению современной популяции обучающихся с ОВЗ с целью уточнения данных о численности и нозологической структуре обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях.
2. Признать актуальным:
– разработку и внедрение новых моделей организации непрерывного образования обучающихся с ОВЗ с учетом изменений в федеральном и региональном законодательстве;
– проведение мониторинга деятельности дошкольных образовательных организаций и школ по созданию условий для образования обучающихся с ОВЗ;
– включение в региональные программы развития образования мероприятий по кадровому обеспечению образовательных организаций педагогами-психологами, учителями-логопедами и учителями-дефектологами;
– развитие вариативных форм оказания ранней помощи детям с ОВЗ и обеспечение ее шаговой доступности;
– внедрение вариативных моделей организации школьного образования наиболее распространенных категорий обучающихся с ОВЗ;
– развитие моделей инклюзивного дополнительного образования лиц с ОВЗ.
3. Обеспечить создание эффективных и реально действующих механизмов межведомственного взаимодействия для решения как образовательных, так и организационных вопросов, направленных на улучшение качества образования, здоровья и социального обеспечения жизни детей с ОВЗ и их семей.
4. Разработать меры поддержки инициатив гражданских институтов (ассоциаций родителей, общественных организаций, национальных общин и т.п.) по развитию инклюзивного образования.
5. Обеспечить постепенный характер продвижения и развития инклюзивного образования при создании непрерывной инклюзивной образовательной вертикали, в рамках которой будут получать необходимую помощь дети с ОВЗ и дети-инвалиды, начиная с раннего возраста до ступени профессиональной подготовки.
6. Для повышения профессионального мастерства педагогических работников, осуществляющих инклюзивное обучение детей с ОВЗ использовать разнообразные формы научно-методической и информационной помощи образовательным учреждениям по вопросам организации психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на различных уровнях инклюзивной образовательной вертикали (круглые столы, семинары, совещания, конференции, консультации, конкурсы, методические разработки, видеофильмы, интернет-форумы и др).
7. Создать условия для повышения уровня профессиональных компетенций специалистов органов управления образованием, территориальных методических служб и руководителей муниципальных образовательных организаций в вопросах организации обучения и комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ.
8. Способствовать созданию сетевых региональных объединений педагогических работников, осуществляющих обучение и воспитание лиц с ОВЗ, а также содействовать конструктивному сотрудничеству таких сообществ с общественными организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, тесному взаимодействию с общественными и родительскими ассоциациями на условиях позитивного партнерства.
Участники Конференции выражают благодарность организаторам за предоставленную возможность принять участие в диалоге о проблемах и перспективах развития дефектологии как области научного знания и практики образования лиц с ОВЗ.