Top.Mail.Ru

Вы здесь

Александр Факторович о кубанских мотивах на чешских улицах

Всемирный день Земли: без Кубани праздник неполный

Дату 20 марта отмечают, хотя и скромно, но повсюду. Оно и понятно: состояние планеты таково, что стоит каждый день напоминать о защите Земли. О единых усилиях - в самом широком смысле. И о духовном обмене тоже. О связующих мотивах - вплоть до мелочей. Тем более что и Земля - такая мелкая, а, не дай Господь, в случае чего - «другой земли не будет»…

Кубань-Чехия: перекличка пространств

Банально, но единство Земли, землян — и бесспорно, и условно.

Мы равны? Смотря в чем. Мы ооочень разные - но тем важнее моменты близости.

Среди них - созвучия нашего края и Чехии, страны - славянского эталона; это связи давние и предельно современные. В Чехии (где на днях довелось читать лекции) праздник Земли стал поводом отметить кубанские мотивы. И в нашем крае заметен «чешский след» уже почти два века: от истоков пивоварения до научных контактов. А насколько симметрично зарубежье?

…В кафе в центре западноевропейского города, в Западной Чехии, на очень видном месте - красивое пирожное «Кубанское». Вкуснее многих; не хуже, чем дома. В Чехии — суперспрос на эту кубанскую технологию, и не только на нее. В ответ на мой вопрос, мол, как же санкции - слова хозяйки: «…Санкции не запретят выбирать лучшее». И тут же один из коллег переводит разговор в интересное русло: каждая страна, полагает этот чешский экономист и ценитель красоты, должна вести дифференцированную политику, интересы не могут совпадать полностью, и понятно, почему та же Италия смягчает режим санкций. «Возьму-ка еще одно ваше.., кубанское»- пирожное ведь еще и красиво.

 

 

Где это? Возможно, в Чехии везде.

Конкретно в марте - в Пльзени /Грамматическое примечание: в русском языке у названия города варианты по категории рода: он, Пльзень, и она, Пльзень; используем более традиционную форму женского рода/. Пльзень - комфорт для обоих полов.

Вспомним: в столице Кубани — целый «чешский квартал», деликатесы «Пражечки», «Питницы» в причудливом ансамбле с богемским стеклом…да и чешские корни у богемы как таковой. Тут и там — быт, может еще и не высокая культура, но уже больше, чем культура,— быт как бытие. И кубанскочешские экономические связи достойны внимания в любой день, даже шире, чем в праздник Земли.

Конечно, не пирожным единым. Рекордом Пльзени называют замечательную организацию, которая нынешней весной празднует юбилей. «Русским центром», работающим в составе Западночешского университета, справедливо гордится не только Чехия, но и весь Русский мир. Это первый такой «магнит русской культуры», возникший в новой Чехии; в нынешнем году ему 25 лет. Даже столичный появился позже, в 1996-м. А рядом с Русским там же, в вузе, в соседнем зале, - Американский центр, ему пошел лишь третий год, и их соседство знаменательно…

Рекордсменом центр стал и потому, что замечателен руководитель. Власта Клаусова, доцент, в прошлом преподаватель педфака, автор специальных трудов, смогла подключить в деятельности центра в Пльзени, приглашать на встречи первых лиц многих структур страны. С деятельностью Русского центра связан широкий спектр событий, в части которых могут участвовать и кубанцы: от конкурсов среди школьников до проведения широкомасштабных акций. Ведь именно Пльзень служит исходной точкой в рамках форумов, далее продолжаемых в Германии и далее везде. На базе центра в Пльзени постоянно и празднично проводятся самые разнообразные международные мероприятия, обычно в сотрудничестве с РФ. Вокруг центра группируются и эмигранты разных «волн», их потомки. И Прага, а именно открытый там позднее Русский центр, теперь идет в ногу с «первооткрывателем».

А есть в «столице Западной Чехии» и мемориальные знаки, которые в Пльзени так близки краснодарско-екатеринодарскому городскому пейзажу, ликам России, ее именам.

Одно из святых в Чехии русских имен — Александр Суворов. Походы гениального полководца в Европу в конце 1790-х однозначно и закономерно определяют как освободительные. Почитают даже полуслучайные памятные события. Из победоносного итальянского похода он мог вернуться и не через Пльзень. Но звезды сошлись на этом городе, уже тогда удивительной магистрали, тяготеющей к центру Европы. Великое имя словно сближает Чехию с Кубанью, для которой военачальник сумел сделать неоценимо много. …И сегодня для чешского города краткое пребывание освободителя знаменательно. Тем более что оно остается для многих символом освободительных подвигов нашего Отечества в дальнейшие эпохи — как в 1945-м от фашистов… Память о Великой Победе так естественна для города, вытерпевшего в истории немало вражеских нападений. Не так давно писал о такой памяти незабвенный профессор Георгий Соловьев, хорошо знавший Чехию: «В Градчанах ждала еще одна неожиданность — советская солдатская могила, где покоится красноармеец Беляков, погибший в 1945 году при освобождении Праги. Предание гласит, что он попросил перед смертью похоронить его здесь, чтобы всегда слышать колокольный звон Лоретанского монастыря. …за этой могилкой красноармейца ухаживают, цветы приносят». Оказавшись в Праге, удалось проверить: все по-прежнему, к счастью.

И разумеется, не только Пльзень — пространство, перекликающееся с нашим краем. Поразила многопрофильная организация «Славянская библиотека» на территории столичного Карлова университета. (Один из древнейших на планете, первый в славянском мире, в свое время активно сотрудничавший с вузами Кубани, склонный и чуткий к контактам региональным, и международным). В фондах библиотеки, например, свыше десятка книг В.И.Лихоносова. Заинтересовал пражан наш журнал «Родная Кубань». Библиотека связана с Всеказачьим союзом Чехии и Словакии, в котором слово «Кубань» воспринимают с почтением. Эти духовные подкрепляются общим контекстом российско-чешских контактов, в которых соединяются разные творческие линии: от художественных открытий прославленного переводчика русской классики Милана Дворжака до предельно современного популярнейшего ивент-маэстро Константина Новикова.

Кружево дорог - супернавигация Пльзени

В небольшой Пльзени заметнее, рельефнее особая чешская забота о земле в принципе, отчасти созвучная краснодарским настроениям последних десятилетий… Неповторимо обустроен и ухожен «городской пейзаж». Сплетены радиальное движение и полицентризм: улицы, транспорт, пешеходы невероятно совместимы. А динамика потому растет в отрадно-угрожающих масштабах. От улочек-проулочков плавные переходы к автотрассам и даже банам - как бы незаметны. Волшебную классику ХУ1 в. дополнили новейшими авто — и вышло гармоничное чудо, а удобство гармонии с каждым днем все ощутимее.

Эта симфония подвижности становится доступна не сразу. На уикенды частенько наведываются в Пльзень из «недальних мест»: Мюнхена, Вены (полтора часа пути в одну сторону). Бывало, принимая автора за местного, спрашивали на разных языках, больше по-английски: «Где Фестиваль чешских фильмов? …где Музей пива?» Объяснить, в общем, не удавалось…

Как же разобраться в чарующих лабиринтах? В особом темпе.

Вскачь. Подвижность зашкаливает. И — вяжется парадоксально-ясно с неторопливостью. Потому так интересны и памятны становятся события.

Веселая турбулентность — органична. В таком пространстве неизбежно уплотняется время — без лихорадки. В час вмещается больше…и успеваешь реально немало, и открываешь в себе новые силы.

Из всех музейных впечатлений самое яркое — случайное, причем пивное. (Да простят автора все остальные чешские музейщики — чудесные!). Оно совпало с экскурсией в прославленный Музей пивоварения, которую совершали …младшеклассники со своими педагогами, причем рано, в 9 утра: это была спецэкурсия в спецвремя. Музей, достойный имени Швейка или Я.Гашека, - больше чем мегацентр; через пиво открывают социокультурную вселенную, и служат тому масса знаков: от захватывающего производственного процесса до сувениров и скидок. Оказывается, несет музей и учебный заряд школьникам…

Нужно ли восьмилетним детям знать подробности о пиве? Да. Если это выполняется именно так. В программе экскурсии доходчиво, увлекательно срастается всё: почему пить этот алкоголь можно только взрослым. И что значит «пивовар». И отчего их труд востребован, в почете. И как пиво связано с искусством… Ненавязчиво малыш усваивает: сотворение пива (именно так!) — понятная работа, старинная и современная, со своей красотой. С интересом слушают даже рассказ о пивных запахах, и образ «аромат успеха», доступный серьезно-веселым экскурсантам, тоже украшает производственную тему… Не потому ли, повзрослев, чех, чешка чтят культуру пития - и в стране, не самой богатой, органично соединяется растущий «алкоприток» в бюджет и гармония трезвости с выпивкой?

Вообще город — громадный цельный многогранный музей…и огромная пивная, в лучшем смысле. И старинный протяженный архитектурный ансамбль, вполне удобный для современника. И культурный центр, это видно даже на окраинах. И словно разветвленная огромная пешеходная тропа воедино с насыщенным транспортным узлом — именно воедино…

(Правда, Пльзень - не спортплощадка. Не цветник… Не «веселый квартал», как ряд мест в Нидерландах, - и слава Богу. Однако город — еще и длящийся храм, но это особая святая тема).

Город и его университет

Но прежде всего Пльзень — протяженный вуз. Западночешский университет, одно из высших учебных заведений, своими корпусами окольцовывает городское пространство. И околдовывает глубиной загадок и прелестью разгадок.

Рост вуза с официально-новой точки отсчета, 1991-го, динамичен и ясен. Он вбирал структуры, ранее жившие самостоятельно. К примеру, авторитетен в его составе педагогический факультет, возникший ранее на базе колледжа в Пльзени, в свою очередь, выделившегося в 1953-м из филиала столичного Карлова университета. Многочисленные преобразования созвучны реальным потребностям в кадрах- и., видимо, потому трансформации не разрушают, а больше творят. Педфак — разносторонний во многом. Бережно развивает традицию, тем более что ее поддерживает время: так, подготовку будущих учителей чешского языка и литературы стимулирует недавняя надбавка школьным учителям этого предмета аж на 28 процентов. Упорядоченная динамика на занятиях по филологическим предметам побуждает вспомнить великого творца особой урочной системы, чешского первооткрывателя Я.А.Коменского: отдельные его идеи с ХУП века только набирают силу… А помимо традиции, на этом факультете весьма чутки к новинкам: аккредитуется направление «Социальная педагогика», в развитии которого, как ясно высказал декан педфака профессор Мирослав Ранда, Западночешский университет намерен сотрудничать с КубГУ. На это настраивает позитивный опыт обменов с российским Волгоградским госсоцпедуниверситетом, с вузами Татарстана.

На этом же факультете активно идет преподавание русского и литературы. Можно быть спокойным за судьбу русского языка, русской культуры в Чехии, пока обучением ведают сведущие: руководитель профильной кафедры университета в Пльзени доктор наук Михаэла Пешкова, десятки таких же, как она: искрометных, энциклопедичных, влекущих тайной профессионализма. Сильный специалист на небольшой кафедре русского языка — российский гражданин доцент Гигла Джинджолия, «дважды кубанец»: краснодипломный выпускник-1985 нашего филфака, защитивший спустя у нас же кандидатскую диссертацию. Естественная форма сотрудничества кубанских ученых с ними - совместная подготовка научных, методических сборников, участие в научных конференциях.

Студенты — под стать наставникам. Многих, как получающего второе высшее Яромира Стары, филология интересует вкупе с журналистикой.Тем более что в городе богатые медиа, журфаков в Чехии мало (в полном смысле — два), а на педфаке есть выпускники, связавшие свою судьбу со СМИ, в том числе столичными, пражскими. В мировых, российских, кубанских медиа нынешние педфаковцы отыскивали «чешские мотивы». Скажем, о поездке кубанцев в Градец Кралове или о суперрежиссере Милоше Формане, которого вдохновлял Пушкин.

И проникновенно интересовались: вы видите в Чехии то, что мы открываем в России?.. Такая перекличка сулит перспективу нового открытия друг друга.