Виолетта Гассий: ученый с сердцем путешественника
Ее жизнь напоминает одиссеи Индианы Джонса: солидная научная школа и университетская кафедра невероятным образом сочетаются с бесконечными приключениями и поездками в самые отдаленные уголки планеты.
Эти сочетания вполне гармонично уживаются в жизни доктора экономических наук и профессора Кубанского государственного университета Виолетты Гассий. Сегодня она не представляет своего существования без науки и длительных командировок в тундру и Сибирь, а ведь когда-то и помыслить об этом не могла.
Виолетта росла домашней девочкой. Она с медалью закончила 40-й лицей Краснодара и поступила на факультет управления и психологии КубГУ. Учеба давалась девушке легко, но после получения красного диплома она стремилась поскорее покинуть стены альма-матер.
— Честно говоря, после пяти лет, проведенных в вузе, я слышать даже не хотела ни о какой науке, — признается героиня нашего рассказа. — Но поступить в аспирантуру меня уговорил отец, олимпийский чемпион Валерий Гассий. По его мнению, ученая степень была бы мне хорошим подспорьем в жизни. «Ученая степень — это же на всю жизнь, поступай, а там посмотрим», — говорил он. И я очень благодарна ему.
После защиты кандидатской диссертации героиня нашего рассказа уже не мыслила себя без науки, без родного университета. За достаточно короткий срок защитила и докторскую. Сегодня она один из самых молодых профессоров Краснодарского края.
Виолетта Гассий представляет Россию в Международном арктическом научном комитете, где состоит в рабочей группе социально-гуманитарных исследований. Одной из сфер деятельности ученого является оценка социально-экономического и экологического ущерба коренным малочисленным народам при промышленном освоении территории российской Арктики и Крайнего Севера.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП — НЕ НАВРЕДИ
Когда большие компании приходят в тундру, это, несомненно, оказывает значительное влияние на жизнь коренных народов, живущих на так называемых территориях традиционного природопользования. В задачу Виолетты Гассий входят оценка и анализ негативного воздействия, которое может оказать реализация конкретного проекта там, где живут традиционные этнические сообщества. Их культура и быт складывались многие века в атмосфере абсолютной замкнутости и оторванности от внешнего мира. В результате необдуманного, неконтролируемого вторжения в жизнь этих народов может произойти слом традиционного уклада жизни и хозяйствования, что приведет к деградации народа на социальном и культурном уровнях.
— Мы уже сталкиваемся с тем, что новое поколение жителей Крайнего Севера, одаренное «благами цивилизации» и ее комфортом, не желает вести традиционный кочевой образ жизни, — рассказывает Гассий. — Молодежь там, как и у нас, хочет жить в теплых капитальных домах, работать в уютном офисе и сидеть в интернете. Согласно нашим опросам, сейчас лишь незначительный процент молодых людей, в местах компактного проживания коренных народов хотят продолжать заниматься промыслами и вести традиционный образ жизни. Так что глобализация не обошла стороной даже самый край России.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ
На первый взгляд жизнь ученого должна протекать в окружении стопок книг в тихом университетском кабинете. Но специфика научной деятельности Виолетты Гассий порой диктует ей совсем другие условия работы.
На вопрос о том, занимается ли она спортом, ученый просто отвечает, что для поддержания хорошей физической формы ей вполне хватает экстремальных нагрузок, которые приходится испытывать во время командировок на Крайний Север.
— Бывают такие длительные переходы, которые просто уничтожают тебя физически, — рассказывает Гассий. — Этим летом во время очередной командировки мы на квадроциклах 9 часов ехали по тундре, чтобы встретиться с населением отдаленного поселка Хайыр в Северной Якутии, организовать сход местных жителей, там еще несколько часов интенсивной работы, общения, опросов — и обратно в лагерь. Таким образом, полтора суток без сна и практически 20 часов сплошной дороги по абсолютному бездорожью. Вот такой вот таежный фитнес.
Знакомые и друзья называют героиню нашего рассказа Индианой Джонсом, и это понятно, ведь, глядя на фотографии из ее командировок в тундру, трудно поверить, что перед вами ученый. Скорее опытный путешественник. Но любое путешествие когда-нибудь заканчивается, и тут оказывается, что самые элементарные блага цивилизации могут доставить огромное удовольствие.
ДУШЕВНЫЙ ВОСТОРГ
Командировки в тундру и на арктическое побережье порой занимают по несколько недель. По словам героини нашего рассказа, за это время даже нехитрые бытовые условия или еда становятся недостижимой роскошью.
— Вот никогда бы не подумала, что можно получать истинное удовольствие, поедая макароны с тушенкой, — признается Виолетта. — За месяцы, проведенные в глухих безлюдных местах, отвыкаешь даже от такой неприхотливой на первый взгляд еды. Не говоря уже о прочих благах цивилизации. Помню, как-то раз после длительного перехода по тундре мы попали на корабль, идущий в Тикси, и там, в каюте, оказался настоящий душ! Трудно описать восторг, который я испытала, когда стояла под струями горячей воды.
Ценить такие, по сути, мелочи жизни, радоваться каждому дню, проведенному в комфорте, и приучают длительные командировки. Но, несмотря на всю тяжесть и дискомфорт, которые сулят эти путешествия, героиня нашего рассказа признается, что ее вновь и вновь тянет в суровые места.
СЕВЕРОЗАВИСИМОСТЬ
Виолетта Гассий открыла для себя тундру уже в сознательном возрасте, тем не менее, она не только всей душой полюбила этот суровый край, но для нее, как и ее коллег, он стал своеобразным наркотиком.
— Думаю, со мной согласятся многие, кто побывал в Арктике, на Крайнем Севере: оттуда можно уехать, но вот расстаться с этим местом навсегда невозможно, — говорит ученый. — У тебя действительно вырабатывается своего рода зависимость. Это чувствуется даже на физическом уровне. Месяцев через восемь после возвращения домой у меня возникает ощущение, что в организме заканчивается жизненная энергия. Я чувствую, что мне необходимо вновь побывать там, подышать чистым воздухом, увидеть безбрежные ландшафты и погрузиться в безмерную тишину, в этот вакуум.
По словам героини нашего рассказа, Север — своеобразная батарейка, которая дает всем, кто туда приезжает, частицу своей мощи и энергии. Несмотря на невыносимые условия труда и быта в этих диких местах, каждую командировку она ждет с нетерпением и с радостью отправляется в новое путешествие.
Сулейман Алиев
Источник: "ЮгTimes".