История создания кафедры
Кафедра основана в 1999 г. Деятельность кафедры направлена на формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в области специального (дефектологического) образования, а также развитие личностных качеств, необходимых для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствие с направлениями подготовки кафедра выпускает учителей-логопедов и олигофренопедагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в системе общего и специального образования, учреждений здравоохранения и реабилитации, социальной защиты населения.
В настоящее время на кафедре работают 2 профессора, 11 доцентов, 1 старший преподаватель, 3 преподавателя и 2 лаборанта.
Заведующий кафедрой
Шумилова Елена Аркадьевна – зав. кафедрой, доктор педагогических наук, профессор
Профессорско-преподавательский состав кафедры (должность, ученая степень, ученое звание)
Букирева Татьяна Анатольевна – доцент, кандидат филологических наук
Власенко Валерия Сергеевна доцент – кандидат психологических наук, доцент
Журавлева Елена Юрьевна, доцент – кандидат психологических наук, доцент
Лазаренко Лариса Анатольевна – доцент, кандидат психологических наук, доцент
Костенко Гера Александровна – доцент кандидат медицинских наук
Кузма Левонас Прано – доцент, кандидат психологических наук
Куцеева Елена Леонидовна – доцент, кандидат психологических наук, доцент
Самелик Елена Григорьевна – доцент, кандидат психологических наук, доцент
Соломатина Галина Николаевна – доцент, доктор педагогических наук, профессор
Филипиди Татьяна Ивановна – доцент, кандидат психологических наук
Яровая Анна Семеновна – доцент, кандидат филологических наук, доцент
Бушуева Анна Игоревна – старший преподаватель
Глечян Татьяна Викторовна – преподаватель
Топчий Татьяна Григорьевна – преподаватель
Лопатюк Евгения Андреевна – преподаватель
Серопян Наира Оганесовна – старший лаборант
Сухая Екатерина Владимировна – старший лаборант
Основная направленность учебно-методической работы ППС
Подготовка к изданию учебников, пособий, профессиональных образовательных программ, методических указаний к занятиям, контрольных заданий для самостоятельных занятий студентов, тестов по проверке знаний обучающихся и внедрение их в образовательный процесс.
Кафедра тесно взаимодействует с отделом специального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Преподаватели кафедры принимают участие в различных региональных и российских конференциях, конкурсах, систематически проходят курсы повышения квалификации. Кафедра является научно-методическим центром по проблемам коррекционного обучения, воспитания и социализации детей с различными нарушениями в развитии.
На кафедре реализуютсяосуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по следующим направлениям подготовки:
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Образование лиц с тяжелыми нарушениями речи (Логопедия)
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Образование лиц с интеллектуальными нарушениями (Олигофренопедагогика)
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль: Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья (Коррекционная педагогика)
44.04.03 Специальное дефектологическое образование, профиль: Образование лиц с расстройством аутистического спектра.
Занятия на кафедре проводятся в современно оборудованных аудиториях, которые позволяют обеспечить доступ студентов к ресурсам библиотеки Кубанского государственного университета, а также к сети Интернет. Мультимедийное оборудование предоставляет возможность преподавателям разрабатывать и применять инновационные интерактивные формы обучения.
Научная деятельность кафедры
Преподаватели кафедры ежегодно принимают участие в конференциях разного уровня (международных, всероссийских и региональных), в числе которых:
Научно-исследовательская работа кафедры направлена на совмещение теоретических и прикладных исследований, нацеленных на решение проблем, возникающих в процессе образовательной деятельности.
Научная проблема кафедры дефектологии и специальной психологии:
«Системообразующая роль дефектолога в вопросах обучения, воспитания и социализации детей с особыми возможностями здоровья».
Основные направления работы в данной проблеме:
1. Совершенствование качества уровневой профессиональной подготовки студентов дефектологических специальностей с учетом потребностей региональной системы специального образования.
2. Методическое сопровождение коррекционного процесса в учреждениях специального образования.
3. Исследование актуальных проблем в теории и практике логопедической помощи детям с особыми образовательными потребностями
4. Выявление и исследование современных тенденций в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями
5. Созидательный потенциал инклюзивного образования
6. Диагностика и мониторинг образовательной среды специальных (коррекционных) образовательных организаций
7. Тьюторское сопровождение лиц с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования
8. Лингвистические аспекты дефектологии
Приоритетными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:
• научное и методическое обеспечение практики студентов
• диагностика и мониторинг образовательной среды специальных (коррекционных) образовательных организаций Краснодарского края
• формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям-инвалидам
На кафедре дефектологии и специальной психологии реализуются следующие формы научно-исследовательской работы: участие в разработке и реализации исследовательских программ и проектов; подготовка учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, докладов и других публикаций; редактирование и рецензирование рабочих и адаптированных образовательных программ; подготовка и участие в научно-практических конференциях; руководство научно-исследовательской работой; подготовка диссертационного исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; организация опытно-экспериментальной работы; научное консультирование работников образования. международное сотрудничество; издание сборников по итогам научных конференций, симпозиумов, семинаров; издание авторских монографий.
Студенческое научное общество
На кафедре функционирует студенческая научная лаборатория «Scientific Life», участники которой активно участвуют в научно-исследовательской деятельности.
Ежегодно проводятся студенческие научные конференции с привлечением ведущих специалистов науки и практики образования. Студентам, направляемым на все виды педагогической практики, кафедра предлагает экспериментальные исследовательские задания, дающие возможность выхода на оригинальные темы курсовых и выпускных квалификационных работ.
Конференции, проведенные за период с 2015 по 2022 гг.:
1. Международная конференция «Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном
образовательном пространстве» КубГУ,15-16.04.22.
2. Всероссийская конференция: «Обучение детей с особыми образовательными потребностями в современной России: региональные модели»,КубГУ, 18 ноября 2021 года
3. Международная научно-практическая конференция «Идеи Л.С. Выготского в инклюзивном образовательном пространстве» (15-16 апреля 2021 г.)
4. Межвузовская научно-практическая конференция «Специальное образование на Кубани» (24 ноября 2021 г.)
5. Всероссийская научно-практическая конференция «Медицинские основы дефектологической науки и практики» (21 ноября 2019 г.)
6. Межвузовская научно-практическая конференция «История создания отечественной системы специального образования» (к столетнему юбилею специального образования в России) (22 ноября 2018 г).
7. Региональная научно-практическая конференция «Проблемы непрерывного профессионального образования учителя-дефектолога» (8 февраля 2017 г.).
8. Межвузовская научно-практическая конференция «Стандартизация в специальном образовании: проблемы и решения» (23 декабря 2016 года).
9. Международная конференция «Актуальные проблемы коррекционно-педагогического образования» (21 апреля 2015 г.).
10. Всероссийская научно-практическая конференция «Преемственность подготовки специалистов-дефектологов в системе непрерывного профессионального образования» (23 декабря 2015 года).
Деятельность кафедры:
Кафедра является участником «Международной лаборатории инклюзивного образования» MODERN EDUCATION & RESEARCH INSTITUTE? ASBL
Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется во взаимодействии с ведущими учебными и научными центрами Российской Федерации. Среди них:
Департамент образования и науки Краснодарского края
Институт коррекционной педагогики РАО,
Тюменский государственный университет,
Московский государственный педагогический университет,
Крымский федеральный университет,
Чеченский государственный университет,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Казахстан),
Луганский государственный педагогический университет,
Институт развития образования Краснодарского края,
Педагогические колледжи №1, №3,
Центр диагностики и консультирования Краснодарского края,
Образовательные организации системы дошкольного и общего образования Краснодарского края,
Городской Центр диагностики и реабилитации детей и подростков «Детство»,
Ассоциация логопедов Тюменской области
Детская стоматология СтГМУ, г. Ставрополь.
Базами, где студенты кафедры проходят практику, являются:
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №24»,
МБДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №72»,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №190»,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №24»,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №215»,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №214»,
ГБОУ школа №26, ГБОУ школа №21,
ГБОУ школа-интернат №1 ст. Елизаветинской,
ГКОУ школа-интернат г. Краснодара, ГБОУ школа №91.
Общественная деятельность кафедры
Шумилова Е.А. Член редколлегии журналов ВАК: «Современная высшая школа» (г. Челябинск), «Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ), «Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета» (г. Челябинск); научного мультидисциплинарного сетевого журнала «Наука и реальность/Science & Reality» (г. Омск) член MODERN EDUCATION & RESEARCH INSTITUTE (Брюссель, Бельгия), Эксперт Международной программы развития инклюзивных сообществ AAIP, член IACD; руководитель одной муниципальной и двух краевых инновационных площадок по проблемам специального и инклюзивного образования, созданных на базе образовательных организаций Краснодарского края. Член двух диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций (г. Грозный и г. Луганск)
Букирева Т. А. Член жюри конкурса «Лучшая студенческая научно-исследовательская работа ФППК «КубГУ» 16.04.2019. г. Специалист аттестационной группы в экспертной оценке деятельности педагогического работника (заключение от 17.04.2017).
Яровая А.С. Научный редактор журнала «Коррекционно-педагогическое образование: научный журнал» и журнала «Pedagogic correction education journal».
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Научно-практический семинар «Современные тенденции и нормативно-правовые механизмы в работе ПМПК».