История создания кафедры
Кафедра основана в соответствии с Уставом Кубанского государственного университета решением Ученого совета в 1999 г. В 2001 году она переименована в кафедру педагогики и психологии.
В настоящее время на кафедре работают 5 докторов наук, 3 профессора, 20 кандидата наук, 9 доцентов, 3 старших преподавателя, 9 преподавателей и 2 старших лаборанта, 2 лаборанта. Аспирантов-соискателей – 4 человека. Средний возраст преподавательского состава условно составляет 40 года.
Заведующий кафедрой – Вероника Михайловна Гребенникова, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.
Профессорско-преподавательский состав кафедры (должность, ученая степень, ученое звание)
Симанкова Анна Алексеевна – профессор, доктор психологических наук, профессор
Петьков Валерий Анатольевич – профессор, доктор педагогических наук, профессор
Хазова Снежана Александровна – профессор, доктор педагогических наук, профессор
Бонкало Татьяна Ивановна – профессор, доктор психологических наук, доцент
Шпаков Александр Эдуардович – профессор, доктор биологических наук
Цукурова Лариса Александровна – доцент, кандидат медицинских наук, доцент
Азлецкая Елена Николаевна – доцент, кандидат психологических наук, доцент
Гребенников Олег Владимирович – доцент, кандидат педагогических наук, доцент
Игнатович Владлен Константинович – доцент, кандидат педагогических наук, доцент
Боцоева Анна Владимировна – доцент, кандидат психологических наук, доцент
Куцеева Елена Леонидовна – доцент, кандидат психологических наук, доцент
Оганесова Нелли Львовна – доцент кандидат психологических наук, доцент
Попова Юлия Ивановна – доцент, кандидат психологических наук, доцент
Шер Марина Леонидовна – доцент, кандидат экономических наук, доцент
Байдецкая Елена Анатольевна – доцент, кандидат экономических наук
Геворгян Арман Эдикович, доцент – кандидат философских наук
Игнатович Светлана Сергеевна – доцент, кандидат педагогических наук
Куреная Елена Викторовна – доцент, кандидат педагогических наук
Кузма Левонас Прано – доцент, кандидат психологических наук
Лазаренко Лариса Анатольевна – доцент, кандидат психологических наук
Решетняк Оксана Валерьевна – доцент, кандидат педагогических наук
Сафронова Алла Дмитриевна – доцент, кандидат психологических наук
Ушаков Алексей Антонидович – доцент, кандидат педагогических наук
Халилов Тимур Александрович – доцент, кандидат политических наук
Батракова Марина Юрьевна – доцент
Топчий Татьяна Григорьевна – доцент
Гутник Елизавета Павловна – старший преподаватель
Лакреева Анна Владимировна – старший преподаватель
Фоменко Елена Николаевна – старший преподаватель
Ишкова Екатерина Валерьевна – преподаватель, кандидат психологических наук
Белоцерковская Снежанна Владимировна – преподаватель
Виноградова Каролина Николаевна – преподаватель
Музыка Тамара Владимировна – преподаватель
Робский Владимир Владимирович – преподаватель
Руденко Екатерина Юрьевна – преподаватель
Русинова Евгения Андреевна – преподаватель
Сковородова Виктория Ивановна – преподаватель
Семенова Анна Витальевна – преподаватель
Веселуха Ирина Григорьевна – старший лаборант
Лопатюк Евгения Андреевна – старший лаборант
Тоцкая Александра Андреевна – лаборант
Основная направленность учебно-методической работы ППС
В настоящее время образовательная деятельность ведется сотрудниками кафедры в соответствии с требованиям ФГОС по направлениям подготовки:
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психология образования», форма обучения: очная - 4 года, заочная - 4,6 года бакалавриат;
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психологическое консультирование в образовании», форма обучения: очная- 2 года, очно-заочная -2,6 года, магистратура;
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Управление образовательными учреждениями», форма обучения: заочная -2,6 года, магистратура
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психология и педагогика развития личности в условиях общего и инклюзивного образования», форма обучения: очно-заочная 2,6 года, заочная -2,6 года, магистратура
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Кризисная психология», форма обучения: очная – 2 года, очно-заочная -2,6 года, магистратура
44.04.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль): «Среднее образование» для магистров, форма обучения- заочная -2,6 года, магистратура
44.06.01 Образование и педагогические науки для аспирантов.
Основная направленность учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава - подготовка к изданию учебников, пособий, профессиональных образовательных программ, разработок деловых игр, кейсов, методических указаний к занятиям, контрольных заданий для самостоятельных занятий студентов, тестов по проверке знаний учащихся и внедрение их в учебный процесс, взаимное посещение занятий преподавателями, посещение открытых, демонстрационных занятий.
Учебная работа кафедры осуществляется в соответствии с рабочими программами дисциплин, планом работы кафедры, индивидуальными планами работы преподавателей.
Учебная работа осуществляется с использованием всех видов и форм обучения, с применением современных информационных технологий и с постоянным совершенствованием используемых методик и технических средств обучения. Большое внимание уделяется приобретению студентами практических навыков во время лабораторных работ с разработанными методиками их проведения
На кафедре используется управляемая система организации самостоятельной работы студентов. Эффективность совместной работы преподавателя и студентов зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от уровня подготовки студентов к занятию. Для самостоятельной работы все студенты обеспечены методическими пособиями, которые содержат теоретические представления по всем разделам программы, методики проведения лабораторных работ, наборы тестовых заданий для самоконтроля знаний и расчетные задачи с эталонами решений. Для самоконтроля знаний разработан и используется компьютерный вариант тестов по всем темам дисциплины.
Разработаны и ежегодно актуализируются программы практик и критерии оценки работы студентов-практикантов, в соответствии с ФГОС ВО.
Сотрудниками кафедры Педагогики и психологии разрабатываются и издаются дневники практики студентов.
Базами практики являются: семейный центр психологической поддержки и личностного развития ООО «МАСТЕРская жизни»; ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г. Краснодар; НЧОУ лицей "ИСТЭК"; ЧОУ СОШ "Альтернатива»; МАОУ СОШ №6; МАОУ СОШ №11; МБОУ СОШ №20; МАОУ СОШ №24; МБОУ СОШ № 42; МБОУ СОШ №46; МБОУ СОШ №52; МБОУ гимназия №82; МБОУ СОШ №83; МБОУ СОШ №100 в городе Краснодаре. а так же образовательные организации в городах Новороссийске, Сочи, Севастополе, Майкопе и др., с которыми ФППК имеет двусторонние связи и договоры о сотрудничестве.
Обширный список баз практики дает возможность ознакомить студентов с существующими в регионах РФ психологическими службами различного типа и подробно знакомиться с их работой.
К задачам психологической практики студентов относятся:
‒ обновление и обогащение знаний и умений, полученных в ходе теоретической подготовки и предшествующих практик;
‒ формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;
‒ совершенствование умения организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
‒ формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий;
‒ овладение способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
‒ совершенствование умения выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении обучающихся, а также фиксировать результаты педагогических и психологических наблюдений;
‒ формирование навыка руководства проектно-исследовательской деятельностью обучающихся;
‒ владение умением проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся;
‒ формирование личностных качеств (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющих работать как с детьми, так и с их родителями, формирование интереса к профессии, освоение профессиональной этики.
Цели и задачи психологической практики в образовательных учреждениях разного типа соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:
Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований).
Выполнение студентами программы практик на всех этапах создает условия для осознания правильности выбора специальности и ответственности за уровень подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Выбор мест прохождения производственной практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности. При необходимости для прохождения бакалаврами практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых условий.
Научная деятельность кафедры
В своей научно-исследовательской работе кафедра педагогики и психологии стремится к совмещению теоретических и прикладных исследований, нацеленных на изучение проблем, возникающих в процессе образовательной деятельности, и выработку методических рекомендаций по повышению качества образования при помощи психолого-педагогического инструментария.
Ежегодно проводятся Всероссийские (в том числе – с международным участием) и региональные научно-практические конференции, межвузовские олимпиады, конкурсы научных работ, по результатам которых лучшие материалы преподавателей и студентов публикуются в научных сборниках, а их авторы награждаются грамотами и дипломами.
Научной проблематикой, изучению которой посвящены исследования сотрудников кафедры педагогики и психологии, является психология становления субъекта развития образовательной среды.
Основные научные направления работы кафедры педагогики и психологии:
- Новейшие тенденции развития образования и педагогической науки (д-р пед. наук, проф. В.М. Гребенникова);
- Психологические факты, механизмы, закономерности учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (д-р псих. наук, проф. Т.И. Бонкало);
- Методологические принципы социально-психологического исследования, эволюция парадигм и направлений социальной психологии (д-р псих. наук, проф. А.А. Симанкова);
- Теоретико-методологические и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования (д-р пед. наук, проф.
В.А. Петьков); - Управление образовательными системами и технологии образовательной трансформации (канд. пед. наук, доц. О.В. Гребенников);
- Системообразующие факторы развития образовательной среды (канд. пед. наук, доц. В.К. Игнатович, канд. пед. наук, С.С. Игнатович);
- Разработка и внедрение инклюзивных образовательных практик в учебно-воспитательный процесс (канд. псих. наук, доц. Е.Н. Азлецкая);
- Психологическое консультирование и психотерапевтические техники как фактор укрепления и сохранения психического здоровья (канд. псих. наук, доц. Ю.И. Попова);
- Психология семейных и детско-родительских отношений (канд. псих. наук, доц.
Н.Л. Оганесова); - Социокультурное, институциональное и управленческое измерение образовательной политики (канд. полит. наук, Т.А. Халилов).
- Инновационные процессы и технологии в образовании (канд. экон. наук Е.А. Байдецкая).
- Организация и направления психологической помощи и поддержки в условиях переживания кризиса (канд. псих. наук Л.А. Лазаренко).
- Философские основания современного образования (канд. филос. наук А.Э. Геворгян);
- Особенности социализации и социальной адаптации детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития в различных условиях воспитания и обучения (ст. преп. Е.П. Гутник).
- Самоопределение как механизм активности субъекта развития образовательной среды (преп. Е.Н. Фоменко).
Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется во взаимодействии с ведущими учебными и научными центрами Российской Федерации: Психологический институт РАО, Институт психологии РАН, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Южный федеральный университет, Адыгейский государственный университет.
При поддержке отечественных научных фондов и организаций появились реальные перспективы участия профессорско-преподавательского состава и студентов в реализации крупномасштабных исследовательских проектов и программ.
Результаты научных исследований внедряются в учебно-методические пособия, лекционные курсы и практические занятия.
Студенческие научно–исследовательские лаборатории
Лаборатория образовательных технологий (рук. д-р пед. наук, профессор В.М. Гребенникова )
Психолого–педагогическое сопровождение опытно–экспериментальной работы в образовательном учреждении (рук. канд. пед. наук, доцент В.К. Игнатович).
Приоритетными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:
-научное и методическое обеспечение практики студентов;
-психолого-педагогический мониторинг образовательной среды в вузе, школе, ДОУ;
-психологические аспекты межэтнической толерантности;
-психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога-психолога.
Сотрудники кафедры педагогики и психологии (В.М. Гребенникова, Е.В. Ишкова, О.А. Рыбникова , В.М. Ковалевская ) участвуют в реализации образовательного проекта «Пси поколение», поддержанного фондом президентских грантов (заявка № 19-1-024782). Суть проекта заключается в обучении старшеклассников знаниям в области практической психологии и формировании у них ключевых компетенций и навыков, востребованных в современном обществе. Проект реализуется с использованием современных образовательных технологий и дистанционной образовательной платформы. К реализации проекта привлекаются студенты профильных специальностей и направлений подготовки и вузы-партнеры на территории республики Адыгея, Волгоградской и Ростовской областей.
Сотрудники и студенты кафедры ведут научно-исследовательскую работу (диагностическую, коррекционную) на базе следующих учреждений:
Центр диагностики и консультирования «Детство»;
ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г. Краснодара;
общеобразовательные школы г. Краснодара № 42, 69, 82, 83, 100 и др., МБОУ лицей №8 г. Майкоп, МАОУ СОШ №75 ст. Елизаветинская,
МАОУ гимназия №2 г. Новороссийск;
организации дополнительного образования: МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник», Межшкольный эстетический центр г. Краснодара,
МАОУ ДО Центр детского творчества «Прикубанский» и др.
Научно-исследовательская деятельность студентов находит свое отражение в научных работах, представленных для участия в конференциях различного уровня.
Работа с базами практик, научно-методическое обеспечение практики студентов дают возможность знакомить их с существующими психологическими службами различного типа, обеспечивать практическую подготовку в соответствии с квалификационной характеристикой.
Начал свою работу «Психо-Клуб», на встречах которого представители СНО организовывают работу со студентами по следующим направлениям:
- знакомство с профессиональной психологической литературой (разбор книг, дискуссии, беседы);
- обсуждение и анализ художественных и документальных фильмов соответствующей направленности;
- помощь студентам в написании научных работ (публикации, статьи и др.)
Грантовая и международная деятельность кафедры
ЗАВЕРШЕННЫЕ ПРОЕКТЫ
РГНФ, 2007 – 2009, проект № 07-06-00248а «Социальные критерии эффективности открытых образовательных систем». Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенниква, А.А. Арламов.
РГНФ, администрация Краснодарского края 2009–2010, проект № 09-06-38619а/Ю «Образовательные ресурсы внешней социокультурной среды и их использование в процессе продуктивного обучения старшеклассников в условиях малых городов и сельских территорий Кубани». Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова, Н.В. Балабанова.
РГНФ, администрация Краснодарского края 2014 - 2015, проект № 14-16-23013 "Формирование готовности школьников к проектированию индивидуального образовательного маршрута в условиях перехода к новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного и полного общего образования". Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина.
РГНФ (РФФИ), администрация Краснодарского края: 16-16-23002 а(р) - Формирование образовательной самостоятельности школьников как педагогическое условие эффективности прохождения ими индивидуального образовательного маршрута на старшей ступени обучения 2016 – 2017. Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина, И.Г. Галушко.
РФФИ. 18-013-00308. Основы методологии и технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей. 2018 – 2020. Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина.
РФФИ. 19-013-00163 Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. 2019 – 2021. Руководитель: В.М. Гребенникова. Исполнители: В.К, Игнатович, С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина, А.В. Лакреева.
ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ ПРОЕКТЫ
Кубанский научный фонд, 2022 – 2023. Проект № ППН-21.1/46. «Проектирование и психолого-педагогическое сопровождение совместной творческой деятельности старшеклассников и студентов в неформальных образовательных средах как инновационная форма преемственности школы и вуза в развитии творческой одаренности детей и молодежи Кубани». Руководитель: Гребенников О.В., Исполнители: Игнатович В.К., Игнатович С.С., Курочкина В.Е,, Семенова А.В., Дурасова Е.А
Материально-технической основой для проведения исследований являются банк психодиагностических стандартизованных методик и компьютеризированных программ для статистической обработки первичных показателей. Банк полученных в исследованиях данных постоянно пополняется и служит основой для количественного и качественного анализа современного состояния образования в крае, проектирования дальнейших научных исследований.
Создаваемый на кафедре педагогики и психологии банк диагностических материалов и данных научных исследований сотрудников и студентов позволяет создать базу для построения системы мониторинга системы образования г. Краснодара и края.
Вместе с положительными изменениями в работе кафедры есть и проблемы, требующие решения:
1. Укрепление материально-технической базы.
2. Необходимость создания специализированного кабинета школьного психолога, оборудованного современными техническими и научно-методическими материалами.
3. В целях обеспечения учебного процесса необходимо создать банк учебных фильмов по дисциплинам предметной подготовки.
4. Кафедра нуждается в оборудовании для проведения научно-исследовательской работы.
5. Перспективным направлением подготовки специалистов педагогов-психологов должна стать научная работа студентов, их активное участие в работе СНО, научно-исследовательских проектах кафедры, вуза.
Мы гордимся своими выпускниками!
Особая гордость любого вуза - его выпускники. Кафедра педагогики и психологии ФППК гордится своими выпускниками, ведь они не только ее доблестная история, но и уверенность в будущем.
Головина Наталья Геннадьевна - ГБОУ ИРО Краснодарского края, ведущий специалист отдела аттестации педагогических работников
Миронов Леонид Валерьевич - ОАО «СК НИИ» биоеххим», заместитель генерального директора
Позднякова Екатерина Сергеевна - МКУ РЦ «Детство» заместитель директора
Ковалевская Виктория Михайловна - старшая школа АНО "Сверхновая школа" Ленинградская область, педагог-психолог
Семенова Анна Витальевна – преподаватель ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», практикующий психолог.
Мешкова Анна Игоревна - МКУ РЦ «Детство», педагог-психолог
Плешкова Юлия Игоревна - МАДОУ МО город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 181», педагог-психолог
Белоглазова Юлия Олеговна - детский сад комбинированного вида «Сказка», структурное подразделение № 150, педагог-психолог
Василевская Алина Олеговна - МБОУ СОШ № 83 педагог-психолог
Алехина (Логвиненко) Ольга Михайловна - ООО СХП «Кубань» педагог-психолог
Николаенко Алёна Дмитриевна- ГКОУ школа-интернат г. Краснодара, педагог-психолог, воспитатель
Иванова Кристина Владиславовна - МБОУ СОШ №30 г. Краснодар, педагог-психолог
Замаева (Голобородько) Елизавета Николаевна - МАОУ лицей № 64, учитель начальных классов
Заидова Валентина Юрьевна - ФГБОУ ВО «КубГУ» ФППК г. Краснодар, преподаватель
Очур-Оол Дарья Эдуардовна - Частный детский центр «Непоседа», педагог по развитию детей
Машкина Ольга Сергеевна - частный детский сад «Подсолнух», воспитатель
Филькова Мария Михайловна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 129», воспитатель
Киселева Олеся Михайловна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 138», педагог психолог
Барамыгина Татьяна Вячеславовна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 214», педагог психолог
Проневич Екатерина Евгеньевна - МАООУ СОШ №11, педагог психолог
Стрига Ольга Васильевна - МБДОУ г. Керчи «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька», воспитатель
Опанасенко Алёна Игоревна - МБДОУ г. Керчи «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька», воспитатель
Шабалина Екатерина Валерьевна - МБОУ МО г. Краснодар, СОШ 35, учитель
Воспитательная работа кафедры педагогики и психологии
Основной аудиторный фонд кафедры педагогики и психологии