Top.Mail.Ru

Кафедра педагогики и психологии

 

     

История создания кафедры

 

Кафедра основана в соответствии с Уставом Кубанского государственного университета решением Ученого совета в 1999 г. В 2001 году она переименована в кафедру педагогики и психологии. 

 

В настоящее время на кафедре работают 5 докторов наук, 3 профессора,  20 кандидата наук,  9 доцентов, 3 старших преподавателя, 9 преподавателей и 2 старших лаборанта, 2 лаборанта. Аспирантов-соискателей – 4 человека. Средний возраст преподавательского состава условно составляет 40 года.

 

Заведующий кафедрой – Вероника Михайловна Гребенникова, профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук.  

 

Профессорско-преподавательский состав кафедры (должность, ученая степень, ученое звание)

 

Симанкова Анна Алексеевна – профессор, доктор психологических наук, профессор

Петьков Валерий Анатольевич – профессор, доктор педагогических наук, профессор

Хазова Снежана Александровна – профессор, доктор педагогических наук, профессор

Бонкало Татьяна Ивановна – профессор, доктор психологических наук, доцент

Шпаков Александр Эдуардович – профессор, доктор биологических наук

Цукурова Лариса Александровна – доцент, кандидат медицинских наук, доцент

Азлецкая Елена Николаевна – доцент, кандидат психологических наук, доцент

Гребенников Олег Владимирович – доцент, кандидат педагогических наук, доцент

Игнатович Владлен Константинович – доцент, кандидат педагогических наук, доцент

Боцоева Анна Владимировна – доцент, кандидат психологических наук, доцент

Куцеева Елена Леонидовна – доцент, кандидат психологических наук, доцент

Оганесова Нелли Львовна – доцент кандидат психологических наук, доцент

Попова Юлия Ивановна – доцент, кандидат психологических наук, доцент

Шер Марина Леонидовна – доцент, кандидат экономических наук, доцент

Байдецкая Елена Анатольевна – доцент, кандидат экономических наук

Геворгян Арман Эдикович, доцент – кандидат философских наук

Игнатович Светлана Сергеевна – доцент, кандидат педагогических наук

Куреная Елена Викторовна – доцент, кандидат педагогических наук

Кузма  Левонас Прано – доцент, кандидат психологических наук

Лазаренко Лариса Анатольевна – доцент, кандидат психологических наук

Решетняк Оксана Валерьевна – доцент, кандидат педагогических наук

Сафронова Алла Дмитриевна – доцент, кандидат психологических наук

Ушаков Алексей Антонидович – доцент, кандидат педагогических наук

Халилов Тимур Александрович – доцент, кандидат политических наук

Батракова Марина Юрьевна – доцент

Топчий Татьяна Григорьевна – доцент

Гутник Елизавета Павловна – старший преподаватель

Лакреева Анна Владимировна – старший преподаватель

Фоменко Елена Николаевна – старший преподаватель

Ишкова Екатерина Валерьевна – преподаватель, кандидат психологических наук

Белоцерковская Снежанна Владимировна – преподаватель

Виноградова Каролина Николаевна – преподаватель

Музыка Тамара Владимировна – преподаватель

Робский Владимир Владимирович – преподаватель

Руденко Екатерина Юрьевна – преподаватель

Русинова Евгения Андреевна – преподаватель

Сковородова Виктория Ивановна – преподаватель

Семенова Анна Витальевна – преподаватель

Веселуха Ирина Григорьевна – старший лаборант

Лопатюк Евгения Андреевна – старший лаборант

Тоцкая Александра Андреевна – лаборант

 

Основная направленность учебно-методической работы ППС

В настоящее время образовательная деятельность ведется сотрудниками кафедры в соответствии с требованиям ФГОС по направлениям подготовки:

44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психология образования», форма обучения: очная - 4 года, заочная - 4,6 года бакалавриат;

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психологическое консультирование в образовании», форма обучения: очная- 2 года, очно-заочная -2,6 года, магистратура;

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Управление образовательными учреждениями», форма обучения: заочная -2,6 года, магистратура

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Психология и педагогика развития личности в условиях общего и инклюзивного образования», форма обучения: очно-заочная 2,6 года, заочная -2,6 года, магистратура

44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль): «Кризисная психология», форма обучения: очная – 2 года, очно-заочная -2,6 года, магистратура

44.04.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль): «Среднее образование» для магистров, форма обучения- заочная -2,6 года, магистратура

44.06.01 Образование и педагогические науки для аспирантов.

 

Основная направленность учебно-методической работы профессорско-преподавательского состава - подготовка к изданию учебников, пособий, профессиональных образовательных программ, разработок деловых игр, кейсов, методических указаний к занятиям, контрольных заданий для самостоятельных занятий студентов, тестов по проверке знаний учащихся и внедрение их в учебный процесс, взаимное посещение занятий преподавателями, посещение открытых, демонстрационных занятий.

Учебная работа кафедры осуществляется в соответствии с рабочими программами дисциплин, планом работы кафедры, индивидуальными планами работы преподавателей.

Учебная работа осуществляется с использованием всех видов и форм обучения, с применением современных информационных технологий и с постоянным совершенствованием используемых методик и технических средств обучения. Большое внимание уделяется приобретению студентами практических навыков во время лабораторных работ с разработанными методиками их проведения

На кафедре используется управляемая система организации самостоятельной работы студентов. Эффективность совместной работы преподавателя и студентов зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от уровня подготовки студентов к занятию. Для самостоятельной работы все студенты обеспечены методическими пособиями, которые содержат теоретические представления по всем разделам программы, методики проведения лабораторных работ, наборы тестовых заданий для самоконтроля знаний и расчетные задачи с эталонами решений. Для самоконтроля знаний разработан и используется компьютерный вариант тестов по всем темам дисциплины.

Разработаны и ежегодно актуализируются программы практик и критерии оценки работы студентов-практикантов, в соответствии с ФГОС ВО.

Сотрудниками кафедры Педагогики и психологии разрабатываются и издаются дневники практики студентов.

Базами практики являются: семейный центр психологической поддержки и личностного развития ООО «МАСТЕРская жизни»; ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г. Краснодар; НЧОУ лицей "ИСТЭК"; ЧОУ СОШ "Альтернатива»; МАОУ СОШ №6; МАОУ СОШ №11; МБОУ СОШ №20; МАОУ СОШ №24; МБОУ СОШ № 42; МБОУ СОШ №46; МБОУ СОШ №52; МБОУ гимназия №82; МБОУ СОШ №83; МБОУ СОШ №100 в городе Краснодаре. а так же образовательные организации в городах Новороссийске, Сочи, Севастополе, Майкопе и др., с которыми ФППК имеет двусторонние связи и договоры о сотрудничестве.

Обширный список баз практики дает возможность ознакомить студентов с существующими в регионах РФ психологическими службами различного типа и подробно знакомиться с их работой.

К задачам психологической практики студентов относятся:

‒ обновление и обогащение знаний и умений, полученных в ходе теоретической подготовки и предшествующих практик;

‒ формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;

‒ совершенствование умения организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

‒ формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий;

‒ овладение способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

‒ совершенствование умения выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении обучающихся, а также фиксировать результаты педагогических и психологических наблюдений;

‒ формирование навыка руководства проектно-исследовательской деятельностью обучающихся;

‒ владение умением проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся;

‒ формирование личностных качеств (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющих работать как с детьми, так и с их родителями, формирование интереса к профессии, освоение профессиональной этики.

Цели и задачи психологической практики в образовательных учреждениях разного типа соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований).

Выполнение студентами программы практик на всех этапах создает условия для осознания правильности выбора специальности и ответственности за уровень подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Выбор мест прохождения производственной практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности. При необходимости для прохождения бакалаврами практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых студентом-инвалидом трудовых условий.

 

Научная деятельность кафедры

В своей научно-исследовательской работе кафедра педагогики и психологии стремится к совмещению теоретических и прикладных исследований, нацеленных на изучение проблем, возникающих в процессе образовательной деятельности, и выработку методических рекомендаций по повышению качества образования при помощи психолого-педагогического инструментария.

Ежегодно проводятся Всероссийские (в том числе – с международным участием) и региональные научно-практические конференции, межвузовские олимпиады, конкурсы научных работ, по результатам которых лучшие материалы преподавателей и студентов публикуются в научных сборниках, а их авторы награждаются грамотами и дипломами.

Научной проблематикой, изучению которой посвящены исследования сотрудников кафедры педагогики и психологии, является психология становления субъекта развития образовательной среды.

Основные научные направления работы кафедры педагогики и психологии:

  1. Новейшие тенденции развития образования и педагогической науки (д-р пед. наук, проф. В.М. Гребенникова);
  2. Психологические факты, механизмы, закономерности учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (д-р псих. наук, проф. Т.И. Бонкало);
  3. Методологические принципы социально-психологического исследования, эволюция парадигм и направлений социальной психологии (д-р псих. наук, проф. А.А. Симанкова);
  4. Теоретико-методологические и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования (д-р пед. наук, проф.
     В.А. Петьков);
  5. Управление образовательными системами и технологии образовательной трансформации (канд. пед. наук, доц. О.В. Гребенников);
  6. Системообразующие факторы развития образовательной среды (канд. пед. наук, доц. В.К. Игнатович, канд. пед. наук, С.С. Игнатович);
  7. Разработка и внедрение инклюзивных образовательных практик в учебно-воспитательный процесс (канд. псих. наук, доц. Е.Н. Азлецкая);
  8. Психологическое консультирование и психотерапевтические техники как фактор укрепления и сохранения психического здоровья (канд. псих. наук, доц. Ю.И. Попова);
  9. Психология семейных и детско-родительских отношений (канд. псих. наук, доц.
     Н.Л. Оганесова);
  10. Социокультурное, институциональное и управленческое измерение образовательной политики (канд. полит. наук, Т.А. Халилов).
  11. Инновационные процессы и технологии в образовании (канд. экон. наук Е.А. Байдецкая).
  12. Организация и направления психологической помощи и поддержки в условиях переживания кризиса (канд. псих. наук Л.А. Лазаренко).
  13. Философские основания современного образования (канд. филос. наук  А.Э. Геворгян);
  14. Особенности социализации и социальной адаптации детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития в различных условиях воспитания и обучения (ст. преп. Е.П. Гутник).
  15. Самоопределение как механизм активности субъекта развития образовательной среды (преп. Е.Н. Фоменко).

Научно-исследовательская деятельность кафедры осуществляется во взаимодействии с ведущими учебными и научными центрами Российской Федерации: Психологический институт РАО, Институт психологии РАН, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Южный федеральный университет, Адыгейский государственный университет.

При поддержке отечественных научных фондов и организаций появились реальные перспективы участия профессорско-преподавательского состава и студентов в реализации крупномасштабных исследовательских проектов и программ.

Результаты научных исследований внедряются в учебно-методические пособия, лекционные курсы и практические занятия.

Студенческие научно–исследовательские лаборатории

Лаборатория образовательных технологий (рук. д-р пед. наук, профессор В.М. Гребенникова )

Психолого–педагогическое сопровождение опытно–экспериментальной работы в образовательном учреждении (рук. канд. пед. наук, доцент В.К. Игнатович).

Приоритетными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:

 -научное и методическое обеспечение практики студентов;

 -психолого-педагогический мониторинг образовательной среды в вузе, школе, ДОУ;

 -психологические аспекты межэтнической толерантности;

 -психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога-психолога.

Сотрудники кафедры педагогики и психологии (В.М. Гребенникова,  Е.В. Ишкова, О.А. Рыбникова , В.М. Ковалевская ) участвуют в реализации образовательного проекта «Пси поколение», поддержанного фондом президентских грантов (заявка № 19-1-024782). Суть проекта заключается в обучении старшеклассников знаниям в области практической психологии и формировании у них ключевых компетенций и навыков, востребованных в современном обществе. Проект реализуется с использованием современных образовательных технологий и дистанционной образовательной платформы. К реализации проекта привлекаются студенты профильных специальностей и направлений подготовки и вузы-партнеры на территории республики Адыгея, Волгоградской и Ростовской областей.

Сотрудники и студенты кафедры ведут научно-исследовательскую работу (диагностическую, коррекционную) на базе следующих учреждений:

Центр диагностики и консультирования «Детство»;

ГКОУ Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат г. Краснодара;

общеобразовательные школы г. Краснодара № 42, 69, 82, 83, 100 и др.,  МБОУ лицей №8 г. Майкоп, МАОУ СОШ №75 ст. Елизаветинская, 

МАОУ гимназия №2 г. Новороссийск;

организации дополнительного образования: МБОУ ДО ЦДТТ «Юный техник», Межшкольный эстетический центр г. Краснодара,

МАОУ ДО Центр детского творчества «Прикубанский» и др.

Научно-исследовательская деятельность студентов находит свое отражение в научных работах, представленных для участия в конференциях различного уровня.

Работа с базами практик, научно-методическое обеспечение практики студентов дают возможность знакомить их с существующими психологическими службами различного типа, обеспечивать практическую подготовку в соответствии с квалификационной характеристикой.

 

Начал свою работу «Психо-Клуб», на встречах которого представители СНО организовывают работу со студентами по следующим направлениям:

- знакомство с профессиональной психологической литературой (разбор книг, дискуссии, беседы);

- обсуждение и анализ художественных и документальных фильмов соответствующей направленности;

- помощь студентам в написании научных работ (публикации, статьи и др.)

 

Грантовая и международная деятельность кафедры

ЗАВЕРШЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

РГНФ, 2007 – 2009, проект № 07-06-00248а «Социальные критерии эффективности открытых образовательных систем». Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенниква, А.А. Арламов.

РГНФ, администрация Краснодарского края 2009–2010, проект № 09-06-38619а/Ю «Образовательные ресурсы внешней социокультурной среды и их использование в процессе продуктивного обучения старшеклассников в условиях малых городов и сельских территорий Кубани». Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова, Н.В. Балабанова.

РГНФ, администрация Краснодарского края 2014 - 2015, проект № 14-16-23013 "Формирование готовности школьников к проектированию индивидуального образовательного маршрута в условиях перехода к новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного и полного общего образования". Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова,  С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина.

РГНФ (РФФИ), администрация Краснодарского края: 16-16-23002 а(р) - Формирование образовательной самостоятельности школьников как педагогическое условие эффективности прохождения ими индивидуального образовательного маршрута на старшей ступени обучения 2016 – 2017. Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина, И.Г. Галушко.

РФФИ. 18-013-00308. Основы методологии и технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей. 2018 – 2020. Руководитель: В.К. Игнатович. Исполнители: С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина.

РФФИ. 19-013-00163 Методология и технология социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. 2019 – 2021. Руководитель: В.М. Гребенникова. Исполнители: В.К, Игнатович, С.С. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина, А.В. Лакреева.

ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ ПРОЕКТЫ

Кубанский научный фонд, 2022 – 2023. Проект № ППН-21.1/46. «Проектирование и психолого-педагогическое сопровождение совместной творческой деятельности старшеклассников и студентов в неформальных образовательных  средах как инновационная форма преемственности школы и вуза в развитии творческой одаренности детей и молодежи Кубани». Руководитель: Гребенников О.В., Исполнители: Игнатович В.К., Игнатович С.С., Курочкина В.Е,, Семенова А.В., Дурасова Е.А 

Материально-технической основой для проведения исследований являются банк психодиагностических стандартизованных методик и компьютеризированных программ для статистической обработки первичных показателей. Банк полученных в исследованиях данных постоянно пополняется и служит основой для количественного и качественного анализа современного состояния образования в крае, проектирования дальнейших научных исследований.

Создаваемый на кафедре педагогики и психологии банк диагностических материалов и данных научных исследований сотрудников и студентов позволяет создать базу для построения системы мониторинга системы образования г. Краснодара и края.

Вместе с положительными изменениями в работе кафедры есть и проблемы, требующие решения:

1. Укрепление материально-технической базы.

2. Необходимость создания специализированного кабинета школьного психолога, оборудованного современными техническими и научно-методическими материалами.

3. В целях обеспечения учебного процесса необходимо создать банк учебных фильмов по дисциплинам предметной подготовки.

4. Кафедра нуждается в оборудовании для проведения научно-исследовательской работы.

5. Перспективным направлением подготовки специалистов педагогов-психологов должна стать научная работа студентов, их активное участие в работе СНО, научно-исследовательских проектах кафедры, вуза.

 

Мы гордимся своими выпускниками!

Особая гордость любого вуза - его выпускники. Кафедра педагогики и психологии ФППК гордится своими выпускниками, ведь они не только ее доблестная история, но и уверенность в будущем.

Головина Наталья Геннадьевна - ГБОУ ИРО Краснодарского края, ведущий специалист отдела аттестации педагогических работников

Миронов Леонид Валерьевич ОАО «СК НИИ» биоеххим», заместитель генерального директора

Позднякова Екатерина Сергеевна - МКУ РЦ «Детство» заместитель директора

Ковалевская Виктория Михайловна - старшая школа АНО "Сверхновая школа" Ленинградская область, педагог-психолог

Семенова Анна Витальевна – преподаватель ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», практикующий психолог.

Мешкова Анна Игоревна - МКУ РЦ «Детство», педагог-психолог

Плешкова Юлия Игоревна - МАДОУ МО город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 181», педагог-психолог

Белоглазова Юлия Олеговна - детский сад комбинированного вида «Сказка», структурное подразделение № 150, педагог-психолог

Василевская Алина Олеговна - МБОУ СОШ № 83 педагог-психолог

Алехина (Логвиненко) Ольга Михайловна - ООО СХП «Кубань» педагог-психолог

Николаенко Алёна Дмитриевна- ГКОУ школа-интернат г. Краснодара, педагог-психолог, воспитатель 

Иванова Кристина Владиславовна - МБОУ СОШ №30 г. Краснодар, педагог-психолог

Замаева (Голобородько) Елизавета Николаевна - МАОУ лицей № 64, учитель начальных классов

Заидова Валентина Юрьевна - ФГБОУ ВО «КубГУ» ФППК г. Краснодар, преподаватель

Очур-Оол Дарья Эдуардовна - Частный детский центр «Непоседа», педагог по развитию детей

Машкина Ольга Сергеевна - частный детский сад «Подсолнух», воспитатель

Филькова Мария Михайловна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 129», воспитатель

Киселева Олеся Михайловна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 138», педагог психолог

Барамыгина Татьяна Вячеславовна - МБДОУ МО город Краснодар «Детский сад № 214», педагог психолог

Проневич Екатерина Евгеньевна - МАООУ СОШ №11, педагог психолог

Стрига Ольга Васильевна - МБДОУ г. Керчи «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька», воспитатель

Опанасенко Алёна Игоревна - МБДОУ г. Керчи «Детский сад комбинированного вида №2 «Капелька», воспитатель

Шабалина Екатерина Валерьевна - МБОУ МО г. Краснодар, СОШ 35, учитель

 

Воспитательная работа кафедры педагогики и психологии

"Шагаем вместе"

Основной аудиторный фонд кафедры педагогики и психологии

 

 

 

 

 

Сотрудники

Азлецкая Елена Николаевна
Байдецкая Елена Анатольевна
Батракова Марина Юрьевна
Белоцерковская Снежанна Владимировна
Бонкало Татьяна Ивановна
Боцоева Анна Владимировна
Веселуха Ирина Григорьевна
Виноградова Каролина Николаевна
Геворгян Арман Эдикович
Гребенникова Вероника Михайловна
Гутник Елизавета Павловна
Игнатович Владлен Константинович
Игнатович Светлана Сергеевна
Ишкова Екатерина Валерьевна
Куренная Елена Викторовна
Лазаренко Лариса Анатольевна
Лопатюк Евгения Андреевна
Музыка Тамара Владимировна
Оганесова Нелли Львовна
Ольшанская Светлана Алексеевна
Петьков Валерий Анатольевич
Попова Юлия Ивановна
Решетняк Оксана Валерьевна
Робский Владимир Владимирович
Руденко Екатерина Юрьевна
Русинова Евгения Андреевна
Сафронова Алла Дмитриевна
Симанкова Анна Алексеевна
Сковородова Виктория Ивановна
Тимошенко Екатерина Валерьевна
Топчий Татьяна Григорьевна
Тоцкая Александра Андреевна
Фоменко Елена Николаевна
Халилов Тимур Александрович
Шер Марина Леонидовна
Шпаков Александр Эдуардович