Педагогическое образование (Русский язык)

Код направления: 
44.03.01
Заочная форма обучения
Бакалавриат

1-й семестр

Безопасность жизнедеятельности
Учебный курс читается на основе универсальной базовой программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» КубГУ в форме подходящих комбинаций учебных моду-лей и блоков.
Кафедра Интеллектуальных информационных систем
Лектор Терешенков В.А.
6 часов лекций
8 часов практики
1 семестр
3 кредита
Динамические процессы в языке СМИ
Данная дисциплина предназначена для студентов дневного отделения (050100.62 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, профиль «Русский язык»).
Дисциплина преподается во I семестре I курса. Для ее изучения достаточными являются знания, умения и навыки, приобретенные в средней (полной) общеобразовательной школе.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,профессор Пономаренко Ирина Николаевна
6 часов лекций
8 часов практики
1 семестр
4 кредита
Естественнонаучная картина мира
Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, научно-методический,
профессиональный и культурно-просветительский виды профессиональной дея-
тельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профес-
сиональной деятельности
Кафедра Философии
Лектор Попова О.С.
4 часа лекций
4 часа практики
1 семестр
2 кредита
Иностранный язык
Научно-методическая концепция курса «Английский язык» –- обеспечение практического овладения языком во всех его аспектах в едином комплексе на основе программы 1-го курса неязыкового вуза.
Цель курса – приобретение навыков устной и письменной речи, изучение разделов грамматики; введение и закрепление лексики, обеспечивающей речевое общение в повседневных жизненных ситуациях, а также способствующей поддержанию беседы на общественно-политические и страноведческие темы; овладение навыками понимания адоптированного художественного текста и его интерпретации.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Бронник Лариса Васильевна
26 часов лабораторных работ
1 семестр
2 кредита
История
Цели дисциплины – обучить студентов принципам и методам научного познания истории; привить всесторонний интерес к истории, дополняющий и обогащающий профессиональное образование; расширить знания об основных периодах историко-культурного прошлого Российского государства; на конкретно-историческом материале показать особенности исторического развития России, ее вклад в сокровищницу мировой культуры, оказать помощь в научном осмыслении современных политических, экономических и культурных процессов, протекающих в условиях становления новой государственности России; развить общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта.
Задачи дисциплины – способствовать пониманию студентами объективных и субъективных факторов развития страны, роли личности и народных масс в ее истории; привить навыки применения историографических знаний, помочь сформировать свою гражданскую позицию относительно прошлого, настоящего и будущего Российского государства.

Кафедра Истории России
Лектор кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии Леонова Татьяна Владимировна
4 часа лекций
6 часов практики
1 семестр
3 кредита
Классический язык (латинский)
Специфика курса латинского языка как учебного предмета определяется двойственным характером его изучения: теоретическим, диктуемым профессиональной направленностью обучения и практическим, вытекающим из природы учебного предмета «иностранный язык». Необходимо выделить специальные лингвистические дисциплины (курсы истории языка, лексикологии, стилистики, теоретической фонетики, теоретической грамматики, а также различные спецкурсы по изучаемому языку), и общеобразовательные лингвистические дисциплины (курсы введения в языкознание, истории лингвистических учений).
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Мирошниченко Елена Николаевна
Культура интеллектуального труда
Основной целью курса является становление у бакалавров знаний и практических навыков использования приёмов и способов познавательной деятельности, необходимых для успешной адаптации в информационно-образовательной среде вуза, оказании им практической помощи в самостоятельной организации учебного труда в различных его формах.
Кафедра Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования
Лектор Поверенная О.И.
4 часа лекций
10 часов практики
1 семестр
4 кредита
Культура речи
Основная цель курса – восстановление, закрепление и совершенствование знаний по русскому языку и культуре речи, полученных в школе; выработка умения ориентироваться в грамматических явлениях русского литературного языка; повышение общей культуры речи студентов
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Рядчикова Елена Николаевна
4 часа лекций
4 часа практики
1 семестр
2 кредита
Литература и религия
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Татаринов А.В.
Научные методы лингвистических исследований
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследовании синтаксического строя русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые методы научных исследований. Он должен уметь самостоятельно проектировать курсовые и дипломные филологические работы.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доцент Патиниоти Анжелла Валерьевна
6 часов лекций
10 часов практики
1 семестр
2 кредита
Проблемы языковой экологии
Дисциплина «Проблема языковой экологии» нацелена на формирование у студентов представлений о современной речи, о речевом поведении человека, о словарном запасе личности как показателе речевой культуры, об изменениях в словарном составе русского языка; формирование умений оценивать речевые поступки, осуществлять коммуникативно-оправданный выбор слова в речевой деятельности.
«Проблема языковой экологии» как раз относится к таким молодым дисциплинам, изучающим взаимодействие речевого поведения человека и окружающей среды, понимаемой не только как природные условия (климат, рельеф, солнечная энергия и т.д.), но как общество, в котором живут люди и которое они формируют, в том числе с помощью языковых механизмов.
Курс имеет особое значение: он помогает не только увидеть связь между необходимостью заботиться как о чистоте языка, на котором говорим, так и о мире природы, о чистоте окружающей среды, но и наладить междисциплинарные связи – творческое взаимодействие будущих филологов с будущими экологами.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, преподаватель Костина Людмила Юрьевна
6 часов лекций
10 часов практики
1 семестр
4 кредита
Русское литературное произношение: тенденции формирования
Теоретической базой курса «Русское литературное произношение: тенденции формирования» стали достижения последних лет в исследовании звукового строя русского языка, его орфоэпии и орфофонии. Лекционный и практический курс опирается на систем-но-функциональное описание языка, его категорий и единиц с учетом типологических особенностей, специфических категорий и явлений, на семасиологический и ономасисологический подходы.
Данный курс имеет профессиональную направленность. Будущий специалист-филолог должен знать основные этапы и тенденции формирования литературного произношения; владеть орфоэпическими, акцентологическими, интонологическими нормами современного русского литературного языка, уметь выполнять орфоэпический анализ; использовать и применять знания в учебной и практической деятельности
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,преп. Костина Людмила Юрьевна
4 часа лекций
4 часа практики
1 семестр
3 кредита
Философия
помочь студентам в формировании
собственной мировоззренческой позиции, и в осознании своего места и роли
в обществе, в выборе форм и направлений своей деятельности в условиях
современного развития общества, в выработке целостного видения
различных проблем и феноменов в едином историко-культурном контексте, а
также вызвать озабоченность будущих специалистов и граждан глобальными
перспективами развития мировой цивилизации.
Кафедра Философии
Лектор Попова О.С.
1 семестр
3 кредита
Экономика образования
Кафедра Мировой экономики и менеджмента
Лектор
4 часа лекций
6 часов практики
1 семестр
2 кредита
Этнокультурные основы лингвистики
Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в средних образовательных учреждениях в процессе изучения школьного курса русского языка.
Учебная дисциплина тесно связана с курсами базовой части программы («Введение в языкознание», «Современный русский язык. Лексикология») и курсами гуманитарного цикла.

Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доцент Борисова Ольга Геннадиевна
6 часов лекций
10 часов практики
1 семестр
4 кредита

2-й семестр

Историческая грамматика
Курс «Историческая грамматика русского языка» входит в базовую часть профессионального цикла (Б.3). Курс читается после изучения дисциплин «Старославянский язык», «Фонетика и морфология современного русского языка» и опирается на умения студентов анализировать единицы разных уровней – звуков, морфем, слов и синтаксических единиц – с позиций сравнительно-исторической методики.

Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лебедева Людмила Алексеевна
4 часа лекций
4 часа практики
1 семестр
2 кредита
История русского литературного языка
Данный курс имеет не только общетеоретическую, но и профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен не только знать базовые принципы и основные направления развития русского литературного языка - он должен уметь самостоятельно работать с древними текстами, анализировать и комментировать встречающиеся в них формы, объяснять с исторической точки зрения существующие в современном русском языке единицы.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Малевинский Сергей Октябревич
4 часа лекций
4 часа практики
1 семестр
2 кредита
История русской литературы 11-18 веков
Цель дисциплины «История русской литературы 11-18 вв.»-дать студентам-филологам представление о литературе Древней Руси как составной части русской литературы, об особенностях ее развития, основных этапах и периодах, важнейших закономерностях и тенденциях. Углубить знания студентов о литературном процессе XVIII в., ввести их в курс проблема¬тики русской литературы и методов её постижения, вызвать интерес к предмету, подготовить к творческому его восприятию.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Юрьева М.В.
6 часов лекций
10 часов практики
1 семестр
5 кредитов
История русской литературы 19 века (1 часть)
Целью курса является углубленное изучение литературного процесса первой половины XIX века, позволяющее ввести студентов в круг проблематики русской класической литературы научных методов ее постижения и в целом содействовать формированию научного мировоззрения и творческого подхода к литературе.
Теоретической задачей настоящего учебного курса является системное изучение русской литературы данного периода в ее динамике, целостности и многообразии литературных направлений, течений, школ, творческих индивидуальностей, в общекультурном контексте.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Сомова Е.В.
4 часа лекций
4 часа практики
1 семестр
2 кредита
Общая психология
Главной задачей программы «Общая психология» является становление общекультурной и общегуманитарной подготовки специалиста. Программа способствует углублённому пониманию происхождению, функционированию и развитию психических процессов, состояний и свойств человека. Принципиально невозможно решать задачи обучения, воспитания и развития детей без знаний психологии.
Кафедра Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования
Лектор Поверенная О.И.
4 часа лекций
6 часов практики
1 семестр
3 кредита
Онтогенез речевой деятельности
Данная учебная дисциплина входит в раздел Б.З.Б.1.3 Профессиональный цикл. Модуль 1. «Психология и педагогика» по направлению подготовки ВПО 050100.62 – «Педагогическое образование», профиль «Русский язык».
Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных обучаемыми в средних образовательных учреждениях.
Учебная дисциплина тесно связана с курсами базовой части программы («Современный русский язык», «Основы психолингвистики», «Научные методы лингвистических исследований») и курсами гуманитарного цикла.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доцент Патиниоти Анжелла Валерьевна
6 часов лекций
12 часов практики
1 семестр
3 кредита
Русская диалектология
Курс «Русская диалектология» как научная дисциплина изучается на 2-ом курсе в 4-ом семестре. Он тесно связан с другими лингвистическим дисциплинами, составляющими базовый курс «Современный русский язык», а также с «Исторической грамматикой русского языка».
Теоретической базой курса являются достижения последних лет в области диалектологии, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Предмет «Русская диалектология» имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать языковые особенности (в области фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса) территориальных разновидностей русского национального языка – русских народных говоров, уметь вычленять в устном или затранскрибированном тексте фонетические, грамматические, лексические, синтаксические диалектные особенности и давать им правильную интерпретацию как на синхронном уровне, так и в диахронической ретроспективе; владеть информацией о территориальной прикрепленности того или иного диалектного явления; быть подготовленным к преподаванию курса русского языка в условиях диалектного окружения.
В программу курса русской диалектологии, помимо теоретических сведений из этой области, входит также и овладение методикой анализа диалектных текстов. С этой целью преподавателями кафедры современного русского языка подготовлены материалы к изучению курса «Русская диалектология». В учебном пособии содержатся задания по фонетике, грамматике, лексике и лексикографии, составленные на основе следующих изданий: «Русская диалектология» под редакцией Е.А. Нефёдовой (М., 2005) и «Сборника упражнений по русской диалектологии» Л.И. Баранниковой и В.Д. Бондалетова (М., 1980). К каждой теме предлагаемых практических материалов приводится теоретический комментарий и методические рекомендации, задания снабжены таблицами и схемами, направленными на лучшее усвоение студентами наиболее важных разделов курса. Каждый раздел учебного пособия содержит не только упражнения, но и связные тексты с заданиями к ним. Упражнения нацелены на анализ отдельных явлений, относящихся к тому или иному уровню языка.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доцент Борисова Ольга Геннадиевна
8 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
5 кредитов
Русская орфография: динамика и статтика
Дисциплина «Русская орфогрфия: динамика и статика» входит в общенаучный цикл (Б.3.В.ОД.6).
Дисциплина изучается студентами 2 курса бакалавриата в 3-м учебном семестре. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе обучения по программам (бакалавриата): «Современный русский язык», «Русская диалектология», «Проблема языковой экологии», «Научные методы лингвистических исследований», «Культура речи».
Правописание - это отнюдь не только результат нормализаторских усилий и не совокупность раз навсегда установленных общеобязательных правил. Это еще и саморазвивающаяся система, требующая регулярной и постоянной корректировки, упорядочения с учетом и развития самого языка, и существующей практики письма, в котором тоже происходят спонтанные изменения. Отслеживать эти изменения, фиксировать их в орфографических словарях и в тексте правил правописания - прямая обязанность специалистов. Об этом же говорит и исторический опыт, пройденный нашим письмом.
Нынешнее правописание - продукт длительного исторического развития. Вплоть до конца XIX века русское правописание основывалось исключительно на узусе, и, хотя многие частные вопросы русского письма активно дискутировались в печати, никаких систематизированных сводов правил письма не было. Правила русского правописания выкристаллизовались спонтанно, в первую очередь под пером писателей-классиков. Знаменательной вехой, обозначившей систематизацию правил письма, стало появление трудов академика Я. К. Грота "Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне" (1873) и "Русское правописание" (1885; 22-е издание - 1916). По "гротовским" правилам учились и до революции, и (с поправками на реформу 1918 года) после нее. В 1956 году вышли в свет официально утвержденные "Правила русской орфографии и пунктуации", сохраняющие свою законную силу до сих пор.
В область изучения орфографии входит теоретическое осмысление принципов, норм, правил графического оформления слова, а также определение и исследование внутренних тенденций и влияния внешних факторов на изменения, происходящие в орфографической системе языка

Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доц. Шемелева Татьяна Владимировна
4 часа лекций
6 часов практики
1 семестр
2 кредита
Современная русская литература в школе
Содержание дисциплины Курс «Русская литература в школе» призван помочь развитию творческих начал личности словесника, сформировать у них представление о литера¬турном развитии школьников, об исторической смене мето¬дов и приемов преподавания литературы, о наиболее характерных видах профессиональной деятельности учителя. Особое значение имеет при этом формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подго¬товка студента к самостоятельному творческому поиску.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Шаройко М.В.
4 часа лекций
6 часов практики
1 семестр
2 кредита
Современный русский язык: словообразование, морфология
Словообразование как раздел науки о языке входит составной частью в один из фундаментальных курсов в системе подготовки специалистов-филологов – курс современного русского литературного языка. Словообразование тесно связано с такими ранее изучавшимися дисциплинами, как фонетика (фонология), лексикология и одновременного входит в сферу интересов грамматики, в частности морфологии, поскольку новые слова образуются в соответствии с законами грамматического строя русского языка, а грамматическое значение выражается с помощью соответствующих морфем, участвующих в образовании слов. В свою очередь в качестве составных частей данный раздел включает в себя морфемику, морфонологию и собственно словообразование. Таким образом, курс словообразования имеет важное теоретическое и методологическое значение в преподавании и изучении современного русского языка.
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследовании морфемики, морфонологии и словообразования русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Курс «Словообразование» читается на 2 курсе, после изучения фонетики (фонологии) и лексикологии и опирается на умения студентов анализировать единицы соответствующих уровней современного русского языка.
Данный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые принципы русского словообразования. Он должен уметь самостоятельно анализировать словообразовательные единицы различной степени сложности.
Дисциплина «Современный русский язык. Морфология» изучается в базовой части цикла. Данная дисциплина относится к модулю «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Курс «Современный русский язык. Морфология» логически связан с дисциплинами данного модуля: «История», «Философия», «Иностранный язык». Содержательно взаимосвязан с дисциплиной базовой части общепрофессионального цикла (Б3).
Для освоения дисциплины «Современный русский язык. Морфология» студенты должны знать достижения последних лет в исследовании морфологического строя русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Современный русский язык. Морфология» являются необходимыми для подготовки бакалавра и его дальнейшей профессиональной деятельности.
Морфологический строй современного русского литературного языка характеризуется как система синтетико-аналитического типа. Это значит, что грамматические свойства русских слов выражаются обычно флективным способом. В то же время велика роль и аналитических средств выражения грамматических характеристик слова - служебных слов, порядка слов, закономерностей грамматической сочетаемости слов и словоформ и т.п. Отмечается тенденция к росту аналитических черт в русской морфологии: упрощается системе словоизменения, расширяется круг неизменяемых слов разных частей речи, выражающих свои грамматические значения лишь с помощью контекста.
Задачи морфологии: грамматическая классификация слов (части речи, иные морфологические классы - типы склонения, спряжения и др.) и анализ системы морфологических категорий.
Без знания "механики языка" - грамматики - нельзя овладеть всем богатством его синтаксических конструкций, морфологических форм и стилистических средств.
Морфология является важнейшим разделом курса современного русского языка, который играет огромную роль в лингвистической подготовке будущих филологов.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность (Б1,Б3).

Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доц. Патиниоти Анжелла Валерьевна, канд.фил.наук,доц. Шемелева Татьяна Владимировна
10 часов лекций
16 часов практики
1 семестр
5 кредитов
Современный русский язык: фонетика, лексикология, фразеология
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО)формирование у студентов комплекс знаний о фонетической, фонологической, лексической и фразеологической системах , а также умений и навыков анализа их единиц с учетом современных тенденций и перспектив развития данных подсистем современного русского языка.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,проф. Пономаренко Ирина Николаевна
10 часов лекций
20 часов практики
2 семестра
10 кредитов
Теоретическая и практическая педагогика
Построение курса «Теоретическая педагогика» базируется на деятельностной теории обучения и имеет цель формирования профессиональных компетенций, определяемых как способности выполнять ту или иную деятельность.
Построение курса «Теоретическая и практическая педагогика» совпадает с общепринятой в отечественной науке систематизацией научно-педагогического знания, в соответствии с которой в предлагаемой программе представлены все разелы.
Цели изучения теоретической и практической педагогики. Цель- подготовка бакалавра педагогики, направленная на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами теоретической и практической образовательной деятельности; формирование профессиональной компетенции студентов в области общепедагогической подготовки.
Кафедра Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования
Лектор Гапонова Г.И.
4 часа лекций
6 часов практики
1 семестр
3 кредита

3-й семестр

Классический язык (старославянский)
Курс старославянского языка как одного из классических языков является теоретиче-ским и практическим фундаментом для досконального освоения студентами современного состояния русского языка, для понимания фонетических, морфологических и синтаксиче-ских процессов в современном русском языке в диахроническом аспекте. Старославянский язык, оказывая значительное влияние на русский на протяжении веков, делает возможным чтение и понимание древнерусских книжно-литературных текстов, изучаемых в рамках про-филя «Отечественная филология».
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Большова Анна Юрьевна
7 кредитов
Компьютерная лингводидактика
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3. Профессиональный цикл» «Б3.Б. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Учебная дисциплина тесно связана с курсами общенаучного цикла. Курс «Компьютерная лингводидактика» тесно связан с курсом современного русского языка и организуется в порядке следования за основными дисциплинами (фонетикой, лексикологией, словообразованием, морфологией, синтаксисом) по принципу содержательного взаимодействия с ними. Кроме того, курс находится в органическом единстве с курсом «Методика преподавания русского языка в школе и вузе» и читается параллельно с ним.

Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,преп. Буданова Светлана Геннадьевна
4 часа лекций
12 часов практики
1 семестр
4 кредита
Коррекционно-компенсирующее обучение русскому языку
Курс «Коррекционно-компенсирующее обучение русскому языку» изучается на 4 курсе ЗФО.
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в методике преподавания русского языка (включая коррекционную методику), а также данные других дисциплин (логопедии, психологии, педагогики и др.).
Для прочного усвоения курса методики необходимо знать современный русский язык во всем объеме курса, основы культуры речи и стилистики, педагогики и психологии, на что необходимо ориентировать студентов в процессе преподавания курса ««Коррекционно-компенсирующее обучение русскому языку».
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,професор Марченко Елена Петровна
4 часа лекций
12 часов практики
1 семестр
4 кредита
Методика преподавания русского языка в школе и вузе
Дисциплина «Методика преподавания русского языка в школе и вузе» читается на 3 курсе ЗФО, после изучения предмета «Современный русский язык» и опирается на знания студентов всех разделов курса «Современный русский язык» и умение анализировать единицы всех уровней – от звука до текста. Для прочного усвоения курса методики необходимо знать современный русский язык во всем объеме курса, основы культуры речи и стилистики, педагогики и психологии, на что необходимо ориентировать студентов в процессе преподавания курса методики русского языка.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность и готовит студента к прохождению педагогической практики.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. фил.наук, профессор Марченко Елена Петровна
10 часов лекций
16 часов практики
1 семестр
6 кредитов
Русская литература 20 века (1 часть)
Дисциплина «Русская литература ХХ века» является частью цикла образовательных дисциплин подготовки бакалавров по направлению 050300 Педагогическое образование, профиль «Русский язык». Дисциплина реализуется на филологическом факультете КубГУ кафедрой «Истории русской литературы, теории литературы и критики».
Цель учебной дисциплины «Современная русская литература» – дать целостное представление о русском литературном процессе ХХ века. Задачи учебной дисциплины: Ознакомление студентов с основными историко-литературными фактами, явлениями, образно-художественными традициями, раскрытие сущности сквозных художественных процессов и специфики каждого периода истории отечественной литературы ХХ века. Анализ творческого пути крупнейших литераторов, их духовных и эстетических открытий в контексте традиций русской литературы, в сопоставлении с общероссийскими культурными процессами ХХ века, и влияния их на последующее литературное развитие. Активизация теоретико-методологических знаний студентов, актуализация навыков аналитического прочтения художественного текста, понимания особенностей его словесной основы и смысловой структуры, а также места в истории литературы.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Голикова Л.П., Шаройко М.В.
8 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
7 кредитов
Современный русский язык: синтаксис
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследовании синтаксического строя русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Курс «Синтаксис» читается на 3 курсе, после изучения всех других разделов предмета «Современный русский язык» и опирается на умения студентов анализировать единицы разных уровней – от звука до целого текста.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые принципы речепостроения. Он должен уметь самостоятельно анализировать синтаксические единицы различной степени сложности.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,профессор Исаева Лидия Алексеевна
18 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
14 кредитов
Современный русский язык: фонетика, лексикология, фразеология
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО)формирование у студентов комплекс знаний о фонетической, фонологической, лексической и фразеологической системах , а также умений и навыков анализа их единиц с учетом современных тенденций и перспектив развития данных подсистем современного русского языка.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,проф. Пономаренко Ирина Николаевна
10 часов лекций
20 часов практики
2 семестра
10 кредитов
Теория коммуникации
Курс «Теория коммуникации» читается на 2 курсе, в 4 семестре; опирается на умение студентов говорить и воспринимать письменную и устную речь, анализировать её. Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые законы и принципы построения грамотной, успешной речи. Он должен уметь самостоятельно выстраивать свою речь таким образом, чтобы она была понятной, правильной, красивой, чтобы можно было легко и быстро добиться максимального воздействия на слушателя/читателя, правильно выходить из спора, коммуникативного конфликта, применять разнообразные стратегии и тактики в различных речевых ситуациях.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Рядчикова Елена Николаевна
8 часов лекций
12 часов практики
1 семестр
5 кредитов

4-й семестр

Античная литература. Литература эпохи Возрождения
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Чумаков С.Н.
12 часов лекций
20 часов практики
2 семестра
6 кредитов
Вторичные тексты: принципы создания и методика проверки
Дисциплина «Вторичные тексты: принципы создания и методика проверки» входит в базовую часть стандарта по подготовке 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Русский язык», вариативная часть (Б3.В.ОД.14). Она читается на 3, 4 курсах и опирается на умения студентов, полученные в курсе «Современный русский язык», «Лингвистический анализ художественного текста», «Лингвистическая идентификация личности», «Грамматический антропоцентризм», «Языковая картина мира жителей Кубани».
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Исаева Лидия Алексеевна
14 часов лекций
22 часа практики
2 семестра
6 кредитов
История русской литературы 19 века (2 часть)
Цель курса – дать студентам углубленное представление о литературном процессе 2-ой трети 19 века, ввести их в круг проблематики классической литературы и методов ее постижения, вызвать интерес к предмету, подготовить студентов к творческому пониманию литературы этого периода.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Жиркова Е.А.
10 часов лекций
16 часов практики
1 семестр
4 кредита
Лингвистическая идентификация личности
Цель курса – выделить принципы изучения текста, которые позволят определить и описать языковую личность автора, стоящую за каждым речевым произведением. Задачей настоящего учебного курса является изучение основных категорий и свойств художественного текста, экстраполяция методики исследования художественного текста на тексты других типов, разработка примерных алгоритмов определения авторов текстов различных типов.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,профессор Пономаренко Ирина Николаевна
8 часов лекций
26 часов практики
1 семестр
6 кредитов
Литературоведческие принципы анализа текста
«Литературоведческие принципы анализа текста» направлены на то, чтобы раскрыть специфику методов и приемов анализа литературного произведения в
теоретическом плане; дать схемы и образцы разборов; выработать умение видеть художественное своеобразие текста, приемы его создания, практически применять уже усвоенную ими систему литературоведческих категорий к интерпретации текстов.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Рягузова Л.Н.
4 часа лекций
10 часов практики
1 семестр
4 кредита
Общее языкознание
Дисциплина Б2.В.ОД.1 «Общее языкознание» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла, представляя собой обязательную дисциплину профильной филологии в совокупности дисциплин гуманитарного цикла.
Изучение курса общего языкознания – одно из условий подготовки специалистов-филологов с широким лингвистическим кругозором. Знание основных вех и определяющих направлений в истории лингвистики углубляет языковедческую подготовку студентов, развивает у них способность к сознательному изучению языковых фактов. Очевидна связь курса «Общее языкознание» с «Историей лингвистических учений», с курсом «Введение в языкознание», а также со специальными курсами по изучению русского языка.
Дисциплина, раскрывая перед будущими лингвистами картину многообразия языковых явлений, обеспечивает углубленную подготовку студентов к разнообразной профессиональной деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области теоретического языкознания, а также в области освоения и преподавания родного и иностранного языков, позволяет студенту получить дополнительный объем навыков в потенциальном профессиональном исследовании языковых фактов.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лучинская Елена Николаевна
10 часов лекций
16 часов практики
1 семестр
4 кредита
Основы теории литературы
«Основы теории литературы» − курс литературоведческого цикла, призванный систематизировать данные, полученные в результате изучения дисциплин «Введение в литературоведение», историко-литературных курсов по русской и зарубежной литературам, ряда вспомогательных филологических курсов, а также в результате освоения гуманитарных и социальных дисциплин в сочетании с собственным социальным, культурным, читательским и исследовательским опытом студента.
Для освоения данной дисциплины студенту необходимо иметь представление об основных этапах истории мировой и отечественной литературы и фольклора, о комплексе литературных произведений, наиболее значимых для мировой и отечественной культуры, о взаимосвязи литературного процесса и литературной критики, об основных категориях и понятиях, применяемых в литературоведении. Студент должен владеть основами анализа художественного текста, принципами работы с научным и публицистическим текстом, должен обладать навыком интерпретации, способностью прослеживать связь эстетических фактов с социально-историческими процессами и тенденциями.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Рягузова Л.Н.
4 часа лекций
10 часов практики
1 семестр
5 кредитов
Практикум креативного письма
Целью освоения дисциплины «Практикум креативного письма» является обучение составлению письменных текстов различных типов, навыкам творческого письма и профессионального редактирования. Практикум призван подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ.
Кафедра Истории русской литературы, теории литературы и критики
Лектор Пастушенко Ю.Г.
10 часов лекций
14 часов практики
1 семестр
4 кредита
Производственная (диалектологическая) практика
Студенты 3-го курса ОФО и ЗФО проходят учебную диалектологическую практику на кафедре современного русского языка в соответствии с учебным планом. Студенты разбиваются на малые подгруппы.
Студенты 1-ой подгруппы проходят практику в Словарном отделе ИЛИ РАН (г. Санкт-Петербург), где систематизируют диалектные единицы и осуществляется их последующее вливания в генеральный каталог.
Студенты 2-ой подгруппы выезжают по месту жительства для сбора и обработки фактического материала по программе Лексического атласа русских народных говоров (ЛАРНГ), а также материалов для кафедральных картотеки и фонотеки.
3-ья и 4-ая и 5-ая подгруппы студентов участвуют под руководством преподавателей кафедры в полевых экспедициях, собирая материалы по Программе ЛАРНГ и записывая на магнитофонную плёнку рассказы носителей диалекта, которые впоследствии подвергаются обработке и лексикографическому описанию.
6-ая группа занимается обработкой материалов, собранных по программе Лексического атласа русских народных говоров, для их последующей отправки в ИЛИ РАН.
Студенты и ЗФО проходят практику по месту жительства в 3-ьем семестре согласно учебному плану. Они записывают на магнитофонную плёнку рассказы носителей диалекта, которые впоследствии подвергаются ими обработке и лексикографическому описанию.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент Борисова Ольга Геннадиевна
Современный русский язык: синтаксис
Теоретической базой курса стали достижения последних лет в исследовании синтаксического строя русского языка, а также данные других лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.
Курс «Синтаксис» читается на 3 курсе, после изучения всех других разделов предмета «Современный русский язык» и опирается на умения студентов анализировать единицы разных уровней – от звука до целого текста.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий специалист-филолог должен знать базовые принципы речепостроения. Он должен уметь самостоятельно анализировать синтаксические единицы различной степени сложности.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,профессор Исаева Лидия Алексеевна
18 часов лекций
36 часов практики
2 семестра
14 кредитов

5-й семестр

Античная литература. Литература эпохи Возрождения
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Чумаков С.Н.
12 часов лекций
20 часов практики
2 семестра
6 кредитов
Вербальные основы манипулятивных технологий
Дисциплина М.2.В.ОД.4 «Вербальные основы манипулятивных технологий» относится к вариативной части дисциплин профессионального цикла, представляя собой обязательную дисциплину профильной филологии в совокупности дисциплин гуманитарного цикла.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
Данная учебная дисциплина входит в систему специальных курсов, дающих обзорное представление о направлениях современной культурологии, лингвокультурологии, когнитивистики, семиотики, теории коммуникации, профильную филологию; связана с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах. Данная дисциплина открывает циклы дисциплин общепрофессиональных и профессиональных, учебную практику и производственную практику, ориентируют студентов на написание магистерских диссертаций, связанных с исследованием объектов профессиональной деятельности филолога.

Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Мегентесов Сергей Октябревич
10 часов лекций
24 часа практики
1 семестр
6 кредитов
Вторичные тексты: принципы создания и методика проверки
Дисциплина «Вторичные тексты: принципы создания и методика проверки» входит в базовую часть стандарта по подготовке 050100.62 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Русский язык», вариативная часть (Б3.В.ОД.14). Она читается на 3, 4 курсах и опирается на умения студентов, полученные в курсе «Современный русский язык», «Лингвистический анализ художественного текста», «Лингвистическая идентификация личности», «Грамматический антропоцентризм», «Языковая картина мира жителей Кубани».
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Исаева Лидия Алексеевна
14 часов лекций
22 часа практики
2 семестра
6 кредитов
Грамматический антропоцентризм
Дисциплина «Грамматический антропоцентризм» входит в общенаучный цикл (Б.3.В.ДВ.8.1.).
Поскольку дисциплина изучается студентами 4 курса бакалавриата в 7-м учебном семестре, то «входным» является знание современной научной парадигмы в области филологии и умение анализировать текст. Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных в процессе обучения по программам (бакалавриата): «Современный русский язык» и «Методика преподавания русского языка»
Каждая дисциплина обладает своим дискурсом, выступающим в виде специфической для данной дисциплины «форме знания» – понятийного аппарата с тезаурусными взаимосвязями.
Всякая наука стремится осмыслить не только свой объект, но и свое место, свою роль в системе человеческих знаний. Изучение языка, кем бы оно не производилось, всегда осуществляется под определённым углом зрения, на основе определенного подхода. Антропоцентрический подход к описанию языка в наибольшей степени соответствует требованиям, лежащим в основе антропоцентрической лингвистики, поскольку при антропоцентрическом подходе этнический язык рассматривается как благоприобретаемая принадлежность сознания человека и, следовательно, как становящаяся и проявляющаяся сущностью. Описывая языковые объекты в антропоцентрическом режиме, исследователь рассматривает язык как объект интериоризации и стремится выяснить все аспекты, обстоятельства и последствия взаимодействия языка и человека.

Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доц. Шемелева Татьяна Владимировна
8 часов лекций
20 часов практики
1 семестр
4 кредита
Зарубежная культура 20 века
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Татаринова Л.Н.
4 часа лекций
8 часов практики
1 семестр
3 кредита
Зарубежная литература 17 - 19 веков
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Гончаров Ю.В.
Зарубежная литература 20 века
Кафедра Зарубежной литературы и сравнительного культуроведения
Лектор Татаринова Л.Н.
4 часа лекций
8 часов практики
1 семестр
3 кредита
Лингвистический анализ художественного текста
Дисциплина входит в профессиональный цикл, в его вариативную часть, в число обязательных дисциплин (индекс Б.3.В.ОД.16). Поскольку дисциплина изучается студентами 4 курса бакалавриата, то «входным» является знание современной научной парадигмы в области филологии и умение анализировать текст. Преподаваемая дисциплина опирается на знания, полученные бакалаврами во время изучения курса «Современный русский язык» и курса «Филологический анализ текста». Данная дисциплина логически связана с дисциплиной и является основой для некоторых дисциплин профессионального цикла, в частности курса «Основы редактирования текстов разных типов».
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Исаева Лидия Алексеевна
36 часов лабораторных работ
1 семестр
5 кредитов
Методика подготовки выпускной квалификационной работы
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3. Вариативная часть» и является дисциплиной по выбору ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Учебная дисциплина тесно связана с курсами общенаучного цикла.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,преп. Буданова Светлана Геннадьевна
4 часа лекций
8 часов практики
1 семестр
2 кредита
Основы ортологии
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3. Вариативная часть» и является дисциплиной по выбору ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование. Учебная дисциплина тесно связана с курсами общенаучного цикла. Курс «Основы ортологии» тесно связан с курсом современного русского языка и организуется в порядке следования за основными дисциплинами (фонетикой, лексикологией, словообразованием, морфологией, синтаксисом) по принципу содержательного взаимодействия с ними. Курс ортологии находится в органическом единстве с культурно-речевым блоком (культурой речи, стилистикой, риторикой), из которого выделяется нормативный аспект, становящийся предметом прямого и системного изучения в теоретическом и практическом планах.

Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,преп. Буданова Светлана Геннадьевна
4 часа лекций
8 часов практики
1 семестр
3 кредита
Педагогическая риторика
Данный курс направлен на формирование коммуникативной компетентности будущего педагога; овладение профессиональной речью, нормами поведения, которые обеспечивают результативность и эффективность деятельности педагога; осмысление пути овладения речью как средством передачи знаний, совершенствования умений решения воспитательных задач, возможности в формировании речевого (риторико-педагогического) идеала
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Тангир Кизларгуль Маматовна
4 часа лекций
12 часов практики
1 семестр
2 кредита
Русская пунктуация: принципы формирования системы и методики её изучения
Дисциплина «Русская пунктуация: принципы формирования системы и методика ее изучения» логически связана с «Современным русским языком. Синтаксис», с «Лингвистикой текста», с «Лингвистическим анализом текста». В теоретических положениях этих дисциплин заложена основа разграничения регламентированных и нерегламентированных знаков препинания и особенностей авторской пунктуации.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,доцент Макаренко Елена Владимировна
38 часов лабораторных работ
1 семестр
7 кредитов
Языковые и речевые формы делового общения
Данный курс читается на 3 курсе бакалавриата ЗФО.
Цель курса - освоение основных принципов речевого общения филологами в профессиональной сфере. Задачи курса:
- ознакомиться с базовыми принципами данной научной дисциплины;
- изучить основные правила, формы и типы делового общения;
- ознакомиться с этикой делового общения, речевыми стратегиями и тактиками;
- получить навыки устного и письменного общения без конфликтов, разговора с трудными собеседниками;
- выработать умение выявлять и классифицировать различные виды ошибок при общении;
- овладеть основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации;
- сформировать умения совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Рядчикова Елена Николаевна
4 часа лекций
12 часов практики
1 семестр
2 кредита

6-й семестр

Педагогическая практика по русскому языку
Практика является обязательным этапом основной образовательной программы подготовки бакалавров. Она осуществляется на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания студентов разделов курса «Современный русский язык», умения анализировать единицы всех уровней – от звука до текста. Для качественного прохождения практики необходимо знать современный русский язык, основы культуры речи и стилистики, педагогики и психологии, на что необходимо ориентировать студентов в процессе преподавания курса методики русского языка.
Научно-теоретическая подготовка студентов перед их выходом на производственно-педагогическую практику осуществляется на занятиях по «Методике преподавания русского языка», а также на общетеоретических занятиях по «Филологии в системе гуманитарного образования».
Дополнительный круг компетентностей, необходимых для успешного прохождения производственно-педагогической практики, формируется и в рамках таких дисциплин, как: «Этнокультурные основы лингвистики», «Языковая экология», «Культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «»Коррекционно-компенсирующее обучение русскому языку», «Научные методы лингвистических исследований».
До педагогической практики студент должен знать основные разделы современного русского языка и опираться на ранее полученные знания в области филологии и на новейшие достижения в методике преподавания русского языка, в педагогике и психологии. Она основывается и на знаниях, полученных обучаемыми при освоении программы бакалавриата.
Педагогическая практика базируется на освоении как теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, так и дисциплин, непосредственно направленных на рассмотрение видов профессиональной деятельности филолога (методология научного исследования и практической деятельности в профильной сфере; методика преподавания русского языка, литературы, и других вузовских дисциплин).
Необходимое требование для прохождения практики — наличие современных представлений об устройстве языка и его функционировании.
Кафедра Современного русского языка
Лектор д.ф.н.,проф. Марченко Елена Петровна
Производственная практика по русскому языку
Практика является обязательным этапом основной образовательной программы подготовки бакалавров. Она осуществляется на 3 курсе бакалавриата и опирается на знания студентов разделов курса «Современный русский язык», умения анализировать единицы всех уровней – от звука до текста. Для качественного прохождения практики необходимо знать современный русский язык, основы культуры речи и стилистики, педагогики и психологии, на что необходимо ориентировать студентов в процессе преподавания курса методики русского языка.
Научно-теоретическая подготовка студентов перед их выходом на производственную практику осуществляется на занятиях по «Методике преподавания русского языка», а также на общетеоретических занятиях по «Филологии в системе гуманитарного образования».
Дополнительный круг компетентностей, необходимых для успешного прохождения производственной практики, формируется и в рамках таких дисциплин, как: «Этнокультурные основы лингвистики», «Языковая экология», «Культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «»Коррекционно-компенсирующее обучение русскому языку», «Научные методы лингвистических исследований».
До производственной практики студент должен знать основные разделы современного русского языка и опираться на ранее полученные знания в области филологии и на новейшие достижения в методике преподавания русского языка, в педагогике и психологии. Она основывается и на знаниях, полученных обучаемыми при освоении программы бакалавриата.
Производственная практика базируется на освоении как теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, так и дисциплин, непосредственно направленных на рассмотрение видов профессиональной деятельности филолога (методология научного исследования и практической деятельности в профильной сфере; методика преподавания русского языка, литературы, и других вузовских дисциплин).
Необходимое требование для прохождения практики — наличие современных представлений об устройстве языка и его функционировании.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,проф.Марченко Елена Петровна

8-й семестр

Педагогическая практика по русскому языку
Практика является обязательным этапом основной образовательной программы подготовки бакалавров. Она осуществляется на 4 курсе бакалавриата и опирается на знания студентов разделов курса «Современный русский язык», умения анализировать единицы всех уровней – от звука до текста. Для качественного прохождения практики необходимо знать современный русский язык, основы культуры речи и стилистики, педагогики и психологии, на что необходимо ориентировать студентов в процессе преподавания курса методики русского языка.
Научно-теоретическая подготовка студентов перед их выходом на производственно-педагогическую практику осуществляется на занятиях по «Методике преподавания русского языка», а также на общетеоретических занятиях по «Филологии в системе гуманитарного образования».
Дополнительный круг компетентностей, необходимых для успешного прохождения производственно-педагогической практики, формируется и в рамках таких дисциплин, как: «Этнокультурные основы лингвистики», «Языковая экология», «Культура речи», «Онтогенез речевой деятельности», «»Коррекционно-компенсирующее обучение русскому языку», «Научные методы лингвистических исследований».
До педагогической практики студент должен знать основные разделы современного русского языка и опираться на ранее полученные знания в области филологии и на новейшие достижения в методике преподавания русского языка, в педагогике и психологии. Она основывается и на знаниях, полученных обучаемыми при освоении программы бакалавриата.
Педагогическая практика базируется на освоении как теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, так и дисциплин, непосредственно направленных на рассмотрение видов профессиональной деятельности филолога (методология научного исследования и практической деятельности в профильной сфере; методика преподавания русского языка, литературы, и других вузовских дисциплин).
Необходимое требование для прохождения практики — наличие современных представлений об устройстве языка и его функционировании
Кафедра Современного русского языка
Лектор д.ф.н.,проф. Марченко Елена Петровна