Филология (Русский язык)

Код направления: 
45.04.01
Дневная форма обучения
Магистратура

1-й семестр

Дискуссионные вопросы современных морфологических исследований
Морфология живого языка, активно обслуживающего общество, обнаруживает картину постоянной текучести, изменчивости отношений внутри системы. В современных морфологических исследованиях происходящие изменения на грамматическом уровне принято рассматривать в связи с тенденцией русского языка к аналитизму. Собственно морфологический аналитизм тесно переплетается с синтаксическим аналитизмом и становится общей чертой грамматики.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий магистр-филолог должен знать тенденции развития морфологической системы современного русского языка. Опираясь на заложенные теоретические и практические основы понимания грамматической структуры русского слова, он должен уметь самостоятельно анализировать и синтезировать происходящие изменения на грамматическом уровне.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент Шемелева Татьяна Владимировна
22 часа лабораторных работ
Информационные технологии
Кафедра Современного русского языка
Лектор старший преп. Сухан И.В.
20 часов лабораторных работ
ООП ВПО магистр "Русский язык"
Кафедра Современного русского языка
Лектор кафедра современного русского языка
Проблемы исследования языковой личности авторов текстов различных типов
Дисциплина формирует умение самостоятельно анализировать единицы разных уровней языка в их функциональном взаимодействии; владение навыками работы с научной, справочной литературой и словарями в электронном и печатном вариантах.
Целью является выделение принципов изучения текста, которые позволят описать языковую личность автора, стоящую за каждым речевым произведением. Задачей настоящего учебного курса является изучение основных категорий и свойств различных типов текста, экстраполяция методики исследования художественного текста на тексты других типов, разработка примерных алгоритмов определения авторов текстов различных типов.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор кафедры современного русского языка Пономаренко Ирина Николаевна
22 часа практики

9-й семестр

Активные процессы в лексико-фразеологической системе современного русского языка
Данная учебная дисциплина входит в раздел «М2. Профессиональный цикл» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700.68 – «Филология», магистерская программа «Русский язык».
Учебная дисциплина тесно связана с курсами общенаучного цикла («Филология в системе современного гуманитарного знания», «Методология и методы научных исследований»). Изучение дисциплины основывается и на знаниях, полученных обучаемыми при освоении программы бакалавриата (направления 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Русский язык», «Литература»), 032700.62 Филология (профиль «Отечественная филология», профиль «Прикладная филология (русский язык и литература») или специалитета.
Кафедра Современного русского языка
Лектор кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка Костина Людмила Юрьевна
18 часов практики
1 семестр
3 кредита
Герменевтико-интерпретационный подход к исследованию художественного текста
Дисциплина «Герменевтико-интерпретационный подход к исследованию художественного текста» входит в профессиональный цикл, в его вариативную часть, в число дисциплин по выбору (индекс М1.В.ДВ.1.2). Поскольку дисциплина изучается студентами I курса магистратуры в 1-м учебном семестре, то «входным» является знание современной научной парадигмы в области филологии и умение анализировать текст. Преподаваемая дисциплина опирается на знания, полученные специалистами во время изучения курса «Лингвистический анализ художественного текста» и бакалаврами в ходе изучения курса «Филологический анализ текста». Данная дисциплина логически связана с дисциплиной «Научный текст: структура и прагматика» (М2.В.ОД.4)и является основой для некоторых дисциплин профессионального цикла, в частности курса «Теория русского текста» (М.2.В.ОД.5).
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Исаева Лидия Алексеевна
36 часов практики
1 семестр
4 кредита
ИГА "Русский язык"
Кафедра Современного русского языка
Лектор кафедра современного русского языка
Кубанские говоры во времени и пространстве
Дисциплина «Кубанские говоры во времени и пространстве» входит в общенаучный цикл (индекс М1.В.ДВ.2). Поскольку дисциплина изучается студентами I курса магистратуры в 1-м учебном семестре, то «входным» является знание современной научной парадигмы в области филологии и умение анализировать диалектную речь. Данная дисциплина логически связана с «Русской диалектологией», «Лексикологией современного русского литературного языка», «Фонетикой современного русского литературного языка». Полученные знания в дальнейшем могут быть полезны при изучении курса «Активные процессы в лексико-фразеологической системе русского языка».
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент Борисова Ольга Геннадиевна
36 часов практики
1 семестр
2 кредита
Методология и методы научных исследований
Дисциплина «Методология и методы научных исследований» входит в цикл обязательных дисциплин (индекс М1.В.ОД.1). Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных обучаемыми в высших образовательных учреждениях. Учебная дисциплина тесно связана с курсами базовой части программы («Филология в системе гуманитарного знания», «Основы лингвоконцептологии», «Научный текст: структура и прагматика», «Методика написания магистерской диссертации») и курсами гуманитарного цикла.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, преподаватель Людмила Юрьевна Костина
18 часов лекций
18 часов практики
1 семестр
2 кредита
Научный текст: структура и прагматика
Поскольку дисциплина изучается студентами I курса магистратуры в 1-м учебном семестре, то «входным» является знание современной научной парадигмы в области филологии и умение анализировать текст. Данная дисциплина логически связана с такими дисциплинами, как «Современный русский язык», «Лингвистический анализ текста», «Культура речи», и является основой для написания текста и защиты выпускной магистерской диссертации.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент Макаренко Елена Владимировна
18 часов лекций
1 семестр
4 кредита
Основы лингвоконцептологии
Дисциплина «Основы лингвоконцептологии» входит в общенаучный цикл (индекс М1.В.ДВ.1.2). Поскольку дисциплина изучается студентами I курса магистратуры в 1-м учебном семестре, то «входным» являются знания современной научной парадигмы в области филологии и умение их применять в практической исследовательской и учебной деятельности. Данная дисциплина логически связана с курсом«Лексика и фразелология в лингвокультурном пространстве» и является основой для некоторых дисциплин профессионального цикла, в частности курса «Проблемы исследования языковой личности авторов текстов различных типов», «Современные институциональные дискурсы» и др.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, преподаватель Буданова Светлана Геннадьевна
36 часов практики
1 семестр
Основы лингвокультурологии
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент кафедры современного русского языка Светлана Геннадьевна Буданова
Педагогический дискурс: институциональные признаки и персональные особенности
Дисциплина «Педагогический дискурс: институциональные признаки и персональные особенности»входит в общенаучный цикл (индекс М.2.В.ОД.1). Поскольку дисциплина изучается студентами I курса магистратуры в 1-м учебном семестре, то «входным» является знание современной научной парадигмы в области филологии и умение анализировать текст. Данная дисциплина логически связана с «Педагогической риторикой» (М.1, В. ОД.3), с «Теорией русского текста» (М.2. В.ОД.5), базируется на знаниях, полученных в процессе обучения по программам (бакалавриата и специалитета): «Современнымрусским языком» и «Методикой преподавания русского языка»
Каждая дисциплина обладает своим дискурсом, выступающим в виде специфической для данной дисциплины «форме знания» – понятийного аппарата с тезаурусными взаимосвязями.
Педагогический дискурс протекает в образовательном (некая абстрактная схема, напрямую не зависящая от обучающего) и педагогическом (главный фактор существования этой системы – присутствие обучающегося) пространстве. Одной своей стороной дискурс обращен к прагматической ситуации, которая привлекается для определения связности дискурса, его коммуникативной адекватности, для выяснения его импликаций и пресуппозиций, для его интерпретации. Другой своей стороной дискурс обращен к ментальным процессам участников коммуникации: этнографическим, психологическим и социокультурным правилам порождения понимания речи, эксплицитного и имплицитного в содержании дискурса, меру его спонтанности, выбор средств для достижения нужной цели, фиксацию точки зрения говорящего и т.п.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент Шемелева Татьяна Владимировна
10 часов лекций
26 часов практики
1 семестр
5 кредитов
Филология в системе современного гуманитарного знания
Данный курс, отражая современную направленность лингвистических исследований и прагматический аспект современной филологии имеет профессиональную направленность, Специалист-филолог должен знать актуальные направления современной филологии в общей системе гуманитарных наук Он должен уметь самостоятельно анализировать научную литературу, отражающую степень разработанности комплекса проблем, аспектизирующих актуальные исследований в области изучения русского языка, делать самостоятельные выводы и применять полученные теоретические знания для написания курсовой работы и магистерской диссертации.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор кафедры современного русского языка Пономаренко Ирина Николаевна
10 часов лекций
46 часов практики
2 семестра
6 кредитов

10-й семестр

Активные процессы в современной словообразовательной системе современного русского языка
Дисциплина «Активные процессы в словообразовательной системе современного русского языка» входит в цикл дисциплин по выбору (индекс М2.В.ДВ.2). Словообразование как раздел науки о языке входит составной частью в один из фундаментальных курсов в системе подготовки филологов – курс современного русского литературного языка. Словообразование тесно связано с такими дисциплинами, как фонетика (фонология), лексикология и одновременного входит в сферу интересов грамматики, в частности морфологии, поскольку новые слова образуются в соответствии с законами грамматического строя русского языка, а грамматическое значение выражается с помощью соответствующих морфем, участвующих в образовании слов. В свою очередь в качестве составных частей данный раздел включает в себя морфемику, морфонологию и собственно словообразование. Таким образом, курс словообразования имеет важное теоретическое и методологическое значение в преподавании и изучении современного русского языка.
Курс «Активные процессы в словообразовательной системе современного русского языка» читается на 1 курсе магистратуры, после изучения фонетики (фонологии) и лексикологии и опирается на умения магистрантов анализировать единицы соответствующих уровней современного русского языка. Данный курс имеет научно-педагогическую направленность
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент Татьяна Владимировна Шемелева
8 часов лекций
12 часов практики
1 семестр
Актуальные проблемы вузовского преподавания филологических дисциплин
Дисциплина «Актуальные проблемы вузовского преподавания филологических дисциплин» входит в цикл обязательных дисциплин (индекс М1.В.ОД.2). Она читается на первом курсе магистратуры и опирается на ранее полученные магистрантами знания в области филологии и на новейшие достижения в методике преподавания, в педагогике и психологии.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Марченко Елена Петровна
8 часов лекций
12 часов практики
1 семестр
2 кредита
Деловой иностранный язык
Дисциплина «Деловой иностранный язык» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла.
Дисциплина обеспечивают углубленную подготовку студентов-магистров к разнообразной профессиональной деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области иностранного языка в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации, в различных областях профессиональной деятельности.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лучинская Елена Николаевна, Мирошниченко Елена Николаевна
62 часа лабораторных работ
2 семестра
4 кредита
Информационные технологии
Кафедра Вычислительной математики и информатики
Лектор Сухан Ирина Владимировна
20 часов лабораторных работ
1 семестр
3 кредита
Методика написания магистерской диссертации
Данная учебная дисциплина входит в раздел «М2. Профессиональный цикл» вариативной части М.2 ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700.68 – «Филология», магистерская программа «Русский язык».
Учебная дисциплина тесно связана с курсами общенаучного цикла («Филология в системе современного гуманитарного знания», «Методология и методы научных исследований»). Изучение дисциплины основывается и на знаниях, полученных обучаемыми при освоении программы бакалавриата (направления 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Русский язык», «Литература»), 032700.62 Филология (профиль «Отечественная филология», профиль «Прикладная филология (русский язык и литература») или специалитета.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд филол. наук, преподаватель Буданова Светлана Геннадьевна
20 часов практики
1 семестр
6 кредитов
Научно-исследовательский семинар
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Лидия Алексеевна Исаева
Окказиональное словообразование: лингво-прагматические характеристики
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент Татьяна Владимировна Шемелева
Филология в системе современного гуманитарного знания
Данный курс, отражая современную направленность лингвистических исследований и прагматический аспект современной филологии имеет профессиональную направленность, Специалист-филолог должен знать актуальные направления современной филологии в общей системе гуманитарных наук Он должен уметь самостоятельно анализировать научную литературу, отражающую степень разработанности комплекса проблем, аспектизирующих актуальные исследований в области изучения русского языка, делать самостоятельные выводы и применять полученные теоретические знания для написания курсовой работы и магистерской диссертации.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор кафедры современного русского языка Пономаренко Ирина Николаевна
10 часов лекций
46 часов практики
2 семестра
6 кредитов

11-й семестр

Активные процессы в синтаксической системе современного русского языка

Данный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий магистр филологии должен знать, какие изменения обнаруживаются в синтаксисе современного русского языка, чем это обусловлено, какие новые направления в исследовании синтаксических явлений сложились в конце 20 – начале 21 веков. Он должен уметь находить в языке заданные синтаксические конструкции, грамотно их квалифицировать их, знать категориальные признаки исследуемых явлений, ориентироваться в современной научной литературе.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Исаева Лидия Алексеевна
22 часа практики
1 семестр
Актуальные проблемы современного синтаксиса
Курс «Актуальные проблемы современного синтаксиса» читается на 2 курсе магистратуры после изучения всех разделов предмета «Современный русский язык» и опирается на последние научные достижения.
Данный лекционный курс имеет профессионально-педагогическую направленность. Будущий магистр филологии должен знать, какие изменения обнаруживаются в синтаксисе современного русского языка, чем это обусловлено, какие новые направления в исследовании синтаксических явлений сложились в конце 20 – начале 21 веков
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Исаева Лидия Алексеевна
22 часа практики
1 семестр
2 кредита
Вторичные тексты: структурные, семантические и прагматические особенности
Дисциплина «Вторичные тексты: принципы создания и методика проверки» входит в базовую часть стандарта по подготовке 032700.68 «Филология». Она опирается на умения магистрантов, полученные в курсе «Современный русский язык», «Лингвистический анализ художественного текста», «Лингвистическая идентификация личности», «Грамматический антропоцентризм», «Языковая картина мира жителей Кубани».
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Исаева Лидия Алексеевна
22 часа практики
1 семестр
Деловой иностранный язык
Дисциплина «Деловой иностранный язык» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла.
Дисциплина обеспечивают углубленную подготовку студентов-магистров к разнообразной профессиональной деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области иностранного языка в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации, в различных областях профессиональной деятельности.
Кафедра Общего и славяно-русского языкознания
Лектор Лучинская Елена Николаевна, Мирошниченко Елена Николаевна
62 часа лабораторных работ
2 семестра
4 кредита
Научно-исследовательская практика (работа)
Научно-исследовательская практика (работа) (М3.Н) проводится по окончании 2 семестра 1 курса магистратуры и базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла 1 года.
Прохождение производственной практики необходимо как предшествующее для дисциплин вариативной части профессионального цикла в соответствии с профессиональной направленностью магистерской программы. 6 недель – научно-исследовательская практика (работа) – 5 курс, 8 недель –научно-исследовательская практика (работа) – 6 курс.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,проф. Исаева Лидия Алексеевна
Научно-педагогическая практика
М.3.Практика является обязательным этапом основной образовательной программы подготовки магистра. Она осуществляется на втором курсе магистратуры после изучения предмета «Современный русский язык» и опирается на знания магистрантов всех разделов данного курса, умения анализировать единицы всех уровней – от звука до текста. Для качественного прохождения практики необходимо знать современный русский язык во всем объеме курса, основы культуры речи и стилистики, педагогики и психологии, на что необходимо ориентировать студентов в процессе преподавания курса методики русского языка.
Научно-теоретическая подготовка магистрантов перед их выходом на научно-педагогическую практику осуществляется на занятиях по «Методике преподавания русского языка», а также на общетеоретических занятиях по «Филологии в системе гуманитарного образования».
Дополнительный круг компетентностей, необходимых для успешного прохождения научно-педагогической практики, формируется и в рамках таких дисциплин, как: «Этнокультурные основы лингвистики», «Основы лингвокультурологии», «Прагматический подход к исследованию художественного текста», «Языковая экология», «Речевая культура современного учителя», «Лингвистические задачи в процессе обучения русскому языку в средней школе», «Коррекционная методика», «Научные методы лингвистических исследований», то есть в рамках тех дисциплин, на которых формируется научное осмысление современной филологической парадигмы.
До научно-педагогической практики магистрант должен знать основные разделы современного русского языка: фонетика, лексикология, словообразование и морфемика, морфология, синтаксис и опираться на ранее полученные знания в области филологии и на новейшие достижения в методике преподавания русского языка, в педагогике и психологии. Практика тесно связана с курсами общенаучного цикла: «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Методология и методы научных исследований». Она основывается и на знаниях, полученных обучаемыми при освоении программы специалитета.
Научно-педагогическая практика базируется на освоении как теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла, так и дисциплин, непосредственно направленных на рассмотрение видов профессиональной деятельности филолога (методология научного исследования и практической деятельности в профильной сфере; методика преподавания русского языка, литературы, риторики и других вузовских дисциплин).
Необходимое требование для прохождения практики — наличие современных представлений об устройстве языка и его функционировании.
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт.фил.наук,проф. Марченко Елена Петровна
Педагогическая риторика
Дисциплина «Педагогическая риторика» входит в общенаучный цикл (М.1.В.ОД.3.).
Поскольку дисциплина изучается студентами 2 курса магистратуры в 11-м учебном семестре, то «входным» является знание современной научной парадигмы в области филологии и умение анализировать текст. Данная дисциплина логически связана с курсами: «Педагогический дискурс: институциональные признаки и персональные особенности» (М.2.В.ОД.1), «Теория русского текста» (М.2. В.ОД.5), базируется на знаниях, полученных в процессе обучения по программам (бакалавриата и специалитета): «Современный русский язык» и «Методика преподавания русского языка»
Каждая дисциплина обладает своим дискурсом, выступающим в виде специфической для данной дисциплины «форме знания» – понятийного аппарата с тезаурусными взаимосвязями.
Педагогическая риторика неразрывна связана с русской филологической культурой и российским университетским образованием.
Быстрое и продуктивное развитие риторики в конце ХХ века вызвано появлением новых языковедческих наук - лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии. Однако невозможно разрабатывать теорию отдельной частной риторики, если нет целостной концепции риторики общей. Активная и успешная деятельность современных отечественных лингвориторических школ, по сути, подтверждает гипотезу о том, что задача теоретического обоснования и практической реализации современной профессиональной речевой подготовки специалиста в русле отечественной речевой традиции может быть решена с помощью конструирования особой частной риторики - педагогической в том числе, основанной на общериторической концепции гармонизирующего диалога. Ключевое положение в системе понятий, использующихся в ней, принадлежит категории риторического идеала, которая представляет собой парадигму риторических и общеэстетических и этических положений, характерную для той культуры, в которой данный риторический идеал сформировался и функционирует. Уровень речевой реализации риторического и педагогико-риторического идеалов определяется посредством таких категорий как риторическая стратегия (понимаемая как структурный организующий принцип речевого поведения), риторическая тактика (как способ осуществления той или иной риторической стратегии), риторический стиль (как специфическая система риторических приемов, форм и средств, организованная для реализации определенной риторической тактики и стратегии).
Педагогическая риторика протекает в образовательном и педагогическом пространстве. Многофункциональность педагогической риторики позволяет говорить как о лингвистических, так и метаязыковых аспектах; функционирование ее в качестве дескриптивного аппарата и нормативного регулятора дает возможность трактовать педагогическую риторику, как «вторичную» грамматику, функционирующую как своего рода метатекст. Педагогическая риторика, как часть общей риторики, берет на себя задачу создания «функционального языка», выступая как один из важнейших инструментов культуры, который организует её языковую и коммуникативную систему.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд. филол. наук, доцент Шемелева Татьяна Владимировна
10 часов лекций
12 часов практики
1 семестр
3 кредита
Производственная практика
Производственная практика (П) проводится по окончании 9 семестра 5 курса и базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в ходе изучения дисциплин базовой части профессионального цикла.
Производственная практика связана со следующими видами профессиональной деятельности выпускника магистерской программы 032700 «Филология»:
- проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах.
- организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.
Полученные в результате практики организационные и проектные умения необходимы и полезны для прохождения научно-иследовательской практики и организации собственной работы над магистерской диссертацией.
Кафедра Современного русского языка
Лектор канд.фил.наук,преп.Буданова Светлана Геннадьевна,канд.фил.наук,доц. Борисова Ольга Геннадиевна
Теория русского текста
Дисциплина «Теория русского текста» входит в профессиональный цикл, в его вариативную часть, в число обязательных дисциплин (индекс М2.В.ОД.5). Поскольку дисциплина изучаетсямагистрантами 2 курса магистратуры в 1-м учебном семестре, то «входным» является знание современной научной пара-дигмы в области филологии и умение анализировать текст. Преподаваемая дис-циплина опирается на знания, полученные специалистами во время изучения курса «Лингвистический анализ художественного текста» и бакалаврами в ходе изучения курса «Филологический анализ текста». Данная дисциплина логиче-ски связана с дисциплиной «Научный текст: структура и прагматика» (М2.В.ОД.4) и является основой для некоторых дисциплин профессионального цикла, в частности курса «Теория русского текста» (М.2.В.ОД.5).
Кафедра Современного русского языка
Лектор докт. филол. наук, профессор Исаева Лидия Алексеевна
10 часов лекций
12 часов практики
1 семестр
2 кредита