Опубликовано на Кубанский государственный университет (https://www.kubsu.ru)

Home > Портфолио

Кафедра прикладной лингвистики и новых информационных технологий

Профессор
Доктор филологических наук, доцент,
Преподаваемые дисциплины:
Академический английский язык; Дискурс и коммуникативные практики; Коммуникация в международной академической среде; Медиадискурс академической среды; Практикум научной коммуникации; Практикум профессионально-ориентированной речи (первый иностранный язык); Теория и практика межкультурной коммуникации;,

Профессиональная деятельность

Российская коммуникативная ассоциация
2022 г.
Должность: 
эксперт-рецензент
10 февраля 2005
свидетельство эксперта научно-технической сферы
2019 г.
Дата вручения: 
29 августа 2019
Свидетельство № 08-04082 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ от 29.08.2019

Основные публикации

CHANGES IN TRADITIONS OF ACADEMIC DISCOURSE CONTRUCTION: A TEN-YEAR PERIOD ANALYSIS
2022 г.
Дата публикации: 
23 октября 2022
European Proceedings of Educational Sciences EpES Changes in how academic discourse is constructed signal transformations in academia and in society in general. The aim of this research is to see how the requirements of written academic discourse construction in Russian have changed within the period of 10 years. For this purpose, the research corpus including 10 academic articles published in 2011 and 10 academic articles published in 2021 in the same peer reviewed journal was compiled. During the research the methods of interpretation, classification, statistical analysis, and discourse analysis were used. The discourse analysis was carried out with a special attention paid to such dimensions as form / content orientation and reader / writer orientation. The research shows that within 10 years Russian tradition of academic writing switched from being content and writer oriented to predominantly form and reader oriented. Certainly these changes are caused by the influence of international English-language publication requirements but they also signify transformations that happened in the academic community and in Russian contemporary society.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon changes_in_tradiions_of_academic_discourse_construction.pdf
From Local to International Publishing Requirements
2022 г.
Дата публикации: 
23 октября 2022
HSE Academic Writing Center Blog “The logic is not quite clear” seems to be a frequent reviewers’ comment on research papers written by non-native speakers. It arises from different expectations. Academics from different cultural backgrounds write differently as logic is affected by the writer’s culture and values. Although academic communities are aware of the differences in academic writing conventions, sometimes it’s hard to switch from local to international publishing requirements. The questions are “What should we know about international publishers’ expectations? How should we adjust to them while writing in English?”
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Особенности реализации сконструированного диалога в мотивационном дискурсе
2022 г.
Дата публикации: 
25 августа 2022
Рассматриваются особенности использования сконструированного диалога (СД) в мотивационном дискурсе. Цель исследования – выявить характеристики СД в мотивационных выступлениях трех российских спикеров. В исследовательский корпус вошли выступления Р. Гандапаса, В. Полунина, М. Сейсембаева, которые были определены как мотивационные. Мо- тивационный дискурс избран в качестве материала анализа в силу его возросшей роли в повседневной жизни современного человека, а также в связи с его способностью влиять на формирование аспектов картины мира индивида. Основными характеристиками мотивационного дискурса выделены такие свойства, как высокая ориентация на адресата, экспрессивность и эмоциональность. С помощью лингвопрагматического подхода, включающего методы контекстуального анализа, а также классификации, систематизации и интерпретации было установлено, что СД является неотъемлемой особенностью мотивационной речи. Частота его употребления не влияет на экспрессивность и эмоциональность дискурса, а больше направлена на установку контакта с аудиторией и разъяснение понятий, связанных с темой выступления. Для эмоциональных спикеров, опирающихся на невербальные и па- равербальные средства коммуникации, характерно использование таких типов СД, как внутренняя речь и хоровой (классификация Д. Таннен). Для сдержанной мотивационной речи, активно использующей аргументы, сравнения, цитаты, характерен преимущественно конкретизирующий тип СД.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon osobennosti_realizacii_skonstruirovannogo_dialoga_v_motivacionnom_diskurse.pdf
Особенности конструирования англоязычного мотивационного дискурса: уровень грамматики
2022 г.
Дата публикации: 
25 августа 2022
Статья посвящена выявлению характеристик мотивационного дискурса на материале четырех выступлений ведущих англоязычных спикеров. Определены особенности грамматических средств, которые они используют при конструировании своих мотивационных речей. Сделан вывод о том, что основными характеристиками рассматриваемого дискурса являются его высокая ориентация на адресата, полифоничность, экспрессивность. Многообразие используемых спикерами дискурсивных средств направлено на то, чтобы поделиться своим опытом с аудиторией, вызвать у нее процессы рефлексии и мотивировать действовать определенным образом.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon osobennosti_konstruirovaniya_angloyazychnogo_motivacionnogo_diskursa.pdf
Constructed dialogue in motivational discourse: functions and cross-cultural specifics
2022 г.
Дата публикации: 
25 августа 2022
Филологические науки: научные доклады высшей школы. Москва: изд-во ИНОИЦ «Алмавест», 2022. № 4, С. 13-21. DOI 10.20339/PhS.4-22.01
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Академическое письмо в вузе: как получить высокую оценку за первую академическую статью по филологии в магистратуре
2022 г.
Дата публикации: 
25 августа 2022
Изложение результатов собственного исследования в форме академической статьи демонстрирует уровень навыка академического письма у обучающихся и является важным компонентом формирования языковой личности современного учёного. Целью представленного исследования является анализ сложностей, с которыми столкнулись студенты-магистранты при написании своей первой статьи по филологии. Материалом исследования стали три варианта статьи десяти студентов, обучающихся на 1 курсе магистратуры по направлению 45.04.01 Филология в ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет». Систематизация выявленных ошибок в текстах статьи студентов показала, что наибольшие сложности они испытывали при: выделении в тексте статьи структурных разделов (введение, заключение и т.д.); понимании методологии проведения собственного исследования; определении наиболее важной информации, связанной с темой статьи; конкретном и ясном описании своего исследования и формулировании убедительных выводов в заключении. Предварительное информирование студентов о данных аспектах академического письма, а также о том, что академический текст формируется под влиянием событий реальности и ожиданий академического сообщества, может помочь молодым учёным при подготовке текста своей первой академической статьи.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Дискурс активного обучения: особенности конструирования (на примере англоязычного академического дискурса)
2021 г.
Дата публикации: 
10 февраля 2022
Статья посвящена выявлению особенностей конструирования дискурса активного обучения. В качестве материала исследования использованы 6 англоязычных видеороликов, посвященных формату активного обучения на лекционных занятиях в вузе. Выбор данных видеороликов для исследовательского корпуса обусловлен их высокой популярностью на платформе YouTube, а также тем, что они демонстрируют фрагменты реальных лекционных занятий, сопровождающиеся объяснениями лекторов. Изучение эмпирического корпуса производится с помощью метода дискурсивного анализа, позволяющего соотнести речевые приемы лекторов с реализуемыми ими коммуникативными целями, а также методов систематизации и классификации. Для анализа были составлены транскрипты всех видеороликов, вошедших в исследовательский корпус. В результате проведенного исследования были выделены отличительные черты академического дискурса активного обучения и дискурсивные средства, с помощью которых англоязычные лекторы конструируют данный дискурс в аудитории. Исследуемый тип дискурса охарактеризован как академический и институциональный; его отличительными особенностями являются высокая диалогичность и эмоциональность. В ходе анализа материала исследования было определено, что при конструировании дискурса активного обучения англоязычные лекторы используют такие коммуникативные средства и приемы, как использование фактических данных, вопросы, актуализация адресата, повторы, директивные конструкции, выражение оценки и солидаризации. Сделан вывод о том, что дискурс активного обучения обладает мотивационными и интерактивными свойствами; это связано с направленностью формата активного обучения на повышение мотивации студентов к активному освоению знаний.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Вербализация показателя феминности в мультипликационном дискурсе
2021 г.
Дата публикации: 
11 августа 2021
Коммуникативные исследования: Омский гос. ун-т имени Ф.М Достоевского, 2021. Том 8. № 2. С. 381-194. DOI: 10.24147/2413-6182.2021.8(2).381-394.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon verbalizatsiya-pokazatelya-feminnosti-v-multiplikatsionnom-diskurse.pdf
Дискурсивные категории оценки и диалогичности в академическом дискурсе
2021 г.
Дата публикации: 
10 ноября 2021
В статье рассматриваются характеристики дискурсивных категорий оценки и диалогичности в академическом дискурсе. Оценка изучена на материале 5 отзывов о диссерта- ции, размещенных на сайте КубГУ, а дискурсивная категория диалогичности – на материале трех открытых лекций современных лингвистов. В ходе исследования были использованы методы дис- курсивного и лингвопрагматического анализа, классификации, систематизации и интерпретации. В результате проведенного исследования мы делаем вывод о том, что оценка в отзыве преимуще- ственно реализуется с помощью обязательных и факультативных компонентов, а также обуслав- ливается коммуникативной ситуацией, заданной параметрами институциональности академиче- ского дискурса. Диалогичность, способствующая интерактивному характеру лекции и усиливаю- щая чувство контакта лектора с аудиторией, конструируется средствами, которые объединяют лектора со слушателями в единую коммуникативную плоскость. В анализируемых лекциях нами были выделены тактики диалогизации: управление вниманием; очеловечивание лектора; объясне- ние лектором своих действий, которые формируют дискурсивную категорию диалогичности. Научная новизна данного исследования заключается в следующем: выявлена специфика категории оценки на материале отзыва о диссертации, в результате чего конкретизируются особенности дан- ного жанра академического дискурса; определены тактики коммуникативной стратегии коопера- ции, с помощью которой конструируется категория диалогичности в лекции
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Жанры дискурса академической среды: традиционное и новое. Монография.
2021 г.
Дата публикации: 
09 ноября 2021
Монография посвящена двум важнейшим жанрам академической среды — академической статье и лекции. В центре внимания автора — типичные особенности данных жанров, а также новые характеристики, появившиеся им влиянием англо-американских моделей коммуникации и преобразований в ценностных ориентирах современных обществ. Опираясь на междисциплинарный подход и анализ разнообразного эмпирического корпуса, автор определяет место академической статьи в современном академическом контексте, иллюстрирует основные параметры её конструирования, рассматривая одновременно социокультурную специфику данного жанра. Лекционный дискурс изучен как актуальный жанр академической сферы, обладающий очевидной стратегической направленностью и преобразующийся под влиянием новых тенденций академической среды. Адресуется специалистам-языковедам, студентам старших курсов, магистрантам и аспирантам соответствующих направлений, а также всем, кто интересуется процессами современной коммуникации в целом и процедурами конструирования жанров академического дискурса в частности.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Системный анализ сходств и различий академического и научно-популярного дискурса
2020 г.
Дата публикации: 
11 августа 2020
Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании: сборник науч. трудов. Краснодар: КубГУ, 2020. С. 141-150. ISBN 978-5-8209-1820-9
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Information resources for foreign language teachers’ self-development: overview (Book chapter)
2020 г.
Дата публикации: 
11 августа 2020
Larissa Vikulova, Irina Khoutyz, Irina Makarov, Svetlana Gerasimova, Liudmila Borbotko. Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives. Z. Anikina (Ed.): IEEHGIP 2020, LNNS 131, Springer Nature Switzerland AG, pp. 119–127.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Storytelling in English and Russian-language lecture discourse
2020 г.
Дата публикации: 
11 августа 2020
Moderna Sprak, 2020. № 114 (2), p. 73-90.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon storytelling_in_lecture_discourse.pdf
Язык в повседневных контекстах (Language in everyday contexts): Практикум
2020 г.
Дата публикации: 
11 августа 2020
Бычкова О.Н., Хутыз И.П. Язык в повседневных контекстах (Language in everyday contexts): Практикум. Краснодар: КубГУ, 2020. 165 с. ISBN 978-5-8209-1812-4
Характеристика англоязычных массовых открытых онлайн курсов в академической среде
2020 г.
Дата публикации: 
11 августа 2020
Общество. Коммуникация. Образование. Санкт-Петербург, 2020. Т. 11 (4). С. 43–50. DOI: 10.18721/JHSS.11404
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon haraakteristika_massovyh_onlayn_kursov_43-50.pdf
Духовная Т.В., Уланова Е.Э., Федоров И.Е., Хутыз И.П. Институциональный дискурс. Контексты, герои, эмоции: коллективная монография
2020 г.
Дата публикации: 
11 августа 2020
Монография посвящена исследованию нескольких типов институционального дискурса, а именно: кинодискурса, жанров академического дискурса (интервью и лекции), ток-шоу. Авторы анализируют эмпирический материал, взятый из нашей реальности, применяя комплексные междисциплинарные методологии, свойственные эпохе антропоцентризма. Каждая глава рассматривает как общие тенденции конструирования институционального дискурса, так и те, которые характерны исключительно для изучаемых авторами жанров, например, роль коммуникативной стратегии сторителлинга в лекции, жанре академического дискурса. Адресуется специалистам-языковедам, студентам старших курсов, магистрантам и аспирантам соответствующих направлений, а также всем, кто интересуется вопросами институциональной коммуникации в контексте действительности. М.: Флинта, 2020. 248с. ISBN 978-5-9765-4404-8
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Специфика конструирования дискурса научно-исследовательской статьи: диахронный аспект
2020 г.
Дата публикации: 
11 августа 2020
Общество. Коммуникация. Образование. Санкт-Петербург, 2020. Т. 11, № 2. С. 117–126. DOI: 10.18721/JHSS.11211
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon specifika_konstruirovaniya_117-126.pdf
Verbalization of cultural communication traditions in academic discourse
2020 г.
Дата публикации: 
11 августа 2020
European Proceedings of Social and Behavioral Sciences: Conference Proceedings. London, 2020. P. 1070-1081. e-ISSN: 2357-1330
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Средства диалогизации академического дискурса на русском и английском языках
2020 г.
Дата публикации: 
25 апреля 2020
Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. – 2020, № 1. – С. 41–55.
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon sredstva_dialogizacii.pdf
Сторителлинг в лекционном дискурсе
2020 г.
Дата публикации: 
07 апреля 2020
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10, № 2. С. 64–73. DOI: 10.18721/JHSS.10206 ISSN 2304-9758 ISSN online 2618-8651
Ссылка: 
Ссылка на публикацию
Файл: 
PDF icon 64-73.pdf

Конференции

Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения
2022 г.
22 апреля 2022
X Международная научная конференция «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения», РУДН, Москва, 22-23 апреля 2022. Участие с докладом «Изменение традиций конструирования академического письма как отражение преобразований в обществе». Сайт конференции: https://lspconference.ru/index-rus.html. Ссылка на программу конференции https://lspconference.ru/archive/2022_programme_rus.pdf
Германистика в современном пространстве
2022 г.
23 апреля 2022
Участие в VIII Международной научно-практической конференции «Германистика в современном пространстве» с докладом «Коммуникативные стратегии в дискурсе вебинара» (Краснодар, КубГУ). Совместно с А.А. Подшибякиной,
Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании
2022 г.
22 апреля 2022
Участие во Всероссийской научно-практической конференции «Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании» 22.04.2022 с докладом «Академическое письмо в вузе: как получить высокую оценку за первую академическую статью по филологии в магистратуре» (Краснодар, КубГУ).
Switching from local to international academic writing requirements
2022 г.
28 октября 2021
Conference title: "Supporting Faculty in Writing for Publication: Best Practices", organized by Academic Writing Center of Higher School of Economics, 28.10.-29.10.2021
"Storytelling in lecture discourse: cross-cultural specifics"
2021 г.
29 мая 2021
Участие с докладом "Storytelling in lecture discourse: cross-cultural specifics" в XIII Международной научно-практической конференции «Изучение и преподавание языков: мечты, надежды, стремления, достижения», 27-29 мая 2021 года в дистанционном формате (ZOOM) в Амурском государственном университете, г. Благовещенске. https://feelta.amursu.ru/sektsii/